Преемственность священных писаний

    Первое описание сотворения мира

    Оглавление

    Описание сотворения неба и земли занимает, в основном, всю первую главу и самые первые стихи второй главы книги «Бытие». Представим читателю данный текст с короткими комментариями двух представителей Запада с противоположными взглядами: взглядом церковного работника, считающим Библию словом Господа и современным ученым – естествоиспытателем. Нижеследующий отрывок из книги «Бытие» взят из современного варианта Библии на русском языке:

    «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и

    Дух Божий носился над водою»

    (Бытие, 1:1-2)

    Джон Мак-Артур в вышеупомянутой книге «Битва за начало» пишет: «Писание ясно учит нас, что Бог сотворил Вселенную из ничего. Он создал ее Своим Словом (стр. 55, 88). Так что эти слова свидетельствуют о пустоте и опустошенности. Они описывают Землю как место, лишенное формы и обитателей, как безжизненное, бесплодное место. Это значит, что сама форма Земли была незавершенной и пустой. И хотя сырьевой материал был на месте, но ему еще не была придана форма. Рельефы земной поверхности, известные нам, были пока недифференцированными, неразделенными, несформированными и ненаселенными».

    В отличие от Джона Мак-Артура, другой христианский богослов Ганс Кюнг (католический священник и профессор Тюбингенского университета) отмечает: «Священническое писание не сообщает о сотворении из ничего, оно сообщает о сотворении порядка из хаоса. Бог стоит в начале всякого становления, в том числе и исконного хаоса, который Он затем упорядочил». (См. Ганс Кюнг, «Начало всех вещей», ББИ св. апостола Андрея, Москва, 2007 стр. 145).

    А вот комментарии этих же стихов Морисом Бюкайем, академиком Французской медицинской академии в его книге «Библия, Коран и Наука. Священные писания в свете современного знания» (Киев, «Ансар Фаундейшн», 2004, стр. 59), который пишет: «Вполне возможно предположить, что до Сотворения Земли то, что впоследствии стало Вселенной, было погружено во тьму. Однако упоминание о существовании в тот период воды плод чистейшего вымысла. В третьей части этой Книги перед нами предстанут все свидетельства того, что на первоначальном этапе формирования Вселенной существовала лишь некая газообразная масса. Подмена ее водой равнозначна ошибочному описанию процесса Сотворения мира».

    Здесь мы не можем сказать прямо, что именно представляет собою бездна и пустота. Можно подумать, что завершился первый этап сотворения земли, как безжизненную, пустую планету, покрытую водой, и отсутствует еще атмосфера, поэтому над землей все покрыто тьмой. А «тьму над бездною» некоторые богословы понимают в прямом смысле слова как «пустота» или же «абсолютное ничто» или же просто «хаос».

    В настоящей Книге мы узнаем, что на первоначальном этапе формирования Вселенной после мгновенного расширения её зародыша, основой которого является «Нур» – (Свет) Бога (Аллаха) -образовалась некая газообразная масса. Эта «Взорвавшаяся Вселенная» с точки зрения современной науки соответствует «дыму» по Корану. Возможно, для древних поколений людей такое состояние сравнимо с «тьмой над бездною», однако же, это равнозначно ошибочному описанию процесса Сотворения мира, так как в начальном этапе еще не было ни звезд, ни планет, в том числе и планеты земли. С другой стороны, сотворение-возникновение солнца протекает по современным данным практически одновременно, чуть опережая сотворению земли.

    «И сказал Бог: да будет свет.

    И стал свет.

    И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы.

    И назвал Бог свет днем, а тьму ночью.

    И был вечер, и было утро: день один»

    (Бытие, 1: 3-5)

    Морис Бюкай по этому поводу отмечает: «Распространяющийся во Вселенной свет – это результат сложных процессов, протекающих в звездах. Мы вернемся к нему в третьей части нашей книги. Однако если исходить из Библии, на этом этапе Сотворения мира звезды еще не сформировались. О «светилах тверди небесной» сказано лишь в 14-м стихе, где описывается, как они были сотворены на четвертый день, дабы «отделить день от ночи» и «светить на Землю». Совершенно не согласуется с логикой упоминание о создании света в первый день, а создание источников света – тремя днями позже! Более того, плодом чистейшего вымысла является упоминание о существовании вечера и утра в первый же день. Существование вечера и утра как элементов дня возможно только при одном условии, что уже сотворена Земля, которая вращается под лучами своей звезды, то есть Солнца!» (Там же стр. 59, 60).

