Квантовое бессмертие по Корану

    Судный день через призму законов квантовой механики

    Оглавление

    Фундаментальный закон симметричности времени

    «Не считай Аллаха (Бога) нарушающим Свое обещание Своим Посланникам: ведь Аллах (Бог) – Славен, Обладатель мщения. В тот день, когда земля будет заменена другой землей, а также небеса, и предстанут перед Аллахом (Богом), Единым, Могучим!»[132].

    (Коран, 14:47, 48).

    Наряду с «Квантовой запутанностью», принципами суперпозиции, при которых между волновыми функциями – частицами, существует также связь вне пространства, времени и привычных способов физических взаимодействий. Согласно этим связям человеческие стремления и деяния оставляют информацию во всей Вселенной.
    Фундаментальный закон, описывающий движение в квантовой физике – уравнение Шредингера, которое лежит в основе волновой механики (теории движения микрочастиц) – указывает и на симметричность во времени.

    Это означает, что на фундаментальном уровне Время не содержит в себе различий между прошлым и будущим. Границы и вектор стерты.

    Локальная направленность времени или пространства истолковывается, в конечном счете, на базе более фундаментальных обратимых, симметричных законов: время и пространство симметричны (изотропны, не направлены, не имеют выделенного направления).

    Учёные предположили, что внутри квантовых систем, находящихся в состоянии суперпозиции, время может течь в диаметрально противоположных направлениях одновременно.

    Команда физиков из университетов Бристоля, Вены, Балеарских островов и Института квантовой оптики и квантовой информации (IQOQI-Vienna) показала, как квантовые системы могут одновременно развиваться по двум противоположным направлениям времени — вперед в будущее и назад в прошлое[133].

    Один из авторов исследования доктор Джулия Рубино[134] сказала: «Хотя время часто рассматривается как непрерывно возрастающий параметр, наше исследование показывает, что законы, управляющие его течением в квантово-механических контекстах, гораздо сложнее. Это может говорить о том, что нам необходимо переосмыслить способ представления этой величины во всех тех случаях, где квантовые законы играют решающую роль».

    Это ставит мировую науку перед новой задачей — переосмыслить само понятие Времени, что важно для развития фундаментальной физики.

    Мерилом времени для эксперимента с временной суперпозицией квантовой системы физики взяли энтропию[135]. В макромире энтропия, которая в ряде физических систем может измеряться количественно, определяет меру сложности, хаотичности или неопределённости системы и в естественных условиях она только увеличивается. У энтропии, в наблюдаемых на уровне человека условиях, движение всегда вперёд в будущее. Если бы на квантовом уровне удалось обнаружить снижение энтропии, то это с допущениями можно было бы соотнести с движением назад в прошлое.

    Поставленный международной группой физиков эксперимент на ограниченной несколькими квантовыми элементами системе, показал, что находящаяся в стабильном состоянии система не только увеличивает свою энтропию, но также и снижает её, то есть, как делают вывод учёные, движется назад во времени. Увидеть подобные явления в макромире невозможно, в нём энтропия событий слишком большая и поэтому необратимая. Но на субатомном уровне «откаты назад во времени» вполне регистрируются, что и доказал поставленный эксперимент.

    Ученые совершили «квантовый переворот времени»: что это

    Физики впервые наблюдали, как свет движется одновременно вперед и назад во времени. Это открытие позволит улучшить квантовые вычисления и узнать больше о квантовой гравитации.

    Фото: newscientist.com

    Ученые совершили «квантовый переворот времени»: что это

    Физики впервые наблюдали, как свет движется одновременно вперед и назад во времени. Это открытие позволит улучшить квантовые вычисления и узнать больше о квантовой гравитации.

    Фото: newscientist.com

    Эксперименты проводились с фундаментальной частицей — фотоном. На него воздействовали с помощью специального оптического кристалла. Этим занимались две разные группы физиков, но результаты у них получились идентичные, пишет Live Science.

    Работа была опубликована в журнале PLOS Genetics.

    Квантовые системы в состоянии суперпозиции могут заставить время идти в двух противоположных направлениях одновременно. Доктор Джулия Рубино и группа ученых объяснили принцип этого феномена.

