Квантовое бессмертие по Корану

    Детерминизм - Предопределение

    Оглавление

    ДЕТЕРМИНИЗМ[78] — ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ

    «...Однако Аллах установил для всякой вещи меру». (Коран, 65:3).

    «Поистине, Мы каждую вещь [всё] сотворили по предопределению!» (Коран, 54:49).

    Что означает, что ещё до создания определено какой будет мир, когда именно будет он создан; и обо всём этом было известно Аллаху ещё до сотворения всего и записано в Хранимой Скрижали.

    "Мы ведь создали человека из капли смеси (мужской и женской), испытывая его, и сделали его слышащим, видящим.

    Мы ведь повели его по (жизненному) пути либо благодарным,  либо неверным (неблагодарным)".  (Коран 76:2,3)

    Согласно детерминизму, всё происходящее в мире, включая ход истории и человеческой жизни, предопределено или судьбой, или Богом (учение о предопределении, теологический детерминизм), либо природой (космологический детерминизм), либо человеческой волей (антропологическо-этический детерминизм), либо развитием общества (социальный детерминизм).

    Многие философские теории детерминизма сводятся к мысли о том, что реальность следует неким предопределённым путём.

    На этой основе определяется ошибочное понимание свободы, в том числе делается вывод, согласно которому для выбора и, соответственно, личной ответственности у людей, по существу, не остаётся места. Такое непонимание обусловлено неразрешимым вопросом, как Аллах (Бог) может оценивать деяния человека по намерению. Человек делает что-либо по намерению, а исход дела завершается по предопределению. В таком виде детерминизм может быть определён как утверждение, согласно которому имеется только одно, точно заданное возможное будущее.

    Вопросы предопределения (къадар) остаются одними из самых сложных как в исламе, так и в философии. Но мы попытаемся разъяснить их.

    Аль-Мухси ألْمُحْصِىВычисливший пути развития;

    «Он (Господь) объемлет все, что у них, и исчислил всякую вещь счетом».  (Коран, 72:28).

    Аль-Хасиб — ألْحَاسِبСчитающий, Исчисляющий, Рассчитывающий законы развития;

    «Воистину, Аллах подсчитывает всякую вещь». 

    (Коран, 4:86).

    Аль-Муктадир ألْمُقْتَدِرُМогущественный; Тот, Кто устраивает обстоятельства, дела, события, таким образом, чтобы осуществилось предначертанное и создает для этого условия;

    «Приведи им притчу о жизни здешней, - она точно вода, которую низвели Мы с неба: смешались с нею растения земли, и стала она сухим сором, который развеивают ветры. Аллах (Бог) над всякой вещью Мощен (устроит всё для свершения предначертанного. – прим. автора)». (Коран, 18:45, 46).

    «Они сочли ложью все Наши знамения, и Мы схватили [наказали] их хваткой Величественного (и) Могущего (Аллаха).

    Слово Кадар (араб. «могущество», «предопределение») употребляется в следующих аятах Корана:

    «Ему принадлежит власть над небесами и землей. Он не взял Себе сына и ни с кем не делил власть. Он сотворил всякую вещь и придал ей соразмерную (факаддараху) меру (или предопределил её)».

    (Коран, 25:2).

    «Воистину, Мы сотворили каждую вещь согласно предопределению (бикадарин)». (Коран, 54:49).

    «Он сотворил их (факадаhунна) семью небесами за два дня и внушил каждому небу его обязанности. Мы украсили нижнее небо светильниками и оберегаем его (или для оберегания его). Таково предопределение Могущественного, Знающего». (Коран, 41:12).

    «Твой Господь предписал (вакада) вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Тьфу!» — не кричи на них и обращайся к ним почтительно». (Коран,  17:23).

    Согласно  этим аятам Господь предопределил весь путь развития многомерного Мироздания до сотворения, согласно аяту, где использовано арабское слово къада - это извечное знание, предрешенное Аллахом до сотворения мира, а къадар (судьба) – творение сообразно тому, что было предопределено.

    Ибн Хаджар аль-’Аскалани писал: «По мнению ученых, къада – это извечное решение об общих понятиях, а къадар – это отдельные детали и подробности того решения»[79]. В другом месте он писал: «Къада – это извечное решение об общих понятиях, а къадар – это подробно изложенное решение о сотворении отдельных вещей»[80].

    Есть второе мнение противоположное первому в смысловых различиях между словами, где къадар – это извечное решение, а къада – это сотворение[81].

    Ибн Баттал сказал: «Судьба – это то, что произошло»[82]. Имеется в виду то, что уже сотворено.

    «И установил Он из них семь небес в два дня и внушил каждому небу его дело». (Коран, 41:12).