    По этому поводу с ним полемизирует Джон Мак-Артур: «Но загвоздка состоит в том, что: в самом отрывке ничто не предполагает, будто эти дни были долгими эпохами. Что такое «день», определено в Бытии 1:5 – «И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один». Циклические фазы света и тьмы с самого начала разграничивают ночь и день, вечер и утро. Такое же выражение: «И был вечер и было утро: день «такой-то», относится к каждому из шести дней сотворения (Быт. 1:5, 8, 13, 19, 23, 31), показывая, что дни были одинаковы и имели четко определенные границы.

    Единственная смена света и тьмы, определенная в контексте, – это цикл дня и ночи (после четвертого дня), управляемый Солнцем и Луной (Быт. 1:18). У нас нет причины считать, что после четвертого дня ритм значительно изменился. Это значит, что длительность «вечера и утра» в первый день творения была равна продолжительности обычного солнечного дня» (стр. 81, 82).

    С точки зрения современной науки, зародыш мироздания возник в так называемом физическом вакууме, что нельзя представлять, как абсолютную пустоту или же хаосом, а является активной субстанцией, где идет постоянный процесс зарождения и взаимного уничтожения виртуальных частиц.

    Эти законы неописуемы современной наукой.

    По Корану «Нур» – это Свет Бога, из которого сотворена Вселенная. Нур является атрибутом Господа, существует вечно и не относится к Божьему творению. Мы ещё вернемся к этому в соответствующем разделе нашей книги. Однако, если исходить из Библии, то на этом этапе сотворения мира звезды еще не сформировались. Поэтому упоминание о «создании света» в первый день логически совершенно не согласуется с созданием источников света тремя днями позже?!

    «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.

    [И стало так.]

    И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью.

    И стало так.

    И назвал Бог твердь небом.

    [И увидел Бог, что это хорошо.]

    И был вечер, и было утро: день второй»

    (Бытие, 1: 6-8)

    Морис Бюкай комментирует этот эпизод так: «Здесь миф о водах продолжается их разделением на два слоя твердью небесной. Поэтому при описании Потопа воды сверху проходят через небесную твердь и обрушиваются потоком на Землю. Подобная картина разделения вод на два слоя с научной точки зрения, конечно же, неприемлема» (там же стр. 60).

    А Джон Мак-Артур здесь подчёркивает: «Одна из сложных проблем, связанных с этим отрывком, касается вопроса о «воде, которая над твердью»».

    Некоторые креационисты, в том числе Генри Моррис, полагают, что: «в допотопные времена существовала некая защитная оболочка». Сторонники этой теории говорят, что воды над твердью представляли собой прозрачный пар или слой молекул воды во внешнем крае атмосферы, создававший на земле какой-то вид парникового эффекта. Это может объяснить, почему до всемирного потопа люди обычно жили более девятисот лет. Но как гласит эта теория, во время всемирного потопа, верхние воды излились на Землю и полностью ее затопили... Сама же твердь представляла собой пригодную для дыхания атмосферу, то есть небо. Слово твердь обозначает это понятие во всем тексте Писания. (См. «Бытие» 1:20; Дан. 12:3).

    «И назвал Бог твердь небом».

    (Бытие, 1:8)

    Так как твердь составляет видимые небеса, то в Писании сказано, что звезды находятся «на тверди» (см. «Бытие» 1:14, 15, 17), подобно тому, как до сих пор говорим, что они «на небе» (там же стр. 107, 108).

    Из выше указанного сообщения Библии, каждый читатель может сделать соответствующий вывод.

    «И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша.

    И стало так.

    [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша. ]

    И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями.

    И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле.

    И стало так.

    И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле].

    И увидел Бог, что это хорошо.

    И был вечер, и было утро: день третий»

    (Бытие, 1: 9-13)

    Морис Бюкай комментирует данный стих следующим образом: «Факт возникновения отдельных континентов в тот период существования Земли, когда она все еще была покрыта водой, с научной точки зрения вполне приемлем. Однако до того момента, как появилось Солнце, а день и ночь стали последовательно сменять друг друга, совершенно немыслимо существование высокоразвитого растительного мира, где воспроизводство происходило от семян. Ведь в Бытии Солнце появляется лишь в четвертый день» (там же стр. 60, 61).

