Преемственность священных писаний

    Естественный человек

    Оглавление

    Этот подзаголовок взят из книги Артура Пикока: «Богословие в век науки» (заглавие 12 главы). Библейско-Богословский институт св. апостола Андрея, 2004 г.

    Артур Пикок – почетный председатель Общества священников-ученых, почетный каноник собора Крайст-Черч в Осфорде, англиканский священник, директор Рамзеевского центра.

    «Неверны те, которые говорят: «Поистине Аллах (Бог), никто иной, как мессия, сын Марйям (Марии)». Мессия же на самом деле говорил: «Сыны Исраила, поклоняйтесь Аллаху, Господу моему и Господу вашему. Кто придумывают Аллаху другие божества, того Он лишил рая, и жилищем ему будет огонь. Для беззаконников не будет защитников.

    Поистине, неверны те, которые говорят: «Аллах один из трех. Но нет божества, кроме Одного Единственного Аллаха. Если они не отстанут от своих слов, то нечестивых из них постигнет лютое наказание. Хотят ли они вновь обратиться к Аллаху и просить у Него прощения? Аллах Прощающий, Милосердный. Мессия сын Марьям, только посланник (Аллаха), как и те, которые были прежде него. И мать его была праведной женщиной. Оба они вкушали пищу. Смотри, как ясно излагаем Мы вам знамения, смотри, как отходят они (от Истины)!»

    Коран 5:72-75

    Сравните это с тем, что изложено в Евангелии:

    «Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город.» (от Матфея 23:34)

    «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи!»

    (от Матфея 4:10)

    «Что называешь меня благим? Никто не благ, как только один Бог!» (от Луки 18:19)

    «Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай

    Израиль! Господь Бог наш есть Господь Единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, всею крепостию твоею!» (от

    Марка 12:29-30)

    Отстаивая правдоподобие и поддерживая более «доверчивую» позицию, на которой стоит А. Харви, Артур Пикок пишет в своей книге «Богословие в век науки»: «Возможно, с точки зрения современного критического подхода, действительно нет ни единого свидетельства о словах или делах Иисуса, в котором мы можем быть уверены. На самом деле, очень многие из них, по-видимому, либо просто были сфальсифицированы, либо постепенно превратились во чтото очень далекое от оригинала. Но из этого не следует, что мы ничего не можем знать об Иисусе наверняка.»

    А) Исторические основания

    «Что мы на самом деле можем знать об Иисусе?» Так называется глава из книги Д. Баудена «Иисус: вопросы, оставшиеся без ответа». Он обращает наше внимание на книгу, считающуюся одной из лучших современных работ об Иисусе, а именно, на историческое исследование Сандерса. Во вступлении Сандерс дает список тех деталей (исключая высказывания) деятельности Иисуса и ее последствий, «которые не вызывают сомнений», а также «данные о которых наиболее надежны». Они, собственно, таковы (в более или менее хронологическом порядке):

    1.  Иисусбыл крещен Иоанном Крестителем.
    2.  Иисус был галилеянином, который проповедовал и исцелял.
    3.  Иисус призвал учеников и говорил, что их двенадцать.
    4.  Иисус ограничил свою деятельность Израилем.
    5.  Иисус вступил в спор о храме.
    6.  Иисус был распят вблизи Иерусалима по приказу римских властей.
    7.  Некоторые иудеи участвовали в гонениях на некоторых последователей нового движения (Гал 1:13, 22 и Флп 3:6), и эти гонения продолжались, по меньшей мере, до конца деятельности св. Павла (2 Кор 11:24; Гал 5:11; 6:12, сравните Мф 23:34;10:17).

    Этот список призван обрисовать лишь в самых общих чертах то, что мы достоверно знаем об Иисусе. К этому нужно добавить и то, что некоторые авторы обращают особое внимание на «специфический характер его смерти». Однако, это вызывает сомнения, поскольку распятие было распространенным способом казни в те времена.

    Между различными изложениями основных «фактов» об Иисусе наблюдается и их значительное сходство, но все они, вряд ли, имеют большое отношение к «Христу веры». Харви

    соглашается с тем, что «...сами исследователи Нового Завета (которые обычно выступают самыми жесткими критиками своих же методов) уже не считают информацию, полученную из Евангелий, принципиально недостоверной.»

    Далее он говорит об общем согласии исследователей по поводу одного из критериев, позволяющих им определить, какой именно материал из имеющегося массива информации с достаточной степенью вероятности восходит к Иисусу, а какой мог возникнуть в первые века христианства. Это «полное соответствие, непротиворечивость и оригинальность общих черт портрета Иисуса, возникающего в общей евангельской традиции. Материал, который характеризуется этими повторяющимися чертами... может с уверенностью считаться вполне исторически достоверным.»

    Как выразился Стэнтон в конце своего подчеркнуто объективного исследования четырех Евангелий: «Мы уже видели, что, несмотря на то, что достоверность часто ускользает от нас, мы на самом деле знаем достаточно много об Иисусе из Назарета... Историки, христиане они или нет, могут согласиться с тем, что Иисус действительно существовал и что его портреты, нарисованные евангелистами, хотя и различаются между собой, все же не так уж обманчивы.»

