Творец. Мироздание. Человек

    Мироздание - обитель всего творения

    Оглавление

    «Поистине Аллах удерживает небеса и землю (в строгом порядке), чтобы они (не выбились из-под Его управы) и не исчезли, а если этого Он не сделает, то никто не удержит (этот порядок) после Него и исчезнут. Он истинно Воздержан и Прощающий». Сура «Ангелы» 35:41

    Представление об устройстве окружающего мира  это стремление осмыслить окружающий нас физический, материальный мир, понять, вникнуть и представить, что представляет собой небо и земля, как они появились и что она представляют собой, вечны ли  или когда-то возникли, если они возникли, то каков их конец, а дальше этого что?.. На эти вопросы ответил всемирно известный ученый средневековья, величайший энциклопедист своего времени Абу Али Ибн Сина (Авиценна) словами: «Гармонию мира – творение Господа, способен ли смертный постичь, чей приход и уход когда самому непонятен?» Все-таки человек, сделав определенный вывод, дав очередную оценку окружающему миру, определяет свое отношение к нему.

    Что касается развития человечества, начиная от первобытнообщинного строя, то мы из истории этого периода можем сделать вывод, что мир человека практически ограничивался пределами той ближайшей более или менее чувственно восприимчивой средой, где человек жил и трудился. Разные народности, живущие в разных уголках земли, смотрели на небо и имели различное представление о мире. Как считали философы эпохи воинствующего атеизма, некоторые племена Севера представляли Млечный путь – следами, оставленными небесными путешественниками, а некоторые народности юга представляли дорогу, устланную соломинками, выпавшими из телег небесных людей. Древние же индийцы считали, что река Ганг течет тремя путями: по небу, по земле и по подземелью. Из Корана мы узнаем не только об узости представлений о мире древнейшего человека, но даже находим описание интересного эпизода о стремлении фараона уничтожить Господа, поднявшись на небо.

    «И сказал Фараон: «О, знать я не знаю для вас другого бога, кроме меня. Разожги мне, Хаман, огонь над глиной и устрой башню: может быть, я поднимусь к Богу Муссы (Моисея). Я ведь думаю, что он (Муса) лжец». Сура «Рассказ» 28:38

    По выводам некоторых философов, раннему историческому человеческому мышлению, выросшему на почве первобытной практики, суждено было еще долго оставаться в кругу чувственно конкретных образов. Знакомясь с мировоззрением людей различных исторических эпох, сведения о которых дошли до нас в устных и письменных реликвиях древнейших цивилизаций, мы убеждаемся, что Вселенную рисуют с центром, расположенным в том районе, откуда произошли данные мифические образы. Наглядными примерами являются описание мира африканцев французским социологом М. Моссом. Подобно тому, как племя образует для первобытного человека все человечество, а предок  основатель племени - является отцом и создателем людей (примером здесь может являться даже Фараон, который в описаниях Корана требует, чтобы его признавали богом), так и образ поселения смешивается в его глазах с образом Вселенной. Поселение  это центр Мироздания, и все мироздание представлено там, в сжатом виде. Мировое пространство и племенное пространство различаются еще очень незначительно...

    Таким образом, образ жизни  первобытного человека был очень ограничен, был чрезвычайно узок и его кругозор. Но человек с вложенным в него Господом-Творцом разумом не мог быть доволен таким положением. Не об этом ли говорит Всевышний в своих знамениях в Коране:

    «Это – Ведающий скрытое и явное, Могущественный, Милосердный.

    Который прекрасно сделал всякую вещь, которую сотворил, и начал творение человека из глины, Потом сделал потомство его из капли презренной жидкости. Потом придал ему соразмерный облик, вдохнул в него от Своего духа и устроил вам слух, зрение и сердце. Но как мала ваша благодарность!

    Они говорят: «Неужели, когда мы затеряемся в земле, мы возродимся в новом творении?» Увы! они во встречу со своим Господом не верят». Сура «Поклон» 32:6-11.