    Квантовая суперпозиция представляет собой фундаментальный принцип квантовой механики, при котором два любых состояния можно наложить друг на друга и получить иную допустимую ситуацию. Ученые выяснили, что данный метод можно применить и к стрелкам часов.

    «Квантовые системы могут двигаться не только исключительно вперед или исключительно назад во времени, но и одновременно в обеих направлениях. Это кажется фантастикой, но, тем не менее, полностью соответствует положениям квантовой механики», – говорит Джулия Рубино из Бристольского университета Великобритании[136]

    Вышеизложенные выводы подтверждают предстоящее стояние Руха (духа/души) «сознающего наблюдателя» пред Всевышним Господом в Судный день, продолжительность которого относительна во времени. Для одних, (благочестивых) этот День Суда будет казаться мгновением, а для других – может продолжаться  и до 50-тысяч лет. Время будет иметь чудесные свойства, которые проявятся максимально полно.

    Как об этом гласит Коран и сообщает Пророк Мухаммад, в Судный день, по ходу предстояния перед Господом человека в допросе, будут возвращать к оцениваемому событию земной жизни. Человек – «сознающий наблюдатель» сможет лицезреть свои деяния по ходу «дознания».  Вот некоторые аяты Корана и сообщения Пророка Мухаммада о Судном Дне, которые на наш взгляд, проливают свет на вышеизложенные законы квантовой механики; объясняются квантовой запутанностью, принципами  суперпозиции и фундаментальными законами времени:

    «Поистине, Час наступит, Я почти скрываю его, чтобы каждая душа получила воздаяние за то, к чему она стремилась!».

     (Коран, 20:15).

    Господь Бог под Часом имеет ввиду Судный День. Стремление, о котором говорится – это человеческие деяния и помыслы; важно то, каковы цели и задачи, устремления наших поступков.  Знание о Часе, об этом эксхатологическом моменте скрыто от джинов и людей, и даже пророкам не открывается.

    «Некий муж спросил, когда же постигнет неверных неотвратимое наказание от Аллаха, владыки ступеней?

    Ангелы и Дух восходят к Нему в День, равный по времени пятидесяти тысячам лет.

    Терпи же благоговейно, ведь людям этот [День] представляется отдаленным, а Мы видим, что он близок.

    В тот День небо уподобится расплавленному металлу, горы будут, как шерсть, и родич не станет расспрашивать [своего] родича, хотя они и будут видеть [один другого].

    Грешник захочет откупиться от наказания своими сыновьями, своей супругой и братом, своим родом, который поддерживал его, и всеми жителями земли, чтобы спастись».

    (Коран, 70: 1-14).

    Господь в этом сложном для понимания аяте указывает на Судный день, продолжительность которой пятьдесят тысяч лет. Ангелы, являющиеся носителями Господних законов, согласно законам квантовой механики будут возвращать Рух (дух/душа) — сознающего наблюдателя к тем или иным событиям земной жизни по ходу его «дознания» и представлять их пред Создателем.

    «Когда (в Час наступления Дня Суда) сотрясётся земля своим сотрясением,

    и выведет земля (из себя) свои ноши [всех умерших с их деяниями и стремлениями], и скажет человек: «Что (происходит) с нею?»

    В тот День [в День Суда] расскажет она [земля] свои вести [о том, что творили рабы Аллаха на ней], потому что Господь твой внушит ей [земле].

    В тот день [в День Суда] выйдут люди толпами (по своим вероубеждениям и поступкам), чтобы им показаны были их деяния;

    И кто (в земной жизни) совершил благое (словом или делом) на вес пылинки, увидит его, И кто (в земной жизни) сделал плохое (словом или делом) на вес пылинки, увидит его».

    (Коран, 99: 1- 8).

    «И у каждой (группы верующих и неверующих) (в Судный День будут) (свои) степени в том, что они совершили, чтобы Он (Аллах) полностью воздал им (и верующим и неверующим) за их деяния, – и они не будут обижены». (Коран, 46:19).

