Преемственность священных писаний

    В неприступном свете

    Оглавление

    Все три религии, опирающиеся на Божественные писания, из Господних посланий утверждают, что первоосновой всего Мироздания является Свет. По Библии это первые строки из Ветхого Завета: «Да будет свет!», сообщающее о «начале неба и земли». «...Отца светов, у Ко торого нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1:17). «и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1:5). «Свет обита ет с Ним» (Дан. 2:22), и Он «обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1 Тим. 6:16).

    По Корану это:

    «Аллах  Нур (Свет) небес и земли»

    Коран 24:35

    Господь объят Светом. Против заявлений некоторых сподвижников пророка Мухаммада о лицезрении пророком Аллаха, с решительным отрицанием очевидения Бога выступала жена пророка Мухаммада – Айша. Более того, она развивала свою мысль о том, что в Коране вполне недвусмысленно говорится о Боге:

    «Его не постигают взоры».

    Коран 6:103

    После вознесения пророка Мухаммада на небеса по свидетельству его сподвижника Абу Зарра, когда он спросил: «Видел ли ты Господа?», тот ответил: «Ведь Он – Нур (Свет), как я мог увидеть Его!?», услышал я в ответ. Это свидетельство передают хадис (изречение Мухаммада) Муслим 178, Тирмизи 3282, Х. 20884.

    Согласно другой версии этого хадиса, пророк ответил: «Я видел Нур (Свет)». (По мнению ан-Навави, во второй версии под «Светом» подразумевается ослепительное покрывало Божье, сквозь которое никому не дано узреть Его)

    Из этих сообщений Библии и Корана мы видим, что по Библии свет получается творением Творца, а по Корану Божественный Свет (Нур) является атрибутом Господа – Творца, вечен вместе с Господом.

    Вот, как характеризирует это Ганс Кюнг в своей книге «Начало всех вещей»: «Первооснова основ не может быть понята нами. Но одно для иудео-христианско-мусульманской традиции ясно: Бог – это не бездна тьмы, ибо мрак не может породить света. Напротив, Бог есть полнота света, которая только делает возможным «Да будет свет!» в космосе.

    Во всех религиях свет – замечательная метафора, древнее слово-образ, обозначающее высшую реальность Бога, – и исследование света современным естествознанием позволяет глубже понять религиозно-символическое значение света. Ибо что такое свет? Электромагнитная волна, распространяющаяся с максимальной скоростью – реальность, по-прежнему таинственная даже для физиков, обладающая, как представляется, противоречащими друг другу свойствами, проявляющаяся то как волна, то как квантовая частица. Мы увидели «соincidentia оррsitorит»: одновременно две разных картины, картину волны и картину квантовой частицы – взаимоисключающие и одновременно взаимодополняющие. Великий датский физик-атомщик Нильс Бор, учитель Гейзенберга и целого поколения физиков («копенгагенская школа»), как известно, ввел для обозначения этого явления термин «дополнительность»: нужно две противоположных друг другу картины, чтобы описать тайну света. Такая дополнительность противоположных образов и понятий необходима и для того, чтобы описать тайну Бога.

    Сущность света постоянно продолжает исследоваться, и, может случится, однажды тайна света будет объяснена. Но тайна Бога останется: Он останется бесконечным, неизмеримым, не исследуемым и соединяющим в себе противоречия – вечность и временность, далекое и близкое, справедливость и милосердие, гнев и милость. Он сокрыт в космосе и в моем сердце, Он определенно больше, чем личность, и в то же время к Нему всегда можно обратиться. Человек не может проникнуть в Дух Божий, как не может он проникнуть внутрь Солнца, «Ты дивно велик», – говорит псалом (103:1-2), «Ты одеваешься светом, как ризою». И так же в Новом Завете: в нас и вокруг нас есть и тьма, но Бог «обитает в неприступном свете» (1 Тим 6:15сл. ) ; «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин 1:5).

    Итак, Бог есть первообразный свет, который посылает в космос освещающую, согревающую и целительную силу» (Ганс Кюнг. «Начало всех вещей», Библейско-Богословский институт св. апостола Андрея, Москва, 2007, стр. 154).

    Авторы книги «Наука и Религия: друзья или враги?»

