Преемственность священных писаний

    Богословская оборона

    Оглавление

    Затем Ганс Кюнг постулирует: «Правда в поддержку теории развития выступает все большее число богословов. Но к ее противникам, какими были всегда римско-католические интегралисты, с начала XX в. присоединяется все большее число протестантских фундаменталистов, которые выступают против безошибочности святого отца, но зато за безошибочность Священного Писания. Ведь и они придерживаются мнения, что картина мира современного естествознания в существенных частях противоречит библейской картине мира, а потому должна быть отвергнута: человек, созданный по образу и подобию Бога, затем павший и пораженный наследственным грехом, таким был традиционный христианский образ человека.

    Но, согласно новому учению, в начале, получается, было всего лишь некое примитивное существо, произошедшее от обезьяны, не знавшее истинного Бога и вовсе не способное на первородный и наследственный грех. Значит, нужно, прибегая одновременно к оборонительным и наступательным методам, защищать безошибочность Библии от угрозы, исходящей от современного естествознания, философии и исторической библейской критики.

    Фундаменталисты – протестантского, римско-католического и иудейского происхождения до сих пор отвергают научные представления о возникновении и развитии, говоря, что они-де не верифицируемы, недоказуемы, что в эволюционной цепочке отсутствуют переходные звенья. Столь же категорично отвергают они и современную историко-критическую экзегезу Библии: нельзя сомневаться в том, что Моисей был автором так называемого «Пятикнижия Моисеева», и нельзя разделять Божие слово, содержащееся в Библии, на слои, имеющие разный источник. Некоторые из этих фундаменталистов все еще верят в то, что мир был сотворен в ту самую, вычисленную на оснований библейских родословий дату – в 4004 г. до Р. Х. В лучшем случае возраст Земли и вселенной составляет несколько десятков тысяч лет» (Ганс Кюнг. «Начало всех вещей», Библейско-Богословский институт, Москва, 2007, стр. 120, 121).

    Согласно Корану сотворение и становление разумного человека описаны в разделе «Видение истории о сотворении человека», что мы проанализируем ниже. Из Корана вовсе не следует буквальное понимание о том, что Адам создан прямо из глины, подобной той, из которой гончар лепит свои горшки. Знамение из Господнего послания гласит:

    «Вот сказал Господь  ангелам: «Истинно  Я создаю человека из глины. А когда Я его завершу и вдохну от духа Моего, то падите поклоняясь ему».

    Коран 38:71-72

    «Он сотворил вас по периодам...»

    Коран 71:14

    «Взрастив из земли растением...»

    Коран 71:17

    «...и начал творение человека из глины...»

    Коран 32:7

    «Поистине Иса (Иисус) пред Аллахом подобен Адаму: Он создал его из праха, потом сказал ему: «Будь!» – и он стал. Истина – от твоего Господа. Не будь же сомневающимся!»

    Коран 3:59, 60 Все эти аяты говорят о том, что процесс сотворения человека из глины нужно понимать не в прямом смысле – «слепил из глины», а именно сотворил из глины со «Знанием» Господним.

    Таким образом, Кораническое выражение:

    «...Мы создали вас из земли, ...»

    Коран 22:5

    Это долгий исторический процесс, которые могут длиться тысячи и миллионы лет. Более подробно об этом будет сказано в соответствующем разделе.

    В разделе «Великая хартия иудео-христианского взгляда на мир» (См. стр. 144) Ганс Кюнг пишет: «Историописание в широком смысле слова возникло у народа древнего Израиля приблизительно в то же самое время, что и в Китае – во времена царя Давида, около 1000 г. до Р. Х. Неутомимые изыскания христианских экзегетов позволили за последние два столетия произвести критическое различение в Пятикнижии (ранее называвшемся «Моисеевым») различных слоев-источников (Элохист, Яхвист, Священническое писание, Второзаконие) и прояснить смысл повествований о сотворении мира и человека. Процесс становления Первой книги Моисеевой – Книги Бытия – занял около половины тысячелетия. Здесь становится ясно, насколько глубоко нужно было проникнуть в тогдашний уровень знаний о мире, чтобы возвещать весть о едином Боге и Его творении. Оба повествования о сотворении создали уникальный облик верующего взгляда на мир иудеев и христиан.

    Первое повествование о сотворении («Бытие» 1:2-2:4), взятый из источника, названного на основании его стиля и языка (Бог именуется здесь «Элохим») «Священническим писанием», был создан после вавилонского плена, около 500 г. до н. э. Он явно пользуется собранным в священнических кругах Вавилонии, очевидно, еще в VI в. до н. э. , материалом о возникновении мира и разделяет его на четыре эпохи божественного откровения: Творение – Ной – Авраам – Моисей. Важно, что библейский рассказ представляет себя в виде антимифа – противоположности вавилонскому мифу. Мир возникает здесь не из борьбы богов, но из суверенного действия Бога. Правда, с вавилонскими мифами много общего – например, представление о небесном океане, воде которого мешает излиться на землю потопом небесная твердь. Но для нас сегодня важнейшее значение имеет особенность этого первого библейского рассказа о творении. Ибо в нем уникальным образом подчеркнуты:

    • Трансцендентность Бога: Бог, возвышенный над миром, создает мир единственно своим словом. Звезды – не проявления божественного, но сотворенные небесные светильники.
    • Достоинство человека: человек – не слуга богов, но подобие Бога; Бог поставил человека над прочими творениями не как тирана и эксплуататора, а как «управляющего».
    • Порядок и единство творения: оно отличается от хаоса как космос – упорядоченное, структурированное, гармоничное целое с многочисленными взаимозависимостями. Единый Бог творит «небо и землю» – единый универсум».