    «И в тот день [в День Суда], когда будут собраны враги Аллаха к Огню [к Аду], будут они задержаны (ангелами). А когда придут они [враги Аллаха] к нему [к Аду], (но) будут свидетельствовать против них слух их, их зрение и их кожи о том, что они делали [какие грехи они совершали в своей жизни].

    И скажут они своим кожам (упрекая их): «Почему вы свидетельствуете против нас?» Скажут они [их кожи]: «Речь нам дал Аллах, Который дал речь всякой вещи». И Он [Аллах] создал вас в первый раз (когда вас вообще не было), и к Нему вы вернётесь (после смерти) (для расчёта и воздаяния) (в День Суда). И вы не скрывались (от совершения грехов), что будут свидетельствовать против вас ваш слух, зрение и кожи (в День Суда), но вы думали, что Аллах не знает много из того, что вы делаете. И это – ваша мысль, которую вы думали о вашем Господе, – она погубила вас, и вы оказались (в День Суда) в числе потерпевших убыток».

    (Коран, 41:19-23).

    «Скажи (им) (о, Посланник): «Аллах оживляет вас [приводит вас в этот мир], потом умерщвляет, потом соберёт вас ко Дню Воскресения, относительно которого нет сомнения. Однако большинство людей не знает (об этом)

    И Аллаху (принадлежит) (вся) власть над небесами и землей; и в тот день, когда наступит Час [День Суда], – тогда в убытке окажутся приверженцы лжи [неверующие]! И ты (о, Пророк) увидишь (в День Суда) каждую общину коленопреклоненной (в ожидании решения Аллаха). Каждая община будет призвана к своей книге (деяний). (И будет сказано им): «Сегодня будет воздано вам за то (благое и плохое), что вы совершали (на земле).

    Эта Наша книга говорит против вас в истине [без добавлений и убавлений]. Поистине, Мы повелевали (ангелам) записывать (всё) то, что вы совершали.

    А что же касается тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, то их Господь введёт их в Своё милосердие [в Рай по Своему милосердию, а не по их делам]. Это и есть явный успех! А те, которые стали неверующими, (то им будет сказано): «Разве знамения Мои не читались вам? Но вы возгордились (и не стали слушать их) и оказались людьми, которые взбунтовались (против воли Аллаха) [неверующими и многобожниками]».

    И когда говорилось (вам): «Поистине, обещание Аллаха истинно и Час [День Суда] – нет сомнения в нём», – вы сказали: «Мы не знаем, что такое Час, мы только думаем, предполагая, и мы не убеждены (в этом)».

    И открылись им [неверующим] (в День Суда) (те) плохие деяния [неверие и ослушания Аллаха], что они совершали (в земной жизни), и постигло их то (наказание), над чем они насмехались (прежде). И будет сказано (неверующим): «В этот День [в День Суда] забудем Мы вас [оставим в мучениях], как вы забыли про встречу с этим вашим днём [то, что вы встретите День Суда]; и пристанищем вашим (станет) Огонь [Ад], и не будет вам помощников (которые спасли бы вас от вечных мучений в Аду). Это [наказание] вам – за то, что вы приняли знамения Аллаха в насмешку и обольстила вас земная жизнь [её прелести]». Сегодня они не будут выведены оттуда [из Ада] и не попросят от них оправдания. И Аллаху надлежит (вся) хвала, Господу небес и Господу земли, Господу миров!

    И Ему надлежит Величие в небесах и на земле. И Он – Величественный, Мудрый!».

    (Коран, 45:26-37)

    Грешники в День Суда будут отрицать своё неверие и грехи, мысли их в мирской жизни были полны беззаботности, гордыни и насмешек. Они думали, что Всевышний Разум не объемлет их своим Зрением и Слухом, и эта самонадеянная мысль погубила их. Таким образом, мы понимаем, что убежденность в каком-нибудь неверном тезисе, идее, заблуждении может погубить человека.

    От Абу Хурайры передается, что Мухаммад, Посланник Божий сказал:

    «Поистине, в День воскрешения расчет с рабом Аллаха прежде всего будет произведен за его намазы (молитвы). Если они будут хороши, он преуспеет и добьется желаемого, а если они окажутся негодными, то он потерпит неудачу и понесет убыток. Если же в выполнении обязательных намазов (молитв) обнаружатся недостатки, Всемогущий и Великий Господь скажет ангелам: «Посмотрите, есть ли у раба Моего добровольные намазы (молитвы суннат), чтобы за их счет восполнить недостатки в обязательных». А затем со всеми остальными его деяниями поступят так же»[137].