    Джон Мак-Артур по этому поводу уточняет: «Но из Библии мы точно узнаём, как это случилось. Бог произнес слово: «Да произрастит Земля зелень...И стало так» (Бытие, 1:11). Все виды растительности тотчас появились по Его слову. И травы, и деревья давали семена «по роду своему». Бог сотворил их не только способными к размножению, но и готовыми к нему. Он сотворил растения с созревшими семенами, которые уже были готовы рассеяться» (там же стр.

    116).

    А Генри Моррис тут дополняет: «Следует также упомянуть, что формирование растений, даже таких сложных, как плодоносящие деревья, произошли до сотворения какой-либо животной жизни. Конечно, это вполне логично, однако решительно противоречит общепринятой эволюционной системе, гласящей, что морские животные, беспозвоночные и позвоночные, развились за сотни миллионов лет до плодовых деревьев и других видов растений. Кроме того, многие растения должны опыляться насекомыми, но насекомые были сотворены только на шестой день, что показывает: дни сотворения нельзя считать долгими эпохами. Идея теистической эволюции практически во всем противоречит библейскому рассказу о сотворении». (См. Джон Мак-Артур. «Битва за начало», стр. 118).

    Напротив, процесс геологического формирования земной поверхности, протекавший вплоть до появления растительности на земле и продолжавшийся миллионы лет, по Корану соответствует двум периодам из шести и протекает параллельно с процессом формирования Солнечной системы, что хорошо согласуется с данными современного естествознания. Библейское сообщение о возникновение континентов рассчитано на тот уровень знаний людей, который соответствовал тому периоду времени, когда возникла Библия, но вовсе не на современного образованного человека.

    При этом совершенно немыслимо существование высокоразвитого растительного мира, где воспроизводство происходило от семян и получало солнечную энергию. Ведь, согласно книге «Бытие», Солнце появляется лишь на четвертый день творения!?

    «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения Земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю.

    И стало так.

    И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы.

    И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый»

    (Бытие, 1: 14-19)

    Морис Бюкай отмечает: «...Единственное, что можно подвергнуть критике в этом отрывке, так это место, которое ему отведено в описании Сотворения мира в целом. Как нам известно, Земля и Луна произошли от своей первоначальной звезды, Солнца, то есть возникли после него. Отводить моменту сотворения Солнца и Луны место вослед за сотворением Земли – значит идти вразрез с установленными данными о формировании отдельных элементов в Солнечной системе» (стр. 61).

    Джон Мак-Артур вторит ему: «Как мы уже наблюдали с самого начала и увидим на протяжении остальных дней недели сотворения, Бог творит Своим повелением. «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной» (Быт. 1:14). Это не процесс, который развивается постепенно; сотворенное Богом появилось внезапно по одному Его слову. Вот почему теории о том, что Земле много миллиардов лет, не имеют ничего общего с библейским мировоззрением. Сотворение – это не процесс, запущенный Богом; это деяние, совершенное Богом. Он, в буквальном смысле слова, произнес повеление – и все возникло» (стр. 125).

    Это описание объяснимо и рассчитано на людей прежней эпохи с соответствующим уровнем знания. И такой взгляд формирования солнца и луны соответствует геоцентрическому представлению, то есть, когда Землю представляли центром мира. Как мы знаем, такого мнения придерживались на Западе вплоть до 16 века. Мы же знаем, что Земля и Луна сотворены после Солнца, практически параллельно с формированием Солнца.

    «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так. ]

    И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее.

    И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы

    да размножаются на Земле. И был вечер, и было утро: день пятый»

    (Бытие, 1: 20-23)

    В отношении пятого дня сотворения Морис Бюкай пишет следующее: «Этот отрывок содержит в себе неприемлемые положения. Из Книги Бытия следует, что животный мир берет свое начало с поминания морских существ и крылатых птиц, что Земля была заселена животными уже на следующий день.

    Несомненно, что жизнь возникла в море, но об этом мы поговорим в третьей части книги. Именно из моря произошел животный мир, заселивший Землю. Считается, что птицы произошли от живых существ, проживавших на суше, в частности, от зоологического вида пресмыкающихся, живших в мезозойскую эру. Этот вывод обусловлен наличием многочисленных биологических характеристик, присущих как первому, так и второму виду. О Земных зверях, однако, в Бытии говорится лишь на шестой день Творения; они появились после птиц. Поэтому такой порядок появления на Земле зверей неприемлем» (стр. 61, 62).