    Такие явления, я думаю, следует рассматривать в общем русле жизнедеятельности первобытного человека. Этнографы, которые изучали космологические воззрения архаических народов, отмечают, что для первобытного человека, мировое пространство начинается непосредственно с его производственной деятельности, которая была связана с условиями его физического труда, и немаловажную роль здесь играла погода. Эти оба явления они в свою очередь воспринимали в единстве с тем социальным коллективом, к которому человек принадлежал и который осваивал хозяйственно данную родовую территорию.

    В далекие времена в основном исходной базой служили аналогии и параллели для натурфилософского обобщения и выводов и мифологического осознания мира. Так, к примеру, для древнекитайской мысли основным методом познания человеком Вселенной был следующий: «По себе можно познать других; по данной семье можно познать остальные; по одному царству можно познать другие; по одной стране можно познать Вселенную. Каким образом я могу знать, что Поднебесная такова? Благодаря этому». Объективным основанием такого метода космологического познания служила тогда реалистическая вера в однородность всей природы, видимой и невидимой, как в структурном, так и субстанционном отношениях, и в эту однородную систему природных отношений включался и сам человек.

    Познание человека окружающей природы и в те далекие времена представлялось в целом в виде двух стремящихся друг к другу существ, как бы созданных по единому образцу и пронизанных единой душой. Такое сходство и взаимозависимость природы и человека и единое происхождение отмечает и Послание Творца. Сура 24:35.

    Таким образом, в рамках зарождающей натурфилософской мысли такая первобытная вера оформляется постепенно в знаменитую идею о внутреннем единстве двух высокоорганизованных миров – Микрокосма и Макрокосма, которые аналогичны по устройству и регулируются единимы законами. Отсюда возникает мировоззренческая и гносеологическая установка древнего и средневекового мышления.

    «Микрокосм, то есть человек, по своему порядку и по своему строению подобен Макрокосму, то есть Вселенной... Если ты хочешь получить представление о строении Вселенной, то есть Всеобщего тела и духовных субстанций, объемлющих его, то разбери аналогическое устройство человека». Из множества идей и доктрин в ходе многовекового развития космологии самое большое распространение получило учение о микро- и макрокосмах с характерными чертами натурфилософского моделирования мира как единого целого, и оно взято не изолированно от человека, а по специфически философскому подходу, в его отношении к человеку. В то же время это – самое распространенное учение и исторически и географически.

    Большой популярностью пользовалось это учение на Востоке, в особенности начиная со средних веков. Также популярностью оно пользуется в трудах теоретиков и последователей суфизма, а также в исследованиях средневосточных европейских философов. От времен древнегреческих философов до наших дней это учение не утратило своего философского значения.

    Во времена, когда мировоззренческий горизонт человека ограничивался голубым куполом неба, а его единственным средством теоретического самоутверждения служили мифы и легенды, он еще не выделял себя из однородной системы природных отношений; овеществленный человек, со всеми другими явлениями универсума (1), органически входил в причинную цепь одухотворенной Вселенной как определенное звено. Но, тем не менее, Господь в Своих посланиях человечеству указывает на то, что он отличается от окружающего его мира и от всех других земных тварей разумом и волей, данными ему свыше. Так, мы еще раз вернемся к Корану:

    1. универсум (1) лат. – философское понятие для обозначения целостного мира.

    «Мы сотворили человеческий род в наилучшем сложении (в самом совершенном виде) и наделили его самыми прекрасными качествами (разумом).