    «В День Воскрешения (Суда) сын Адама не сдвинется с места, пока он не будет спрошен о пяти вещах: о его жизни – как он ее провел; о его молодости – как он ее использовал; о его имуществе – как он его приобрел и на что тратил; и что он делал из того, что он знал»[138].

    Пророк Мухаммад сказал: «В Судный День люди [весь род человеческий] будут воскрешены босыми и нагими [подобно новорожденным, но в зрелом возрасте]». У него в недоумении спросили: «О посланник Божий, все, и мужчины, и женщины, будут вместе, видя друг друга, смотря друг на друга?!» Он ответил: «Атмосфера [вынесения вердиктов и само ожидание начала Суда] окажется настолько тяжелой и напряженной, что им станет не до этого [люди забудут обо всех земных интересах]».[139]

    Во всех смыслах этого слова, жаркий  День Суда некоторые люди получат прохладу в виде тени.

    Пророк Мухаммад сказал: «Есть семь категорий людей. Они будут находиться в тени [которую пожелает предоставить] Аллах (Бог, Господь) в тот День, когда другой тени не будет [то есть в Судный День].

    Это:

    — справедливый имам (руководитель, предстоятель);

    — молодой человек (или девушка), который вырос в атмосфере набожности [с юности был религиозно-практикующим и далеким от явно запретного и греховного];

    — человек, сердце которого связано с мечетью все то время, когда он вне нее;

    — два человека, которые [общаются и] дружат друг с другом во имя Бога [без злого умысла или корысти]. Их встречи и расставания наполнены именно этой атмосферой [искренности];

    — человек, глаза которого переполняются слезами, когда он [искренне] упоминает Бога в состоянии, не отягощенном какими-либо заботами или проблемами (когда рядом с ним никого нет);

    — мужчина, у которого есть легкая возможность вступить в интимную связь с красивой и влиятельной (богатой) женщиной, а он на это отвечает: «[Нет! Ибо] я боюсь Бога, Господа миров».[2];

    — человек, который дал милостыню (совершил благое деяние), но сделал это настолько скрыто и без огласки, что даже «левая рука не знала о том, что делала правая» [то есть без извещения кого-либо и когда-либо об этом]»[140]

    Пророк Мухаммад сказал: «В трех местах (в трех ситуациях) человек будет думать (беспокоиться) лишь и только о себе [ни о ком другом]: «(1) когда окажется перед Весами[141], пока не узнает, какая чаша тяжелее [чаша грехов или чаша благих деяний], (2) когда [будет получать] книгу[142] [свое личное дело земных слов, поступков], при этом [некоторые люди будут с радостью восклицать: «Кто хочет] берите и читайте мою книгу [посмотрите на нее, она прекрасна!»]. [Напряжение (беспокойство) для каждого будет продолжаться] до момента, пока не станет ясно, получит ли человек книгу своих [земных] дел в правую руку, в левую или со спины[143]. И (3) перед [мостом] Сырат, что расположен над Адом [ведущим в высочайшие райские уровни]. С обеих сторон его — многочисленные крюки, [на самом мосту] очень много шипов (колючек), которыми человек будет удерживаем [они будут затруднять ему путь через Ад в Рай, а крюки — цеплять и скидывать грешников в Ад. И человек сможет успокоиться и вздохнуть с облегчением лишь] после того, как станет известно, спасся он или нет»[144]. На этих трех этапах напряжение и беспокойство в уме и сердце человека будут максимальными.