    В свою очередь, Джон Мак-Артур разъясняет: «Я убежден, что Писание достоверно и истинно рассказывает нам, как была сотворена жизнь на Земле. С момента своего первого появления на Земле в пятый день богатое разнообразие живых существ размножалось «по роду их». Бог заложил в них черты, необходимые для выживания в их среде обитания, и они процветали в ней с тех пор. Микроэволюция, генетическая мутация и другие процессы могут привести к возникновению новых пород и семейств внутри вида, но все основополагающие отличия между существами были запрограммированы в миг сотворения премудрым Творцом, объявившим, что дело Его рук хорошо» (стр. 164).

    Книга «Бытие» продолжает исчисление дней в уже знакомой нам манере:

    «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их.

    И стало так.

    И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их.

    И увидел Бог, что это хорошо.

    И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями], и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

    И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, И обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями, ] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею, ] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду, ] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу.

    И стало так.

    И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой».

    (Бытие, 1: 24-31)

    Этот эпизод Морис Бюкай комментирует следующим образом: «Здесь высшая точка, так сказать, кульминация в описании сотворения мира. Автор перечисляет всех живых существ, не упомянутых ранее, и различные виды пищи для людей и зверей. Как мы уже видели, ошибка состоит в неверном указании последовательности возникновения Земных зверей и птиц, в появлении зверей после птиц. Тем не менее, возникновение человека указано верно – после того, как уже возникли все иные зоологические виды» (стр. 63).

    Его дополняет Джон Мак-Артур, который отмечает: «Писание учит, что до грехопадения Адама смерти не существовало. Смерть – последствие греха» и ссылается на следующие цитаты из Писания:

    Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть

    Рим 5:12

    ...ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода ненавидящих Меня

    (Исход, 2:4)

    Проклятие греха отразилось на всем творении. Апостол Павел писал: «тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего [ее], – в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (См. Рим, 8:20-22). Так что все творение – не только человечество – пострадало от греха Адама. Вследствие греха смерть пришла и в царство животных.

    Конечно, это означает, что до грехопадения Адама не было плотоядных животных. Звери не охотились и не убивали друг друга ради пищи. И это подтверждается в Писании (См. Бытие, 1:30).

    Впервые в Библии Бог (См. Бытие, 1:26) употребляет личную форму, говоря о Себе. Примечательно, что она представлена во множественном числе. Господь говорит не «сотворю», а «сотворим» человека по образу Нашему», что является первым указанием на Множественность Лиц Троицы. Здесь проявлено самое первое, важное и безошибочное свидетельство о Троице. На тот факт, что Троица состоит из нескольких Ипостасей, указывает и слово, использовавшееся иудеями для обозначения Бога, которое встречается в двадцати одном из двадцати пяти первых стихов Писания. Это слово е1оhiт и оно означает на арамейском языке форму множественного числа. А множественное число, приведенное в Книге «Бытие» (1:26), еще явственнее указывает на данное обстоятельство. Хотя приведенные факты никоим образом нельзя считать полным откровением о природе Троицы, тем не менее, они свидетельствуют в пользу множественности Ипостасей Бога. При этом здесь закладываются и основания того, что мы узнаём о Троице из Нового Завета.

    До того, как образ Бога в человеке был запятнан грехом, Адам в чистом и не порочном состоянии обладал всеми сообщаемыми качествами Бога – свойствами Божьей природы, которые могут отражаться в Его созданиях. Сюда надо отнести такие качества, как: святость, мудрость, благость, истину, любовь, благодать, милосердие, долготерпение и праведность» (Джон Мак-Артур. «Битва за начало», Санкт Петербург, «Библия для всех», 2004, стр. 182, 190, 195).

    Согласно Корану каждый человек ответствен только за свои поступки и не отвечает за грехи других, в том числе и за родительские.

    «Каждая душа приобретает грехи только во вред себе. Ни одна душа не понесет чужого бремени. Затем вам предстоит вернуться к вашему Господу, и Он поведает вам о том, в чем вы расходились во мнениях».

    Коран 6:164

    Что касается грехопадения Адама и Евы, то это было предопределено Господом для испытания Адама и его жены, а также для демонстрации того, как Господь испытывает каждого человека.

    «Мы испытаем вас кое-чем из страха, голода, недостатка, потерей имущества, плодов или же самых...обрадуй терпеливых».

