Преемственность священных писаний

    Церковь против естествознания

    Оглавление

    Космос – «Миропорядок», «Вселенная» – универсум – объединенный

    Ганс Гюнг в своей книге «В мире вещей» пишет: «Новая модель мира угрожает традиционной библейской картине мира с того момента, когда итальянские математик, физик и философ Галилео Галилей (1564-1642) с помощью телескопа открывает фазы Венеры, четыре луны Юпитера и кольца Сатурна и обнаруживает, что загромождение Млечного Пути состоит из отдельных звезд. Дав это неопровержимое подтверждение модели Коперника, согласно которой, Земля вращается вокруг Солнца и введя количественный эксперимент (законы маятника и падения), ...

    Теперь заложены основы для выяснения законов природы и безграничного ее изучения. Конечно, сам Галилей сознает опасность своих исследований для библейской картины мира. В принципе, он желал бы принять всерьез и написанную на языке математики «Книгу природы», и «Книгу Библии». В письме бенедиктинцу Б. Кастелли он излагает свои взгляды на соотношение Библии и познание природы: если естественнонаучные открытия неопровержимы и при этом противоречат высказываниям Библии, значит, нужна новая интерпретация Библии!» (...)

    Известный и показательный факт: уже каноник Коперник откладывал публикацию труда своей жизни почти до самой смерти – он боялся попасть в индекс запрещенных книг и на костер! Быть может, это был типичный для римо-католиков страх перед новым, прежде всего перед новой натурфилософией и естествознанием? Нет, творение Коперника отвергли и реформаторы – Лютер и особенно Меланхтон. Но поскольку обоснование было дано лишь теоретическое и все учение преподносилось как (якобы) гипотеза, они решили, что им можно пренебречь. В римский индекс запрещенных книг Коперник попал в 1616 году, в связи с делом Галилея. В итоге христианская религия становится упорствующей силой, а Католическая церковь – институтом, которая вместо того, чтобы искать духовное взаимопонимания, прибегает к цензуре «индексу» и инквизиции.

    В 1632 году Галилей предстал и перед римской инквизиции и осуждается на основании нарушения им запрета, наложенного на его гелиоцентрическое учение еще в 1616 году» (Ганс Кюнг, «Начало всех вещей» Библейско-Богословский институт св. апостола Андрея, Москва, 2007, стр. 20-22).

    В качестве примера влияния работ, выполненных отцами церкви (церковных писателей) на Вселенских соборах, на последующие поколения рассмотрим некоторые выводы, которые сделаны в своих фундаментальных трудах св. Афанасием Александрийским и преподобным Максимом Исповедником, жившими до пятого века, то есть в эпоху святых отцов.

    «От единообразия в природе к слову (логосу) Божьему».

    Св. Афанасий.

    Согласно учению св. Афанасия, тварный мир единообразен, что следует из того, что мир сотворен Словом (Логосом Божьим), и все в мире обнаруживает Божье присутствие, источник которого во Христе, который есть одновременно Бог и Человек.

    Согласно его учению один и тот же метод познания можно применить к объектам разных масштабов, разных уровней сложности и порядка, что выражается в принципе единообразия, По его мнению, если через Свое Слово Бог дал порядок миру, то это дает основание к тому, что Он стал постижим для человека, и, соответственно, человек может познать Бога изнутри Творения (См. «Логос и Космос», стр. 18). Для этого он приводит пример движения звезд и планет, Солнца и Луны.

    Согласно учению св. Афанасия, порядок в мироздании установлен и поддерживается Словом Божьим – трансцендентным Творцом. И этот порядок представляет собой онтологический разумный порядок, чье существование имеет причину в чём-то ином, чем вещи, которыми управляют, то есть, в бытии Высшего Разума или Слова Божьего.

    Этот фундаментальный аргумент в пользу разумности мироздания исходит из Слова (Логоса) Божьего, который объединяет в себе все начала (принципы) бытия (то есть логосы вещей) в гармонии и порядке, и они проникают в тварный мир и постигаются как разумный порядок мироздания. Сие говорит о том, что Бог есть, и именно слово Божье управляет мирозданием и выявляет Отца. В этом пункте св. Афанасий проводит четкую связь между порядком в мироздании и концепцией воплощения Слова Божьего. Поэтому, чтобы научить человечество тому, что есть Отец, Богу было недостаточно создать упорядоченный мир: «Тварь была, но, тем не менее, люди погрязли в том же заблуждении о Боге» (См. «Афанасий великий, слово о воплощении Бога-Слова» в idem, Творения, Т. 1, 209. «Логос и космос», стр. 20).

    Роль Слова Божьего, Логоса и Единородного Сына Божьего, который посредством управления мирозданием являет Отца, состоит в том, чтобы «обновить то же самое учение» через воплощение, таким образом, научая тех, кто не мог видеть Бога в его творениях. Один особый аспект воплощения Слова Божьего служит для оправдания принципа единообразия и порядка в природе и, соответственно, делает развивающуюся на земле науку применяемой ко всем аспектам мироздания. Будучи воплощенным Богом в течение конкретного отрезка истории спасения в конкретном месте физической вселенной, Христос не переставал быть Словом (Логосом) Божьим.

    Согласно учению преподобного Максима, Божественный Логос (Слово Божье) обнимает собою и поддерживает вместе логосы всех тварных вещей.

    Согласно его учению созерцание логосов тварных вещей приобщает к Логосу, ведущему в конечном итоге к мистическому единению с Богом, и это делается через очищенный ум, что есть духовное видение реальности, за пределами которого видятся онтологические корни вещей и существ. Такое христианское созерцание творения значительно отличается от научного опыта.

    Согласно его учению, воплощение одновременно происходит в словах Писания и в логосах вещей, собранных воедино в универсальном Логосе, духовное восхождение через созерцание логосов творения в конце концов приводит к Логосу-Христу. Ведение элементов тварного мира, таким образом, обретает все черты участия в Божественном.

    Воплощение, таким образом, выявляет вселенское значение Христа, так как через различения вещей и их логосов в которых присутствует Логос-Христос, человек может созерцать и единство в Логосе-Божьем и через них восходить вместе с воплощенным Христом к Отцу. Это есть общение с Богом через природу. Это так называемый духовный выход за границы материального мира, мира природы, и созерцать логосы и через это созерцание славить Творца Мироздания. Затем возвращение на Землю и видение природы уже в новом свете, с точки зрения ее целей и назначения, то есть с точки зрения Христа-Логоса. Для святых отцов мир до пришествия в него Христа был пуст. Его истинный смысл раскрылся только через тайну воплощения Слова Божьего. Таким образом, отцы поклонялись через творение ее Творцу. Согласно этому учению молитва к Творцу не устраняет различие между Богом и тварью. Такой подход приводит к пантеизму, так как фундаментальная граница между Богом и тварью практически стирается. Хотя считается св. отцы никогда не поклоняются природе, но только её Творцу. (См. «Логос и Космос», стр. 24).