    (Христианский взгляд на последние научные достижения), Денис Александер и Роберт Уайт, примеряя науку с христианской верой и анализируя спор вокруг проблемы о том, продолжает ли Бог влиять на сотворенное им Мироздание, пишут (на стр. 108), следующее: «Лучший путь к пониманию деизма – противопоставление его теизму. Теизм опирается на библейское учение о том, что Бог непосредственно занимается каждым аспектом Своего творения, от самого его начала и до участи в вечности. Для разъяснения этой основополагающей доктрины можем привести много библейских цитат, но, вероятно, лучший способ дойти до ее сути – это прочитать те главы Псалтыри, книг Исаии и Иова, в которых сказано о поклонении Богу как великому Творцу всего сущего. Например (Псалом. 103), мы читаем в обращении к Богу (глагол употреблен здесь в настоящем времени): «произращаешь траву для скота» (ст. 14). Далее указывается, что Он насыщает деревья (ст. 16), тогда как «львы рыкают о добыче и просят у Бога пищусебе» (ст. 21). Псалмопевец даже говорит нам, что при рождении животных Бог посылает Свой дух, и они «созидаются» (ст. 30), – при этом употреблено древнеиудейское слово Bаrа, то же самое, которым в Быт. 1:1 описывается сотворение неба и земли. Настоящее время глаголов при писании активных действий Бога в творении примечательно также в книге пророка Исаии, где Бог говорит: «Я образую свет и творю тьму... Я, Господь, делаю все это». В этом и в сотнях других мест Библии священнописатели как Ветхого, так и Нового Завета подчеркивают, что Бог не только все сотворил, но мгновение за мгновением продолжает деятельно созидать и поддерживает существование всех составных частей Своего творения.

    Иисус говорит, что Его Отец (глаголы настоящего времени) «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Матфей 5:45); и Он же питает птиц небесных» (Матфей 6:26); и одевает «траву полевую» (Матфей 6:30). Если бы речь шла о Божьем «провидении», это легко могло навести на мысль о благожелательном, но несколько отстранившемся Творце, Который не очень интересуется Своим творением. Но образ библейского Бога не таков.

    Имеются еще такие высказывания в Библии, где с Господом – Отцом вместе и Сын Божий. Павел пишет церкви в Колоссах 1:16, 17: «...Им [Иисусом] все...» и «...Он [Иисус] есть прежде всего, и все им стоит». Это удивительная истина! Павел провозглашает, что не только все сущее было создано силой Иисуса, но и в настоящее время все сотворенное мироздание продолжает существовать той же самой силой. Священнописатель Послания к иудеям высказывает эту же мысль, когда пишет, что сейчас, в настоящее время, Иисус держит всё «словом силы Своей». (Иудеям 1:3). Бог говорил в начале, чтобы создать все сущее (см.: Быт. 1) и Он продолжает говорить, чтобы поддерживать его существование. (Ин 1:1-10, стр110)»

    Далее Денис Александер и Роберт Уайт отмечают, примеряя науку с христианской верой: «Нередко думают, что эволюция зависит от случайных процессов и потому в каком-то смысле должна быть несовместима с Божьими замыслами и установлениями. Но даже непродолжительное размышление покажет, что это чересчур упрощенный подход. Задумаемся, к примеру, о том, как протекала ваша жизнь до настоящего момента. Если вы христианин, значит, вы верите в то, что в Своей провиденциальной заботе Бог направляет ход вашей жизни со всеми ее деталями – направляет с тех пор, когда вас еще не было на свете. К вашему появлению на свет напрямую относится тот факт, что один конкретный сперматозоид в конкретный момент времени оплодотворил конкретную яйцеклетку, чтобы создать того генетически уникального индивида, которым вы являетесь. В этой гонке ждущей оплодотворения яйцеклетке участвовали миллионы сперматозоидов, так что вы легко могли бы оказаться особью противоположного пола и физически выглядеть совсем иначе. Оплодотворение – поистине случайный процесс. И все же вы верите, что Бог имеет самое непосредственное отношение к тем неопределенным событиям, которые в итоге дали вам жизнь.

    Библия постоянно учит тому, что события, которые многие приписали бы игре случая, на самом деле не выходят за пределы Божьего замысла и Его власти. Когда пророк Михей предсказал, что царь Ахав будет убит в битве при Рамофе Галаадском, это действительно произошло, хотя произошло это из-за того, что «один человек случайно натянул лук и ранил царя Израильского сквозь швы лат». Об этом выразительно сказано в Притч. 16:33: «В полу бросается жребий, но все решение его – от Господа». Библия равным образом видит Божью руку во всех несхожих друг с другом результатах Его деятельности, будь то законы для мира природы:

    «Словом Господа сотворены небеса и Духом уст Его – все воинство их.

    Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах.

    Да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все, живущие на вселенной,

    Ибо Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось

    Господь разрушает советы язычников, уничтожает замыслы народов.

    Совет же Господень стоит вовек; Помышление сердца Его – в род и род». ( Пс. 32:6-11) случайно происходящие события (см. Притч. 16:33) или Его власть над погодой: «Огонь и град, свет и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его». (Пс. 148:8), которую сегодня мы пытаемся предсказывать с помощью теории хаоса. В Библии нет и намека на то, что определенного рода события в естественном мире могли в большей или меньшей степени быть проявлениями деятельности Бога, нежели любые другие» (Денис Александер и Роберт Уайт. Наука и Религия: друзья или враги? (Христианский взгляд на последние научные достижения), стр. 183).