    В каждом из этих аятов употребляется глагол قضى«къада». Из них следует, что судьба человека – это все хорошее и плохое, что неизбежно происходит с ним сообразно предопределению Аллаха, а предопределение – это извечное знание Аллаха о том, что произойдет с человеком, и том, что минует его. Абу Мансур сказал: «Предопределение Аллаха – это облегчение каждому из творений пути к тому счастливому или несчастливому концу, который был известен Аллаху и записан до того, как Он создал их». Вот почему мольба может уберечь верующего от несчастий, которые были записаны в предопределении, так как сама мольба тоже является частью этого предопределения. Передают со слов Ибн ‘Умара, что Посланник Аллаха сказал: «Мольба помогает от того, что уже случилось, и от того, чего еще не случилось, и потому, рабы Аллаха, взывайте с мольбой»[83].

    Согласно такому толкованию, «судьба – это частный случай предопределения. Это окончательный выбор в пользу одного из двух возможных путей. Таким образом, предопределение – это то, что было предрешено, а судьба – это то, что произошло и не могло не произойти»[84].

    Справедливость данного суждения подтверждается многими текстами из Корана:

    «… Это дело уже предрешено». (Коран, 19:21);

    «… Таково окончательное решение твоего Господа». (Коран, 19:71);

    «… Когда Он принимает решение, то стоит Ему сказать: «Будь!» – как это сбывается». (Коран, 2:117).

    Таким образом, судьба и предопределение – взаимосвязанные понятия, которые нельзя рассматривать независимо друг от друга. Это объясняется тем, что одно из них – предопределение – играет роль базиса, а другое – судьба – является надстройкой. А кто желает разделить их, тот пытается разрушить и повредить эту надстройку[85]

    Эти аяты Корана, указывают на то, что Господь, корригирует весь процесс развития Вселенной. Всевышний  с Именами-Атрибутами (Аль-Хасиб, Аль-Мухси, Аль-Муктадир ),указывает на правильность и расчётов Копенгагенской школы квантовой механики и многомировой интерпретации квантовой механики. Путь развития Вселенной  был скрупулёзно рассчитан от её зародыша до завершения, вплоть до антропного принципа. Но расчёты ученых не могут охватить все стороны развития эволюционных процессов.

    Господь поэтапно открывает человечеству для подтверждения истинности суть развития всего творения через Свои Слова (Коран). Поэтому разные научные школы, изучая на квантовом уровне жизненные процессы, развивают свои разработки в разных направлениях. В данном случае выкладки ученых копенгагенской школы открывают определённый уровень знаний жизненных процессов — непосредственно касаются понятия «наблюдателей», а другая научная школа, утверждающая правильность многомировой интерпретации  —  для понятия «сознающих наблюдателей».

    Вопрос многомерности Мироздания был ранее проработан нами.[86] Существование параллельных миров было проанализировано с точки зрения проблематики физики в соприкосновении с аятами Корана и сообщениями Пророка Мухаммада.

    Мы ознакомились с тем, что всё в мире предначертано, согласно священным писаниям, или же детерминировано, согласно многомировой интерпретации и есть случайности, предопределённые Аллахом и объяснимые копенгагенской интерпретацией квантовой физики[87].

    «… Для каждого срока есть предписание. Аллах стирает и утверждает то, что пожелает, и у Него - Мать Писания». (Коран, 13:38,39).

     

    [78]. Детерминизм (от лат. determinare — «ограничивать, очерчивать, определять») — учение о взаимосвязи и взаимной определённости всех явлений и процессов, доктрина о всеобщей причинности.

    [79]. Фатх аль-Бари (11/477)

    [80]. Там же (11/149).

    [81]. Согласно первому мнению, слово   القضاء«къада» следует переводить «предопределение», а слово القدر«къадар» – «судьба», а согласно второму – наоборот. Здесь и ниже мы будем руководствоваться последним суждением. – Прим. переводчика.

    [82].  Фатх аль-Бари (11/149).

    [83]. Хадис передал аль-Хаким. См.: Ибн Манзур. Лисан аль-’араб. Бейрут: Дар ихья ат-турас аль-’араби; Муассасат ат-тарих аль-’араби. Т. 11. С. 56; Аль-Албани М.Н. Сахих аль-джами’ ас-сагир. Т. 1. С. 641.

    [84]. Аль-муфрадат фи гариб аль-Кур’ан. С. 406.

    [85]. Ан-нихайа фи гариб аль-хадис (4/78). См.: Джами’ аль-усул (10/104).

    [86]. См. Г.С. Гасанов. «Преемственность Священных Писаний. Эволюция - случайность или Божий Закон. Современный взгляд». Издательство «Диля». М., 2018 г.; Г.С. Гасанов «Научные маяки Корана», издательство «Дагестан», Махачкала, 2020 г. Раздел: «Расширяющая Многомерное мироздание».

    [87]. См аяты Корана, 72:28; 4:86.