    Потом вернем его в нижайшее из низших (ступеней), кроме тех, которые уверовали (поклоняясь своему Господу) и творили добрые дела, – им награда неисчислимая!» Сура «Смоковница» 95:4-7

    Энергетическое и материальное единство Мироздания

     

    «Аллах – Свет небес и земли. Его Свет точно ниша...» Сура «Свет» 24:35

    Подтверждая энергетическое и материальное единство нашей Вселенной и всего сущего, человек усматривает себя в единстве с Вселенной. Отсюда вытекает, что еще сознание первобытного человека утверждало качественную всеобщую однородность природы, ее элементно-структурную одинаковость, как в целом, так и в частностях. Иначе говоря, она является как тождество части и целого, физического и духовного, природного и социального, говоря об однородном пространственном мире первобытного человека, да и человека нашего времени. Об этом говорит то, что еще научно не подтверждена неоднородность Вселенной в ее многомерном понимании. Поэтому еще невозможно не только научно обосновать, но даже  представить ее  в пространственно-временных слоях-«измерениях», параллельные миры, изменяемость времени и наличие различных течений времени в разных измерениях.

    Действительно, тот, кто внимательно изучает Мироздание, видит, что в ней существует единство, доказываемое абсолютными доводами, что единый Творец, с единым Разумом и Могуществом поистине создал ее. Вот некоторые проявления этого единства: Совершенство в частях этого бытия, которое тоже в точности доказывает нам, что единый Творец привел ее части к этому точному совершенному порядку. «И небо Он воздвиг и установил весы (равновесие)». Сура «Милосердный» 55:7

    «И не создали Мы небо и землю, и все то, что между ними понапрасну. Так думают только те, которые не веруют. Горе же тем, кто не верует, от Огня!» Сура «Сад» 38:27

    Это совершенство ты находишь в каждой вещи и всюду: в ночи и в дне, в небе и на земле, на солнце и на луне, в мужских и женских органах, в человеке, в животном и растениях...

    В Коране имеется совершенное доказательство о существовании Творца и Его единстве:

    «Скажи: «Хвала Аллаху, и мир над Его рабами, которых Он избрал! Аллаху лучше поклоняться или тем, кого вы делаете Его сотоварищами?

    (Спроси их пророк о том) Кто создал небеса и землю (и все то, что в них), низвел с неба воду (дождем) и вырастил ею прекрасные сады, - вы не в состоянии были бы вырастить разные деревья (разного вида, цвета, дающие разные плоды)!

    Так есть ли божества, кроме Аллаха? Нет, но они являются людьми, которые уклоняются от истины (Или равняют с Аллахом вымышленных божеств)!

    Тот ли, Кто сделал землю твердой (пригодною для проживания на ней) и проложил по ее расщелинам реки, и устроил для нее прочно стоящие (горные твердыни) и устроил преграду между морями? Или какой-то бог вместе с Аллахом? Нет, но большинство не знают этого. Ведь Он – Единый Творец! Да, большинство их не хочет извлечь пользы от истинного знания, и не думают! 

    Тот ли, Кто внемлет нуждающемуся в жизни, когда он взывает к Нему, и избавляет от страданий, и делает вас наместниками на земле? Есть ли бог, кроме Аллаха? Мало вы поминаете назидания!

    Тот ли, Кто ведет вас во мраке суши и моря и Кто благовестниками ветра шлет пред Своим милосердием (пролить дождь на вашу землю)? Или с Аллахом есть другое божество? Аллах превыше того, что Ему присоединяют, призывая их!

    Тот ли, Кто создает творение изначально, а затем воссоздает его после небытия, и Кто низводит вам с неба удел, потребный для жизни, и выращивает его из земли? Или какой-то бог вместе с Аллахом?» Скажи: «Приведите ваше доказательство, если вы говорите правду!»

    Скажи: «Никто не знает сокровенного на небесах и на земле, кроме Аллаха, (который все это сотворил) и не знают они, когда будут воскрешены для воздаяния!»

    Но они не постигли о Последней жизни (Да, распространилось их знание на будущую жизнь от прежнего невежества). Более того, они сомневаются в ней – да, они слепы к ней».

    И говорят те, которые не веруют: «Разве когда мы станем прахом, как праотцы наши, разве мы будет воскрешены и поднимемся для жизни?

    Это было обещано нам и нашим отцам еще раньше. Это только легенды древних народов!»

    Скажи: «Ступайте по земле и посмотрите, каков был конец грешников!»

