Преемственность священных писаний
Эманационное учение Авиценны
Оглавление
- Предисловие
- Введение
- Божественные испытания
- Пророческие чудеса
- Божественные открытия и человек
- Пророчество о Мухаммеде в предыдущих божественных писаниях
- Библейское описание сотворения мироздания
- Первое описание сотворения мира
- Второе описание
- Сотворение из ничего и зависимость мироздания от творца
- Разногласие между эволюционистами и креацинистами "Молодой земли"
- Церковь против естествознания
- Победа естествознания
- Формула мира – велика надежда
- А человек думает, что он на вершине знания
- Не модель конфронтации и не модель интеграции, но модель дополнительности
- Сомнительная основная мотивация
- Второе дело Галилея для Католической церкви
- Богословская оборона
- Сотворение времени и пространства из ничего
- Эманационное учение Авиценны
- В чем смысл веры в сотровение сегодня
- В неприступном свете
- Одни ли мы во вселенной?
- Космческий корабль "Змемля"
- Библия и Коран о греховности человека
- Коран и наука
- Основа мироздания
- Прекрасные имена - атрибуты Творца
- Фундаментальные мировые постоянные
- Антропный космологический принцип
- Основы эволюции
- Знамения Корана о законах эволюционного развития
- Условия формирования новых структур
- Организация различных видов эволюции
- Энергетическое и материальное единство мироздания
- Повеление Творца
- Частицы и античастицы
- Миры и антимиры
- Расширяющее многомерное мироздание со множественными мирами (вселенными)
- Почему время течет, и почему только в одном направлении?
- Направление течения времени
- Стрелы бега времени
- Он – первый и последний, явный и тайный, и Он о всякой вещи знающ
- Все движется к своему пределу – (в том числе и время)
- Схематичное изображение перемещения во времени
- Относительность пространства – времени
- Вознесение посланника Аллаха
- Пространственно-временные переходы
- Вселенские дни
- Трансцендентность и имманентность по корану
- Концепция космогонической эволюции
- Устройство вселенной и единство порядка
- Пульсирующая вселенная и планета – Земля
- Небосвод
- Эволюция атмосферы
- Происхождение планет солнечной системы
- Земля – планета Звезды – Солнца
- Литосфера
- Биосфера
- Глобальная эволюция земли
- Образование ветров и круговорот воды в природе
- Характеристика мирового океана
- Видение истории о сотворении жизни на земле
- Происхождение жизни на Земле
- Воспроизводство растений
- Основы генетики
- Уровни биологических структур и организация живых систем
- Уровни развития биологических структур
- Наследственная передача информации на примере сотворения человека
- Структурные уровни растительного и животного мира
- Коран о строении головного мозга
- Видение сотворения человека – наместника господа на Земле
- Поселение Адама и Евы в раю после сотворения
- Эмбриология
- Ступени человеческой жизни
- Технический прогресс. Глобализация. Экологический кризис
- Земное животное – микробный мир и его миссия на земле
- Восход солнца с запада
- Скрытая масса вселенной
- Осциллирующая вселенная
- Естественный человек
- Заключение
- Список литературы
В противоположность мнению «О сотворении из ничего», которого придерживается значительная часть иудеев и христиан, а также религиозных специалистов в области теологии, мусульманские ученые еще на заре Ислама выдвинули теорию «О превращении» (или же «Об истечении). Ссылаясь на знамение Корана, еще в начале XI столетия Абу Али ибн Синой (Авиценной) была разработана теория «эманации» – истечение. Мусульманские ученые утверждали, что из ничего не может возникнуть что-то, а что-то возникает из чего-то. В противоположность взглядам Хокинга, Мироздание нуждается в постоянном Господним влиянии. При этом они ссылались на знамения Корана:
«Аллах – Нур (свет, энергия) небес и земли...».
Коран 24:35.
«Он – Первый и Последний, Явный и Тайный, и Он о всякой вещи знающ».
Коран 57:3
Прекрасное Имя-атрибут Господа – (Аль-Му’ийд) – Возвращающий; мертвое в живое и наоборот. Возвращающий события и эпохи, Делающий пространственно-временные перемещения, Возвращающий Мироздание в исходное положение.
Другая идея о плюралистической Вселенной возникла, как мы уже говорили, из результатов физического анализа релятивистской модели пульсирующей Вселенной. Согласно этой модели нынешнее расширение Вселенной сменится обратным процессом – сжатием и захлопыванием. Об этом процессе говорится и в Коране:
«Клянусь небом, обладателем возврата (в исходное состояние)!»
Коран 86:11
«В тот день, когда Мы скрутим небо (Вселенную), как писец свертывает свитки; как Мы создали первое творение, так Мы его повторим по обещанию от нас. Поистине Мы сделаем
это!»
Коран 21:104
«Не считай Аллаха нарушающим Свое обещание Своим посланникам: ведь Аллах – Славен, обладатель мщения. В тот день, когда земля будет заменена другой землей, а также небеса, (таким образом как указывает предыдущее знамение) и предстанут перед Аллахом, Единым,
Могучим!»
Коран 14:47, 48
«Поистине Аллах удерживает небеса и землю (в строгом порядке), чтобы они (не выбились изпод Его управы) и не исчезли, а если этого Он не сделает, то никто не удержит этот (порядок) после Него и исчезнут. Он истинно Воздержан и Прощающий».
Коран 35:41
Из этих знамений мы видим что, как сам Господь, так и Его Нур (свет) вечны и не подлежат временному воздействию. Из вышеуказанных знамений вытекает и вечный осциллирующий универсум, где до сотворения нашего универсума могли быть другие универсумы, но с другими пространственно-временными параметрами, что мы разберем в соответствующем разделе. В то же время перед Ним и начало, и завершение, и настоящее, и то, что в этом мире и в тех мирах, которые мы не можем ни видеть, ни представить. В тоже время Он – Творец этих времен и миров.
