Преемственность священных писаний

    В чем смысл веры в сотворение сегодня?

    Оглавление

    В образах и притчах своего времени библейские повествования о сотворении отвечают на простые основные вопросы, которые задают себе и нынешние люди и на которые не может ответить естествознание с его методами и на его языке. В Библии даются ответы не на чисто теоретические, а на элементарные экзистенциальные вопросы.

    Ганс Кюнг ставит ряд вопросов:

    -          «Что было в начале?» «Милостивый и Милосердный Бог – причина всех вещей».

    Согласно Корану:

    «Во Имя АллахаМилостивого и Милосердного».

    Коран 1:1

    «Он – Первый и Последний, Явный и Тайный, и Он о всякой вещи знающ».

    Коран 57:3

    -          «Является ли нечто иное (звезда, животное, человек) богом наряду с Богом?» и получает ответ о том, что «нет бога, кроме Бога».

    Это равнозначно первому столпу Ислама – та же формулировка (нет божества, кроме Бога), на арабском языке: (Ла илаха илла Ллах).

    Мы не посылали ни одного посланника до тебя, не внушив ему: «Нет божества кроме Меня.

    Поклоняйтесь же Мне!»

    Коран 21:21-25

    -          «Но не борются ли в мировой истории, как это может показаться, доброе и злое начало?» и ответ на это следующий – «нет, Бог – это благой Бог, не конкурирующий ни с каким злым или демоническим противоположным началом».

    Доброе и злое по Корану – две противоположности сотворенное Господом, которые постоянно конкурируют, взаимодействуют в мире друг с другом, а для человека испытания Господа добром и злом.

    «Скажи: «Он – Аллах Единственный, Аллах Самодостаточный (Вечный) ...»».

    Коран 112:1-4

    «...и который сотворил все пары»

    Коран 43:12

    -          «Не обладает ли какая-то часть реальности более низким качеством: материя по сравнению с духом, сексуальность по сравнению с духовностью?» Ответ –«ни в коем случае, мир благого Бога-Творца, а тем самым и материя, человеческое тело и сексуальность в принципе хороши:

    «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма»

    (Бытие, 1:31)

    Согласно Корану, эти все противоположности, такие как духовность и сексуальность, есть творения Господа для блага человека:

    «Среды Его знамений – то, что Он создал жен для вас из вас самых, чтобы выжили с ними в спокойствии, и поселил любовь и терпение друг к другу в ваши сердца. Воистину в этом есть знамения для тех, кто разумен!»

    Коран 30:21

    Если использовать и сексуальность по законам Господа, не занимаясь прелюбодеянием, гомосексуализмом, то и здесь человек получает благое. Как сказал пророк Мухаммад: «Если сделать запретное (прелюбодеяние, гомосексуализм) – греховно, то подобным же образом сделать дозволенное (с супругой) – это благое».

    - «В чем цель процесса творения?» Человек – не изолированный, но человек среди космоса – вот великая цель процесса творения. Не только спасение, но уже само творение означает, согласно Библии, благодатное обращение Бога к миру и человеку. Поддержание мира в его существовании может пониматься как продолжающееся творение («сгеаtiо сопtiпиа») и развитие («еvо1иtiо»).

    Процесс сотворения – это заранее установленный Творцом процесс, куда входит и сотворение человека на земле (антропный принцип). Согласно Корану – миров и планет, подобных земле, много во вселенной, где находятся и живые существа, в том числе, подобные человеку. А человека, как и джина (существа из параллельного мира), сотворенного Господом для поклонения себе, Господь испытывает на земле для грядущей будущей жизни.

    «И Аллаху поклоняются то, что на небесах и на земле из животных, и ангелы, и они не превозносятся».

    Коран 16:49

    «Я ведь сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они Мне поклонялись».

    Коран 51:56

    Здесь можно задаться вопросом: абсолютная это случайность, что современное естествознание смогло развиться именно на фоне иудео-христианского учения о творении?

    Два основных понимания (они подчеркиваются также и в Коране), несомненно, были тому весьма полезными предпосылками.

    «По установлению Аллаха, которое произошло раньше: ведь ты никогда не найдешь в законах

    Аллаха перемены!»

    Коран 48:23

    Далее Ганс Кюнг заявляет:

    - «Мир – не Бог, он сотворен и не свят сам по себе; он отдан в распоряжение человека».

    По Корану мир (Мироздание) находится в распоряжении самого Творца – Аллаха и сотворен Его Нуром (Светом), а человек, как Его наместник на земле находится, как бы на испытании для грядущего будущего.

    «Творец небес и земли!... Нет никого подобного Ему, и Он Всеслышащий, Всевидящий. Ему принадлежат ключи небес и земли. Он увеличивает удел кому пожелает и соразмеряет. Он знает о всякой вещи».

    Коран 42:11, 12

    «И сказали они: «Взял Аллах для себя сына». Пречист Он! Да, Ему принадлежит все, что на небесах и на земле! Все Ему покоряются!»

    Коран 2:116

    «Я испытаю вас, чем – то и страхом, голодом, и потерей имущества и потерей самих и плодов богатства...»

    Коран 2:155

    Наконец, Ганс Кюнг приходит к окончательному выводу:

    - «Мир – не хаос, но упорядоченный космос; он может использоваться, обрабатываться и исследоваться человеком».