    И не огорчайся по ним и пусть не стесняет тебя то, что они замышляют». Сура «Муравьи» 27:59-69

    «Почему они взяли божеств с земли, разве они способны оживлять?

    Если бы были там (на небесах и на земле) божества, кроме Аллаха, то не было бы порядка во Вселенной, и нарушилась бы идеальная система, по которой небеса и земли сотворены Аллахом, и погибли бы они.

    Не спросят Господа – Аллаха о том, что Он делает, ибо Он один – Владыка Всевышний, а их спросят, (за то, что грешили из-за своей слабости и невежества и из-за подчинения своим прихотям и страстям). 

    Почему они взяли помимо Него других божеств (к кому они призывают)? Скажи: «Приведите ваши доказательства! Вот – напоминание для тех, кто со мной, и напоминание для тех, кто жил до меня. Да большинство их не знает истины, и они уклоняются.

    Мы не посылали ни одного посланника до тебя, не внушив ему: «Нет божества кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!» Сура «Пророки» 21:21-25

    Проявлениями единства Мироздания является существование в ней гармоничности, симметричности и порядка, которых упоминает Аллах в Своем послании  Коране:

    «Который создал семь небес (Вселенных) рядами. Ты не видишь в творении Милосердного никакой несоразмерности (в их гармоничном единстве в ней). Обрати свой взор: увидишь ли ты расстройство (несогласованность между всеми творениями)?

    Потом обрати еще и еще свой взор: вернется он усталый, утомленный, не найдя никакого недостатка». Сура «Власть» 67:3,4

    И эти примеры из Вселенной указывают тебе на это охватывающее, соразмерное, гармоничное единство в ней:

    1.«Клянусь небом, обладателем орбит (электронов, спутников, планет, звезд, галактик, метагалактик)!» Сура «Рассеивающие» 51:7

    Электроны движутся против часовой стрелки, все планеты и земля движутся против часовой стрелки, луна и все спутники движутся против часовой стрелки, все звезды, все галактики движутся против часовой стрелки. В тоже время все они, начиная с электронов и кончая галактиками, имеют эллиптические орбиты. Все планеты, спутники, солнце имеют наклонные оси, и удивительным является то, что пропорциональность между ядром и ее электронами такое же, какое существует между солнцем и ее планетами.

    2. Все частицы, электричество, атомы бытия, растительный и животный мир устроены парами:

    «...и Который сотворил все пары». Сура «Украшения» 43:12

    «Хвала тому, Кто создал все пары из тех, что выращивает земля, и из них самих, и из того, чего они не знают!» Сура «Йа син» 18:36

    3. «Аллах – Свет небес и земли. Его Свет точно ниша...» Сура «Свет» 24:35

    Все частицы Вселенной  элементы, из которых состоят земля, солнце, звезды и галактики, вся Вселенная состоит из одинаковых элементов: протонов и электронов, как основных элементов; и нейтронов как носителей нейтральных электрических зарядов, которые существуют в ядрах некоторых элементов.

    4. «От Аллаха, обладателя ступеней!» Сура 70:3

    Ступенчатость во всем от низшего к высшему; от атома до галактик и Метагалактик, ступенчатость в периодической системе Менделеева, от одноклеточного организма до человека, от низшего сознания до разумного человека, от первобытной общины до высокоразвитого государства.

    5. «Аллах – тот, Кто сотворил семь небес и из земли столько же. Нисходит повеление между ними, чтобы вы знали, что Аллах над всем мощен и что Аллах все объемлет знанием». Сура «Развод» 65:12

    Во Вселенной существуют сила и источники силы, и управляют ими законы, и мы находим тончащую гармоничность, симметричность и единство между этими силами и законами:

    А. Из источников силы и могущества во Вселенной являются: свет, тепло, рентгеновские лучи (Х-лучи), радиолучи, ультрафиолетовые и инфракрасные лучи. Все эти силы возвращаются к одной вещи, являющейся энергией электромагнетизма. Все они имеют одинаковую скорость, и их колебания являются колебаниями волн, а далее вытекают из Нура (Света) Аллаха.