    Пророк Мухаммад говорил: «Высокомерные (надменные) [все те, для кого высокомерие было в земной жизни характерным и неотъемлемым качеством, а особенно проявлялось в вопросе веры в Бога и следовании наставлениям посланника своего времени, своего исторического периода; те из них, кто ушли таковыми из жизни земной] в Судный День будут идти [воскрешенные телесно и воссоединенные с душами] к площади Суда похожими на маленькие частички (пылинки), имея обычный людской облик [руки, ноги, голова — все на месте, но размер тела во время движения в огромной толпе окажется необычайно мал и ничтожен]. Унижение будет окружать их со всех сторон…»[145]

     Пророк Мухаммад изрек: «Человек не сделает и шага [не получит итогового относительно себя решения] в Судный День, пока не будет спрошен по четырем пунктам: жизнь — как реализовал ее возможности; знания — где и каким образом применил; достаток (доходы) — как заработал и на что потратил; собственная телесная оболочка (тело) — ради чего она изнашивалась им и использовалась»[146].

    В своде хадисов имама аль-Бухари имеется повествование пророка Мухаммада от Абу Са‘ида аль-Худри:

     «Господь оголит Свою голень. И падут ниц все верующие мужчины и женщины. Останутся стоять лишь те, кто падал ниц [совершал временами молитву-намаз] лишь в угоду кому-то или из желания прославиться [чтобы люди, к примеру, восхищаясь его «набожностью», говорили: «Он так много молится!», хотя человек это делал лишь находясь среди других молящихся и оставлял молитву, оказываясь в ином кругу или наедине с самим собой]. Эта категория людей [в Судный День] пожелает упасть на колени (опуститься в земном поклоне) пред Богом, но их спины не согнутся (сгибаясь, будут сразу выпрямляться)»[147].

    Основная часть мусульманских ученых, начиная с первых веков, не бралась толковать выражение «Господь оголит Свою голень», ведь по абсолютному согласию всех богословов телесность, материальность не присущи Богу (Аллаху), так как Господь нематериален, трансцендентен, и это общеизвестно. Другие, принимая во внимание тонкости арабской филологии, сказали, что данное выражение — аллегория, указывающая на значимость Судного Дня, когда все тайное станет явным, а это для кого-то может оказаться невыносимо горьким и тяжелым. Все будет происходить по Его велению и приказу[148]

     Таким образом, Судный День и обещания Всевышнего Творца и сообщения – пророчества Посланника Божьего Мухаммада – не есть сказки и фантазии религиозных изуверов и фанатиков. Современная наука и новейшие эксперименты в области квантовой физики показывают нам, что все, что нам обещано – вполне научно и осуществимо. Информация Корана и Сунны представляют научную картину мира. И в этом не может быть никакого сомнения!

    Мы покажем им Наши знамения по горизонтам (странам, мирам, измерениям, фазам, уровням, ступеням, структурам, слоям) и в них самих (людях), пока не станет им ясно, что это (Коран) – Истина (от Господа). Разве недостаточно для твоего Господа, что Он о всякой вещи Свидетель? О! Они ведь в сомнении о встрече с Господом! А Он все сущее объять способен!».     (Коран, 41:53, 54)

     

    [132]. См. Более подробно как произойдет замена нашей Вселенной и Земли другой землей и другими небесами, смотрите в монографиях Г.С.Гасанова «Преемственность Священных Писаний. Эволюция - случайность или Божий Закон. Современный взгляд».  М., 2018 г. и «Научные маяки Корана», изд. «Дагестан», Махачкала, 2020 г. Раздел «Пульсирующая  Вселенная».

    [133]. Работа опубликована в последнем номере журнала Communications Physics и свободно доступна по этой ссылке.

    [134]. https/riafan.ru.

    [135]. Энтропи́я (от древнегреч. «обращение; превращение») — широко используемый в естественных и точных науках термин, обозначающий меру необратимого рассеивания энергии.

    [136].  https/riafan.ru

    [137] Тирмизи, 413; Абу Дауд, 864.

    [138]Тирмизи, 2416; Байхаки, «Шу’аб аль-Иман», 1647. 

    [139] аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2045, хадис № 6527.

    [140] Хадис от Абу Хурайры и Абу Са‘ида; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи и др. См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 285, хадис № 4645, «Сахих»; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 209, хадис № 660; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 397, хадис № 91–(1031).

