Преемственность священных писаний

    Трансцендентность и имманентность по Корану

    Оглавление

    С точки зрения Корана трансцендентность и имманентность относительна, и она объяснима по отношению к человеку, который находится в четырехмерном измерении и не в состоянии представить многомерность. Тот, Кто владеет Высшим Разумом, – Творец, о Котором говорит Коран:

    «Он – Аллах, Творец, Создатель, Образователь (придающий облик)... Он Великий, Мудрый!»

    Коран 59:24

    Он – не только видящий, но и сотворивший Мироздание –многомерное пространство-время по отношению к своему многомерному творению, не только находится в трансцендентальном отношении (потусторонне), но и «присутствует» везде, то есть имманентен, и о чем говорят многие знамения Корана:

    «Он – Аллах на небесах и на Земле. Он знает то, что утаиваете и совершаете открыто, и знает то, что приобретаете».

    Коран 6:3

    «Его Престол (Подножие Трона) х объемлет небеса и землю, и не тяготит Его попечение (содержание, охрана) их».

    Коран 2:255

    «Воистину они сомневаются во встрече со своим Господом. Воистину Он объемлет всякую вещь».

    Коран 41:54

    «...и Мы ближе к нему (человеку), чем его шейная артерия».

    Коран 50:16

    «Он (Господь) – Первый (до начала этого Мироздания) и Последний (после завершения ее), Явный (и в том, что мы находимся мире) и Тайный (и в том, что недоступно нам). Он знает о всякой вещи».

    Коран 57:3

    «Ему принадлежит власть над небесами и землей; Он живит и мертвит: ведь Он – мощен над всякой вещью. Ему принадлежит власть над небесами и землей, и к Аллаху возвращаются все дела».

    Коран 57:2, 5

    «А когда душа подступает к горлу, И вы смотрите (на умирающего), А Мы (Аллах) ближе к этому, чем вы сами, но вы не видите. А если бы – разве не будете судимы,

    Вы бы вернули ее обратно, если вы говорите правду!»

    Коран 56:74-86

    «Разве ты не видишь, что Аллах знает то, что в небесах и что на земле? Не бывает тайной беседы трех, чтобы Он не был четвертым, или пяти, чтобы Он не был шестым; и меньше, чем это, и больше, без того, чтобы Он не был с ними, где бы ни были они. Потом сообщит Он им, что они делали, – в День воскресения. Ведь

    Аллах о всякой вещи знающ!»

    Коран 58:7

    Согласно Корану, между Господом и Его творением, в том числе человеком, нетпосредников, в этом многомерном мироздании. С одной стороны Господь трансцендентен, то есть Он находится вне обозреваемого человеком миром, а с другой стороны Господь имманентен, то есть Господь находится рядом с человеком.

    «...ведь Аллах объемлет всё и знает обо всём!»

    Коран 5:54

    «А Аллах окружает их сзади!»

    Коран 85:20

    «Во власти Аллаха восток и запад. Куда б ни обратили свой взор, Лик Господа повсюду, Аллах ведь все объемлешь и Всезнающ».

    Коран 2:115

    «Мы ближе к нему, чем его сонная артерия!» Коран 50:15; «А Он Аллах на небесах и на Земле, Он знает то, что вы утаиваете и знает, что совершаете, открыто, и знает то, что приобретаете!»

    Коран 6:3

    «Превыше всего Аллах, Истинный Властелин! Нет божества кроме Него, Господа благородного Трона!»

    Коран 23:116

    «Пречист Господь небес и земли, Господь Трона, и далекот того, что они приписывают. Благословен Тот, Кому принадлежит Власть над небесами и землей и тем, что между ними. У Него знание о Часе ик Нему вы будете возвращены».

    Коран 43:82, 85

    Есть еще упоминаемое в Коране Всевышним другое слово, но переводимое переводчиками также – Трон «Престол» – «Курсию», но по смыслу менее значительное:

    «Престол Его объемлет небеса и землю, и не тяготит Его охрана их, – поистине, Он – Высокий, Великий!»

    Коран 2:255

    По преданию Абу Зарра аль-Гиффари, посланник Аллаха Мухаммад сказал:

    «Семь небес по сравнению с «подножием Трона» – Престолом – (Курсийю) похожи на колечко, брошенное в пустыне, а превосходство Трона (Арша) над его Подножием подобно превосходству этой пустыни над этим колечком».

    Этот хадис предал ибн Абу Шайба в книге «Сифат Аль Арш» со слабой ссылкой, однако он подтверждается другими похожими сообщениями. Поэтому аль–Албании назвал его достоверным в книге «Силсилат аль-Ахадис ас-Сахих».

    Передают также, что Ибн Аббас сказал:

    «Подножие Трона – это образно место для стоп, а Трон (Арш) никто не способен представить себе достойным образом, кроме Всевышнего Аллаха».

    Передают, что, по словам Ас-Судди, Абу Малик сказал:

    «(Престол) или «Подножие Трона – (Аль-Курсию) находится под Троном (Аршом)».

    Ибн Касийр сказал, ссылаясь на Ас-Судди:

    «Небеса и земли находятся внутри Престола – Подножия Трона (Курсийу), а Подножие находится внутри Трона (Арша)».

    В этом сообщении Посланника Аллаха и в комментариях первых сподвижников Пророка представляется картина имманентности и трансцендентности Аллаха – Господа миров, что практически невозможно представить человеку. Вот каким человек может представить многомерная вселенная. Можно ли взглянуть со стороны на пузыри. Но этого как раз и нельзя сделать человеку. Согласно теории относительности на мир можно смотреть только изнутри – из «пузырей», и каждый наблюдатель увидит только свою Вселенную, свой мир и только ее одну.

    Чтобы представить себе это нагляднее, вообразим на минутку, что «пузыри» соединены сверх узкими коридорами – как бы микроскопическими проколами из одного мира в другой. Тогда все миры будут частями единого Мироздания – Вселенной. Такая Вселенная обнимает все пространство. Вне ее ничего нет. Если теперь коридоры будут становиться все уже и уже, то, в конце концов, мы получим парадоксальную картину разделенных и полностью замкнутых миров.

    Думается, что все миры взаимосвязаны между собой физическими процессами, хотя еще это математически не подтверждено. И действительно, если мы учтем квантовые поправки, «замкнутые миры» превратятся в «полузамкнутые».

    И все же кажется просто невероятным: огромная Вселенная, Метагалактика, и в то же время крохотный «пузырь» в пространстве-времени! В это трудно поверить. Тем более что непонятно, каким образом могли образоваться в природе почти замкнутые миры-Вселенные, если не творение Господа. Тот, Кто выше и недоступен для созданий, которые находятся внутри этих миров «пузырей». Кто описывает все это в Своем Заключительном Завете – Послании для всех народов и на все времена.