    По Корану –

    «Аллах – Свет небес и земли...»

    Коран 24:35

    Человеку, как разумному существу, необходимо изучать окружающую среду, природу, чтобы познать ее и использовать в жизненной необходимости:

    «Мы покажем им Наши знамения по «афаки» (странам, горизонтам, мирам, измерениям, фазам, уровням, ступеням, структурам, слоям) и в них самих, пока не станет им ясно, что это (Коран)

     Истина.»

    Коран 41:53, 54

    «Он – тот, Кто сделал вас наместниками (Себя) на земле...!»

    Коран 35:39

    Ганс Кюнг завершает свои мысли по вопросу о смысле веры в сотворение следующей фразой: «Какой же смысл может быть сегодня в том, чтобы, когда заходит речь о начале мира, продолжать говорить не только – с естественнонаучной точки зрения – о Большом взрыве, моделях мира и теориях космоса, но и с полным правом – с точки зрения богословия – о Боге, сотворившем мир, как это всегда исповедовало бесчисленное множество людей, основываясь на еврейской Библии, то есть иудеи, христиане и мусульмане» (Ганс Кюнг. «Начало всех вещей», Библейско-Богословский институт, Москва, 2007, стр. 145-147).

    С одной стороны, в данном вопросе Ганс Кюнг, как бы, хочет указать на то, что Коран заимствован пророком Мухаммадом из Библии, как рассуждают некоторые ученые Запада. Однако же, данные анализа сообщений Библии и Корана о сотворении Мироздания и его эволюционного развития в свете концепций современного естествознания, а также некоторые другие вопросы, которые мы поднимаем в этой книге, говорят совершенно обратное. Коран – это следующее Божественное Послание, рассчитанное на эпоху научно – технического прогресса. И, как указали мы выше, эта Книга комментирует предыдущие послания, Библию – Тору и Евангелию Божественной Мудростью с критической оценкой, исправляя те искажения, которые сделаны человеческим вмешательством в них.

    В следующих рассуждениях Ганса Кюнга мы находим размышления о том, как трудно верить современному человеку в Творца-Создателя, ибо сообщения Библии о творении не рассчитаны на нашу эпоху и не согласуются с концепциями современного естествознания. Ганс Кюнг пишет: «Вера в творение ничего не прибавляет к умению распоряжаться миром, которое было бесконечно обогащено естествознанием; эта вера не дает никакой естественнонаучной информации. Но вера в творение дарует человеку – в особенности именно в эпоху быстро совершающихся научных, экономических, культурных и политических революций, ведущих к отходу от своих корней и потере ориентиров, – умение ориентироваться в мире. Она позволяет человеку открыть смысл в жизни и в процессе эволюции, она может дать ему в руки мерило для его деятельности и последние гарантии в этой огромной, необозримой вселенной. Человек и в космическую эру, осмысляя удивительные открытия астрофизики и всматриваясь, как он это делал всегда, в ночное звездное небо, спрашивает себя: Зачем все это? Откуда все это? Из ничего? Но разве ничто объясняет нечто? Может ли разум довольствоваться этим?» (Ганс Кюнг. «Начало всех вещей», Библейско-Богословский институт, Москва, 2007, стр. 154).

    Учитывая отсутствие в Библии сообщений о законах, по которым сотворено Мироздание как «Небо и Земля» в единственном числе, не говоря о множественных мирах, Джон Мак-Артур рассуждает: «Но вместе со Вселенной Бог сотворил время. Я полагаю, что именно таков смысл слов «в начале» в Бытие 1:1. Первым творческим действием Бога было сотворение времени из вечности. А материя образовалась из нематериального. За одно мгновение Вселенная – со всем ее пространством и материей – была сотворена Божьим повелением из ничего. Невозможно сказать, какую форму приняла материя, но обратите внимание, что звезды и планеты не были сотворены вплоть до четвертого дня. Вселенная (по крайней мере – ее энергия и масса) уже возникла в каком-то виде, хотя светоносным звездам и планетам еще не была придана форма. Подробно не объясняется, какую форму имело все сотворенное. Но мне нравится парафраза Бытие 1:1, предложенная Генри Моррисом: «Трансцендентное всемогущее Божество создало пространственно-массово-временную Вселенную». Мы знаем из Бытие 1:2, что Земля пребывала в бесформенном и бесплодном состоянии, окруженная тьмой и водой или каким-то туманом. Без сомнения, такой же была вся Вселенная. Но в этот первый миг сотворения появилась «пространственно-массово-временная Вселенная». Кроме того, первый день примечателен еще одним: тогда был сотворен свет. Среди всех Божьих творений именно свет наиболее ясно являет и наиболее сопричастен славе Божьей. Поэтому Он указывает на Себя как на «...Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1:17). Иначе говоря, весь истинно духовный свет исходит от Него. Куда бы Он ни поворачивался, Он не отбрасывает тени и не может быть в тени, потому что Он – чистый свет, «и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1:5).

    Как Солнце, но совершеннее, чем Солнце, Он испускает свет, в котором нет тени. «Свет обитает с Ним» (Дан. 2:22), и Он «обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1 Тим. 6:16)» (Джон Мак-Артур. «Битва за начало», Санкт-Петербург, «Библия для всех», 2004 стр. 85-86).