    [141] «В Судный День Господь установит весы Справедливости [о ней много говорили на земле, часто изображая в виде весов. Но так и не смогли на практике осуществить: если и могли узнать частично о внешних факторах, то значительная часть внутренних, незримых оставалась неизвестной. Зачастую перевешивала та чаша, на которую клали большую сумму денежных средств]. В Судный День ни одна душа даже в малом не будет ущемлена. Незначительнейший поступок (с малюсенькое зернышко) — и тот будет учтен (представлен) [ни одна единица благого либо злого не затеряется в личном деле каждого из людей и джиннов, несмотря на то что будет их на площади Суда великое множество]. В качестве выносящего решение [учитывающего все, даже незаметные «за» и «против»] Нас [говорит Господь миров] будет достаточно» (Коран, 21:47).

    [142] «В тот День вы [люди и джинны, восстановленные из праха - волновых функций] предстанете [на необъятной для вас площади Суда] и ни один секрет не сможете утаить. [Ни земных секретов вам, ни тайн, все станет явным и очевидным]. Кто получит книгу свою [личное дело его земных дел] справа (в правую руку), тот воскликнет [от радости]: «[Кто хочет] берите и читайте мою книгу [посмотрите на нее, она прекрасна]! Поистине, я думал, что мне придется отвечать [за грехи, но Господь простил мне их]!» Ему уготована та жизнь, которой будет доволен. [Он окажется] в высоких садах [райской обители]. Сорванные [с райских деревьев] плоды будут [невероятно] близки [и доступны, на любой вкус]. [Послышится:] «Ешьте, пейте на здоровье, все это — [проявление Божьей милости к вам и] за то, что было совершено вами в [давно] минувшие дни [в земной обители]».

    Те же, кто получит книгу свою [личное дело его земных дел] слева (в левую руку), тот [удрученно] скажет: «Лучше бы я не получал этой книги! О, если б не узнал, что значит отвечать [пред Богом за дела земные]! Ох, если б смертью все и закончилось [без воскрешения и какого-либо продолжения]! Богатство мое [которое я столько лет накапливал] мне не помогло. Власть моя [возможность на что-то и как-то влиять] ушла в небытие [покинула меня навсегда]…» (Коран, 69:18–29).

    [143] «Человек, ты, усердно трудясь (прикладывая усилия) [направляешься] к Господу своему [непрерывно движешься к смерти] и встретишься с этим [со всем тем, на что тратил свои силы, средства и время, увидишь воочию результат трудов]. Для тех, кто получит свою книгу [«собрание» своих земных дел и поступков; личное дело] справа (возьмет в правую руку) [что укажет — ушел он из жизни земной верующим], судебный процесс будет легок. Вернутся они к своим близким полные радости. Кто же получит свою книгу из-за спины [и сможет взять ее лишь левой рукою], те после [осознания того, что их ждет] призовут смерть, то есть закричат: «О горе, я пропал!». Они захотят умереть, исчезнуть, но смерть после всеобщего воскрешения не наступит, а потому они отправятся в Ад [дабы вечно жариться в пекле]. 
    [Каждый из них] в кругу семьи [находясь в привычном для него окружении в земной жизни] был рад (доволен) [не обременял себя обязательствами пред Богом и обществом, жил как ему вздумается, не признавая границ запретного]. Он считал, что уже никогда не вернется [к Господу, а потому выбросил все связанное с этим из головы и не отягощал себя раздумьями о готовности к вечному через дисциплину и усердие, старание и труд в земном]. Нет же, [ошибался он] Господь [всегда] видел его [и ни при каких обстоятельствах он не выходил из поля зрения Бога: Творец знал о каждом его шаге, слове, выражении лица…]» (Коран, 84:6–15).

    [144] Хадис от ‘Аиши; св. х. Абу Дауда и аль-Хакима. См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 100, хадис № 1603, «Сахих».

    [145] См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 709, хадис № 2497, «хасан» (часть хадиса); аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Ч. 2. С. 361, хадис № 3235; ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 3. С. 249.

    [146] См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 691, хадис № 2422, «хасан сахих».

    [147] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1571, хадис № 4919.

    [148] Подробнее см., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 10. С. 857 (863); аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Т. 19. С. 369, 370; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 8. С. 3519, хадис № 5542 и комментарий к нему.