Логика этого доказательства на сегодняшний день не потеряла своего значения, и уверенно можно сказать, что она практически соответствует некоторым философским аргументациям бесконечности Вселенной во времени, которое может течь с разной скоростью в любых направлениях: и вперед и назад, и останавливаться, и ускоряться и замедляться. Что касается проблемы нулевого момента времени и его физической трактовки в рамках эволюционирующей Вселенной, то вопрос заключается в том, в состоянии ли человек и его разум представить все это.
Вот что пишет великий ученый и мыслитель Средневековья периода исламского ренессанса Абу Али Ибн Сина по этому поводу: «Нечто не возникает из ничего, а образуется из чего-то, и притом из вещи, не родственной ему и не схожей с ним по своей природе. Нельзя считать возникшей из ничего и ее (первозданную вещь), в противном случае, что сказать относительно руки и ноги, дома и мебели? Если сказать, что эти вещи образуются из ничего, то (посылка нашего рассуждения) становятся неверной. А если они образовались из какой-то вещи, то похожа ли эта вещь на них? В действительности же нельзя сказать: лицо образуется из лица, а кресло из кресла... (Более того) одна вещь возникает из другой вещи, которая не схожа с ней. Так говорят, что «кресло создано из дерева». Но, как можно сказать, что предмет аналогичен тому, из чего и из какой формы он образовался. (Хотя он) и образовался из чего-то, существующего до него, потерявшего (прежнюю) форму и приобретшего данную форму, подобно тому, как из (деревянной) двери можно построить кресло, (они же) не похожи друг на друга?» (См. Акбар Турсунов, Мироздание и человек, Москва,
1988, стр. 48. )
Данные рассуждения великого ученого исходят из знамения, где Ибн Сина, отвергая идею возникновения из ничего, рассуждает о том, что вещь могла бы возникнуть из другой вещи, не похожей с данной вещью и не адекватной ей (в данном случае из дерева можно сделать кресло, то есть, из некоего сырья, но нельзя никак сделать кресло из «абсолютного ничего»). Однако же протоматерия – Нур Аллаха – является «строительным» материалом всего сущего, но в то же время она не материальна – она есть энергия.
Как мы видим из вышеуказанных примеров, ученые исламского ренессанса никак не могли представить идею творения Мироздания из ничего, и выступали против этой идеи, критикуя ее. Всеми путями, в разных вариантах доказывали они вечность круговорота протоматерии – Нура Аллаха. При этом они видели в славных Именах Творца, атрибуты Его воздействия на Мироздание. У творца девяносто девять прекрасных имен, данных им Самим, учитывая Его влияние с момента сотворения Мироздания до ее завершения и дальнейшего повторного сотворения и развития.
«Разве тот, Кто создал небеса и землю, не в состоянии создать подобных им? Да, Он – Творец, Мудрый!»
Коран 36:81
Опираясь на Послание Творца – Коран, восточные средневековые мыслители (Ибн Сина, Фараби и другие) выдвинули теорию эманации – истечение.
Это учение, вытекающее из знамений последнего Господнего послания – Корана, обновляло космогоническое учение древности, разработанное философами – древнегреческими неоплатониками. Онорисует объективную идеалистическую картину возникновения мира путем последовательного самоистечения из чистого бытия, которое тождественно с Творцом. В отличие от неоплатоников, средневековые мусульманские мыслители подтверждали, не тождественно Творцу, а вытекает из Нура (Света) Творца.
Ибн Сина и как знаток Корана, и как ученый-мыслитель считал, что Мироздание – не результат совокупного творения готовых вещей, а стадиальное, ступенчатое развитие первоначала, которое к тому же не есть ничто, а есть нечто: «Существующие вещи не созданы Всевышним Аллахом все вместе, а Он создал их в нисходящем порядке, отправляющемся от Него в виде цепи порядка».
Останавливаясь на космологической концепции Ибн Сины, мы обязаны говорить об основах религиозного вероучения, следуя его идеологическому принципу детерминизма, где основная роль в развитии природы и общества, в причинной обусловленности всех явлений и процессов принадлежит Творцу. Он построил всеохватывающую структуру причинно-следственных связей, исходящую от Нура (Света) Всевышнего Творца.
Эманативная космогония Ибн Сины исходила также от взаимосвязанности с основами ислама в учении о трансцендентности (потусторонности) и имманентности Господа по отношению к миру.
Однако большое значение для понимания божественных качеств и деяний играет концепция «эманации из Нура (Света)». Коран проводит четкую границу между имманентным и трансцендентным, между миром и Аллахом. Сотворенное мироздание представляет собой нечто радикально иное, нежели ее Творец – Аллах, и хотя вселенная преисполнена знамений, свидетельствующих о единстве Творца, творение не имеет шансов отождествиться с Ним, стать с ним единым и нераздельным целым, ибо «Небеса и земли» всего лишь свет – Нур Аллаха.
Процесс эманации показывает роль исламского мировоззрения в рационалистической философии Ибн Сины (Авиценны), который, размышляя над предметом веры, говорил: «Если сферы развития материального бытия – суть «ступени» самоизлияния Необходимо Сущего, то последнее по логике вещей не может быть никоим образом чуждым им». Здесь Ибн Сина проводит аналогию, где он сравнивает «Необходимо Сущее» с Солнцем, а мир – его лучами. Эта аналогия Ибн Сины взята из основы исламского вероучения, из послания Творца, где Он Себя и Мироздание охарактеризует:
«Аллах – нур небес и земель...» – (Аллаха (нур) свет – небеса и земли).
Коран 24:35