    В отличие от великой хартии иудео-христианского взгляда, где, как пишет Ганс Кюнг, произошли влияния извне, подобного вавилонского и эллинистического характера, Господь в Заключительном Законе – Коране, корригируя предыдущие Писания и оценивая достоинство человека, указывает, что человек создан не «по образу и подобию Бога», а Господь «вдохнул в него от Духа Своего». Человек выше, чем растения и животные, но он не может быть подобен Богу. Здесь же отмечу, что семитское слово во множественном числе «Элахом», как и арабское слово «илахум», в единственном числе илах – «бог», имеет одинаковый смысл, в переводе на русский язык – Бог. Слово Аллах происходит от этого же слова с артиклем «аль», (Аль Илах), что дает Имени Бога определенное значение – неповторимости, единственности.

    Что же касается разумного человека, кому Аллах вдохнул от «Духа Своего», то по Корану он является наместником Бога на земле, кому подчинены все творения на земле и на ближайшем небе.

    В отличие от Джона Мак-Артура, Ганс Кюнг отвергает сотворение из ничего. Он пишет: «Священническое писание не сообщает о сотворении из ничего, оно сообщает о сотворении порядка из хаоса. Бог стоит в начале всякого становления, в том числе и исконного хаоса, который Он затем упорядочил. Очевиден универсализм этого рассказа: трансцендентный Бог создал всё – космос, природу и человечество; Он продолжает поддерживать их жизнь. Одновременно рассказывается, как возникли небо и земля. Согласно Гансу Кюнгу, при этом важна, не столько хронологическая последовательность, сколько структура творения, поэтически разделенная на шесть «дней»: дважды по три «дня». Они обозначают не периоды мировой истории, но прежде всего три пространства жизни, которые создаются в первые три дня, а затем украшаются во вторые три (например, в первый день «да будет свет», а в четвертый – украшение небесной тверди Солнцем, Луною и звездами). Так конкретно изображаются классы существ, заполняющих три пространства, по их видам, величине, роду, образу и полу. То есть речь идет не столько о космогонии, сколько о феноменологии космоса. К рассказу о сказанном слове после описания каждого дня добавляются слова «И стало так», а затем формула одобрения «И увидел Бог, что это хорошо». Таким образом, перед нами величественный, всеобъемлющий обзор всего космоса, который Бог сотворил хорошо, а не отвоевал у какого-либо сатанинского противника.

    Второй рассказ о сотворении, содержащийся в Книге Бытия (2:4-25), старше на несколько веков: он был записан уже около 900 г. до н. э. и отредактирован неизвестным предшественником Элохиста, который называется в исследованиях «Яхвистом», потому что постоянно, причем задолго до сообщения об откровении имени «Яхве» (Исх 3:15), включает в текст это имя. И в этом рассказе сотворение происходит через упорядочение существовавший в беспорядочном виде. При этом он сосредоточивается на впечатляющем повествовании о сотворении первой пары людей. Здесь в образной форме сообщается не о том, как Бог сотворил мужчину и женщину, но о том, что такое мужчина и женщина: подобие Бога духом и телом, а женщина при этом – помощница мужчины, равная ему по своей сущности. «Обладать землею» не означало эксплуатировать ее (что стало возможным лишь в Новое время), но обрабатывать ее и ухаживать за нею. «Владычествовать» над животными означает, будучи «подобием Божиим», нести за животных ответственность; «наречь имена» животным означает познакомиться с их сущностью. О «сотворении из ничего» (сгеаcio ех nihilo) нет речи ни в первом, ни во втором рассказе о творении. Это представление, не предполагающее существования материи, развилось гораздо позже в иудейских общинах, оказавшихся под влиянием эллинистических идей. Впервые оно засвидетельствовано во Второй книге Маккавейской, где речь идет о событиях 175-135 гг. до н. э. и которая была написана изначально по-гречески. Но настоящий язык Библии, «Ветхого Завета», древнееврейский. Однако даже там, где Библия выражается посредством метафор, она возвещает нечто весьма важное» (Ганс Кюнг, «Начало всех вещей», Библейско-Богословский институт, Москва, 2007, стр. 145, 146).

    Библия и Коран имеют различные взгляды по вопросу бесконечности универсума – Вселенной. Так, например, Библия указывает на сотворение изначально «неба и земли», и в ней отсутствует сообщение об осциллирующей (пульсирующей) Вселенной, а вот, напротив, Коран допускает бесконечно осциллирующий универсум – Вселенную. Поэтому христианские священнослужители придерживаются мнения, что до сотворения вселенной не было ничего, то есть было абсолютное «ничто», а ученые естественники считают, что был «хаос». То есть, после завершения одного цикла развития Вселенной (расширение из точки и сжатие обратно в точку, со свойственной для этого цикла параметрами развития пространства-времени), начинается следующая фаза развития Вселенной, или же следующий цикл расширение-сжатие, с совершенно другими пространственно-временными параметрами развития. И так бесконечно, что постулирует современная теоретическая физика.

    Приведу взгляды ученых раннего средневековья; первый это взгляд известного христианского богослова Августина, жившего в 11 веке и затем взгляды известных мусульманских ученых мыслителей Аль Газали и Авиценны, живших в тот же период, ссылаясь при этом на сообщения из книги Ганса Кюнга «Начало всех вещей» и на книгу Акбара Турсунова «Человек и Мироздание».

    В разделе «Свидетельство веры о последнем «Откуда?»» Ганс Кюнг пишет в своей книге: «Естествознание не может ни подтвердить, ни опровергнуть того, что возвещают как свою определенную весть оба повествования Книги Бытия: в начале мира – Бог! То есть не: «в начале был взрыв», но, в начале было Слово, воля, и стал свет – явилась энергия, материя, пространство и время».