Преемственность священных писаний

    Сотворение из ничего и зависимость мироздания от творца

    Оглавление

    Согласно библейскому писанию, сотворение Неба (единственной Вселенной) происходит «из ничего». Бог творил Своим Словом, простым словесным императивом – «fiat!», означающим в переводе с латинского языка «да будет!». Такого мнения придерживается одна часть ученых богословов из иудейской и христианской конфессий, которая чётко стоит на позиции «сотворения из ничего». Другая же часть ученых считают невозможным «сотворение из ничего».

    Вот, что пишется поэтому поводу в книге Логос и Космос: «Христианское учение о творении мира из ничего – crеatio ex nihilo – развивавшаяся сначала Феофилом Антиохийским затем Иринеем Лионским, бросили вызов греческой философии и космологии своим утверждением о том, что космос не может быть самодостаточным и быть самим собой. Он творение Бога, от Бога. И это значит что мир отличен от Бога и модус его бытия, отличаясь от Божественного, конечен во всех смыслах этого слова (например, во временном), ибо если Бог бесконечен, то мир – конечен. Мир сотворен Богом, и составляющая его материя радикальным образом отличается от Бога. Из этого следует, что законы, установленные в мире, не абсолютны и не обладают качеством необходимости. Это «свободный» волевой акт Божьей благодати по отношению к миру, и, по причине полной Божьей свободы, творение не укоренено в Божьем собственном бытии (сущности). В этой свободе творение случайно, то есть случаен порядок в мире, которого вообще могло не быть. С другой стороны, творение случайно со стороны Бога-Творца, который мог вообще ничего не создавать» (Алексей Нестерук. ББИ св. апостола Андрея «Логос и Космос», 2006, стр. 158).

    «В концепцию творение из ничего – crеatio ex nihilo, идущая от древнееврейской традиции, в христианском учении была добавлена доктрина Откровения Божьего в воплощении Логоса-Сына Божьего и воскресении Иисуса Христа. Смысл творения и порядок в нем установлен Божественным Логосом – Словом Божьим, наделивший мир особой разумностью, связанной с «Трансцендентной разумностью» Бога» (см. там же, стр. 167).