    Коран 2:155

    Согласно сообщению Корана, Адам и Ева покаялись, и Господом были приняты эти покаяния.

    Что же касается вопроса бессмертия животных до грехопадения Адама, приведенного Джоном Мак-Артуром, то, согласно Корана, первые люди видели и жизнь и смерть. Они видели, как уходят в небытие окружающие их животные и прямоходящие, но неразумные люди. Наблюдали, как одни животные уничтожают других, собственно, также как одни гоминиды – других. Наглядный тому пример из Корана, когда один ворон прячет убитого им же другого ворона. Не зная, что такое смерть, не стал бы Каин угрожать своему брату Авелю. Более подробно этот вопрос мы разберем в разделе «Видение сотворения человека».

    В отношении множественности Имён Господа, на что указывает и Коран, то со слов пророка Мухаммада, это качественные стороны Бога, атрибуты, но никак не Троица в христианском понимании. Данное положение мы разберем далее в соответствующем разделе.

    Описание Сотворения мира завершается первыми тремя стихами второй главы книги Бытия:

    «Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.

    И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал».

    (Бытие 2:1-4)

    Морис Бюкай в связи с этим пишет: «Подобная картина дня седьмого требует комментария. Во-первых, относительно смысла некоторых слов. Слово «воинство» здесь, скорее всего, означает все множество сотворенных созданий. Что касается выражения «и почил», то это - стиль перевода слова на иврите –«шаббат», от которого произошло название на иврите выходного дня, отсюда и русское выражение «суббота».

    Совершенно ясно, что отдых Бога по завершении Им шестидневных трудов – не более чем легенда. Но ей все же есть объяснение. Мы не должны забывать, что описание сотворения мира, рассмотренное на этих страницах, заимствовано из так называемого Жреческого варианта, написанного священниками и книжниками, которые были духовными наследниками Иезекииля в вавилонском пленении, писавшего в шестом веке до н. э. Мы уже видели каким образом священники по-своему перетасовали Яхвист и Элохист, руководствуясь лишь собственными соображениями. Отец де Во указал, насколько существенен элемент «легализма» в этих писаниях, что тоже было отмечено выше. Так вот, в описании сотворения мира, приведенном в Яхвистском тесте, написанном несколько веками ранее Жреческого, никак не упоминается шаббат Бога после изнурительных недельных трудов. Это уже авторы жреческого варианта вводят его в описание. Они делят недельные труды на отдельные дни, очень четко указывая дни недели делая акцент на начало светового дня – на утро и на начало ночного времени – на вечер.

    Суббота (шаббат) является для них как бы стержневым днем, который они преподносят верующим в качестве особого дня, – дня отдыха. При этом они подчеркивают, что Бог первым почтил его. Представления о том, что последовательные этапы Сотворения мира (как они виделись авторам Сасердотальского текста, стремившимся настроить людей на религиозную волну), могли «уместиться» всего лишь в одну неделю, с научной точки зрения не выдерживают никакой критики. Сегодня мы прекрасно знаем, что процесс формирования Вселенной и Земли протекал поэтапно, и каждый из этапов продолжался очень долго, что мы рассмотрим в соответствующем разделе. Если бы, описание сотворения мира завершилось шестым днем, не указывая на утро и вечер и на седьмой день, шаббат, когда Бог «почил после трудов праведных», подобно тому, как это указано в описаниях Корана, мы были бы вправе, считать, что на самом деле эти были никакие ни дни, а точно не установленные периоды времени, то это было бы более приемлемым. Однако же последовательность этапов Сотворения мира в нем все же противоречит элементарным научным знаниям.

    Поэтому можно заключить, что картина сотворения мира в Жреческом тексте – выдумка человека, одаренного воображением и искусностью. Ее автор не ставил перед собой цель донести Истину» (Морис Бюкай, Библия Коран и Наука. Киев «Ансар Фаундейшн» 2004 г. стр. 63, 64, 65).

    А вот, Джон Мак-Артур приводит здесь такие доводы: «Это – веский аргумент против учения эволюционизма, которое предполагает, что сотворение до сих пор идет. Библия подчеркивает, что все, сотворенное Богом, было совершенно, и что все это было создано за поразительно короткий промежуток времени. В Писании ясно сказано «совершены небо и земля и все воинство их» (См. «Бытие» 2:1)» (стр. 214).