    Б. «По установлению Аллаха, которое произошло раньше: ведь ты никогда не найдешь в законах Аллаха перемены». 48:23 Из установлений Аллаха  законы Вселенной. Закон силы притяжения, который правит всем существующим, от малейших атомов до самых больших тел. Он гласит: всякая вещь, имеющая массу, притягивает другое тело, имеющее массу, и сила взаимного притяжения между ними увеличивается прямо пропорционально массе обеих и пропорциональна обратной пропорциональностью с квадратной дальностью между ними.

    «...и который сотворил все пары». Сура 43:12

    Отсюда вытекает, что здесь две силы или два вида силы: сила электромагнетизма и сила тяготения, и обе эти силы сводится к единой основе.

    Эйнштейн говорил: «Мировой дух теоретически не считает вероятным существование в бытии двух видов сил, которые бы не устремились друг к другу: форма относительного притяжения и форма магнитного электричества».

    Эти два примера доказывают симметричность и гармоничность Вселенной, и в сходстве между ними существует доказательство о единстве Вселенной.

    Распределяя элементы согласно их атомных весам, Менделеев составил таблицу, где порядок элементов соответствовал закону периодичности, подчиняя ей элементы по форме периодической лестницы, поднимающейся вверх по ступеням. Но Менделеев столкнулся с пустым пространством, подобно пространству между Марсом и Юпитером.

    Он нашел, что ступени периодической лестницы элементов последовательно следуют там, где нет свободного пространства, кроме трех элементов. На свободных ступенях необходимо присутствие этих элементов. Уверенный в правильности своего закона периодичности, он пришел к убеждению о необходимости существования в природе этих трех отсутствующих элементов, и на основе их атомного веса, который возникает в свободных ступенях, определил у каждой из отсутствующих элементов химические особенности, присущие этому элементу, так, будто он видел это элемент. Правоту своей научной точки зрения он узнал до своей кончины. Ученые открыли эти отсутствующие элементы со всеми своими особенностями, как их характеризовал Менделеев.

    «От Аллаха, обладателя ступеней!» Сура 70:3

    Такого же характера пример ступенчатости расположения с определенным возрастающим интервалом от солнца нашли и среди планет.

    Одним из феноменов единства Вселенной является связь высшей точки развития животных с высшей точкой развития растений, и связь высшей точки развития животных с высшей точкой развития человека. Мы находим в растительном мире градацию (постепенный подъем) от низшего к высшему  сохраняя сходство, и мы увидим, что высшая точка развития растительности связаны с низшей точкой развития животных, высшая точка развития животных связана какой-то связью с низшей точкой развития человека. Эту ступенчатость развития в растительном и животном мире, что мы более подробно разберем ниже, подтверждают следующие знамения Господнего Послания: «...от Аллаха, обладателя ступеней». 70:3

    Феномен единства Мироздания  это то, что вся материя является светом, где элементы материи переходят к атомам и электронам. И эти атомы, и электроны расщепляются и превращаются в энергию – световой луч – Нур Аллаха.

    Феномен единства еще в том, что все зародыши животного и человека в первые месяцы беременности весьма похожи друг на друга, и после этого сходства из него выходит совершенно разные создания.

    Все эти феномены доказывают координированность, гармонию, совершенность и порядок, что без сомнения это говорит о том, что Мироздание – как единое существо, над которым управляет Единое Знание с Единым Желанием, с Единым Могуществом, и им является Творец всего этого.

    В рамках философии, учитывая место человека во Вселенной, во все времена указывается на целостную космологическую концепцию именуемую антропоцентризмом.

    «Мы сотворили человека в прекраснейшем облике». 95:4

    Антропоцентризм выражается выделением человека из системы однородных природных отношений и осознания себя как субъекта, а природы – как объекта. Человек гордо осознает свою собственную исключительность и особенность в космологической миссии.

    Антропоцентризм античной эпохи не вырывает человека из причинной структуры мироздания и в системе космических отношений отводит особое место. И этот разумный человек может утверждать: «Небо и земля существует вместе со мной, все сущее составляет вместе со мной единое целое». Философское объяснение антропоцентризма вытекает из духовных начал вероучения. Поэтому философский антропоцентризм вытекает из религиозного теоцентризма. Как бы ни хотело материалистическое учение отделить это единение, где из теоцентризма вытекает антропоцентризм, это им не удается сделать. Поэтому антропоцентристское материалистическое учение, где утверждается центральность и уникальность разумного человека во Вселенной, всегда приводило к самоутверждению человека как «бога и царя», что мы находим в утверждениях фараонов и им подобных в жизни.

    «Во Имя Аллаха Милостивого и Милосердного!

    Веление Аллаха придет, не торопите же его!

    Преславен Он, и превыше того, что они придают Ему в соучастники!

    Он ниспосылает ангелов с Духом (откровением) по Своему велению тому из Своих рабов, кому пожелает: «Увещайте, что нет божества, кроме Меня! Почитайте же Меня!»

    Он сотворил небеса и землю истиной. Превыше Он того, что они приобщают Ему в соучастники!

    Он сотворил человека из капли. И вот, он – открыто пререкается.

    Он также сотворил скот; для вас в нем – согревание и польза, вы также употребляете его в пищу.

    Для вас в них – красота, когда вы их гоните на покой и когда выпускаете.

    Они перевозят ваши грузы в края, которой вы бы не достигли без утомления самих себя. Поистине, Господь ваш – Сострадательный, Милосердный!

    Он сотворил и коней, и мулов, и ослов, чтобы вы на них ездили верхом, и для украшения. Он творит также то, о чем вы не ведаете. (И сотворит Он то, чего вы еще не знаете).

    Аллах указывает на прямой путь (Аллах указывает верный путь всякому, кто готов следовать по нему); и есть отступающие от него. Если бы Аллах пожелал, то Он всех вас наставил бы на прямой путь.

    Он – Тот, Кто низводит с неба воду: для вас от нее питье, и благодаря ей произрастают все растения, среди которых вы пасете.

    Он выращивает ею для вас посевы, маслины, финики, виноград и все остальные плоды; поистине в этом – знамение для людей размышляющих!

    «И подчинил вам ночь и день, солнце и луну. Звезды также подчинены Его повелению; поистине, в этом - знамение для людей разумных!

    Он сотворил для вас на земле разнообразные цветы; поистине, в этом – знамение для людей поминающих!

    Он – Тот, Кто подчинил море, чтобы вы питались из него свежим мясом и добывали оттуда украшения, которые надеваете. Ты видишь корабли, которые бороздят его для того, чтобы вы искали Его милость, – может быть, вы будете благодарны!

    И поместил Он на земле прочно стоящие (горы), чтобы она не колебалась вместе с вами (чтобы соразмерить колебания), и реки, и пути – дабы вы могли пойти по верной дороге!

    Он создал знаки (приметы); – по звездам они находят дорогу.

    Неужели тот, кто творит, подобен тому, кто не творит? Неужели вы не опомнитесь?

    Если вы станете считать милости Аллаха, то не пересчитаете их. Поистине Аллах – Прощающий, Милосердный!

    И Аллах знает, что вы утаиваете, и что совершаете открыто». Сура «Пчелы» 16:1-19

    «Благословен Тот, в руках Которого Власть и Который властен над всякой вещью, Который создал смерть и жизнь, чтобы испытать вас, кто из вас лучше по деяниям, Он Велик и Прощающ!

    Который создал семь небес рядами (слоями, измерениями). Ты не видишь в творении Милосердного никакой соразмерности. Обрати свой взор: увидишь ли ты расстройство?

    Потом обрати свой взор повторно: вернется к тебе взор с унижением и утомленный». Сура «Власть» 67:1-5