    Интересно сравнить с этими выкладками высказывание Харви по поводу «тех данных об Иисусе, которым, опираясь на нормальные критерии исторической достоверности, нет оснований не доверять». Эти факты таковы: «Иисус был известен как в Галилее, так и Иерусалиме. Он был учителем. Он излечивал от различных болезней, особенно от одержимости бесом, и это широко признавалось чудесами. Он был вовлечен в споры с другими иудеями о Законе Моисея. Он был распят во время правления Понтия Пилата.»

    Маккварри в своей книге об Иисусе также выделил общие черты его исторического портрета, возникающего из посланий св. Павла, опережающих Евангелия, по крайней мере, на два или три десятилетия. Они (в сокращенном виде) таковы:

    1.  Иисус существовал как реальное историческое лицо: он был рожден женщиной (нет упоминания о непорочном зачатии), рожден в законном браке, был представителем народа Израиля, одним из потомков Давида.
    2.  У Иисуса было два брата, одного из которых звали Иаковом.
    3.  У Иисуса были последователи, а именно, двенадцать апостолов.
    4.  Учение Иисуса было предназначено для иудеев.
    5.  Иисус учредил евхаристию в ту ночь, когда он был предан.
    6.  Иисусбыл распят.
    7.  Его казнь была спровоцирована иудеями.

    [8. Он воскрес на третий день. ]

    Последний пункт Маккварри заключает в скобки, поскольку «неизвестно, можно ли называть воскресение Иисуса, даже если мы в него верим, событием в историческом смысле слова

    Б) Иисус: его миссия, учение и связь с Богом

    В конце своего впечатляющего исследования Сандерс обобщает свои выводы о миссии и учении Иисуса, особенно в отношении иудаизма I века н. э., распределяя их по степени достоверности. Он считает, что следующие положения – «достоверны или практически достоверны»:

    1.  Иисус придерживался «иудейской эсхатологии возрождения» – надежды на то, что Израиль будет восстановлен. Основным фактом было то, что он начал свой путь с крещения Иоанном Крестителем, а также его надежда на новый (или, по крайней мере, возрожденный) Храм и эсхатологическое направление работы его апостолов.
    2.  Он призывал Царство Божье.
    3.  Он обещал Царство грешникам.
    4.  Он не противоречил Закону явно, конкретно – тому, что Закон говорит о Субботе и разрешенной еде.
    5.  Ни он, ни его ученики не считали, что Царство должно быть установлено военной силой. Они ждали эсхатологического чуда.

    Следующие положения Сандерс называет «весьма правдоподобными»:

    1.  Царство, которое ожидал Иисус, должно было иметь некоторые аналоги с царствами этого мира: вожди, двенадцать родов, действующий храм.
    2.  Ученики Иисуса считали его «царем», и он принимал эту роль, явно или скрыто.

    Список «правдоподобных» положений:

    1.  Иисус считал, что грешники, принявшие его весть, будут в Царстве вместе с ним, даже если они и не сделали того, что в иудаизме необходимо для искупления грехов.
    2.  Он не подчеркивал национального характера Царства, включая массовые осуждения и массовые покаяния, поскольку это было делом Иоанна Крестителя, которое он одобрял.
    3.  Иисус говорил о Царстве в различных контекстах, и не всегда он использовал это слово в одном и том же значении.

    «Принципиально возможными» он называет следующие положения:

    1.  Он мог считать, что Царство, во всей своей силе и могуществе, присутствует в его словах и делах.
    2.  Он мог придавать своей смерти мартирологическое значение.
    3.  Он мог идентифицировать себя с мировым Сыном Человеческим и считать, что он наследует Царство в этом смысле.

    «Маловероятным или неправдоподобным» Сандерс считает следующее:

    1.  Он был одним из тех редких иудеев своего времени, кто верил в любовь, милосердие, прощение, покаяние и отпущение грехов.
    2.  Иудеи в целом, и фарисеи в особенности, готовы были убить того, кто верил в такие вещи.
    3.  В результате деятельности Иисуса вера иудеев в свою избранность была разбита, иудаизм «был сотрясен до основания», что привело к его уничтожению как религии.

    Роуленд вместе с очень многими другими исследователями Нового Завета считает, что «основным направлением миссии и деятельности Иисуса было провозглашение приближающейся власти Бога (Царства Божьего, другими словами). Как и другие исследователи, он также подчеркивает, что в провозглашении Иисусом приближения Царства Божьего содержится скрытое утверждение Иисусом его собственной значительности в структуре этого Царства. Таким образом, «даже если мы считаем, что титулы (такие, как Пророк, Сын Божий, Мессия, Сын Человеческий), которыми Иисус наделяется в Евангелиях, больше отражают веру ранней церкви, чем то, что думал сам Иисус, неудивительно, если характер его собственных молитв заставили его последователей так его называть... Притязания Иисуса на право прощения грехов, авторитетность его учительства, его убеждение в том, что он послан Богом, – все это указывает на исключительное значение его притязаний.»

    Такое, по крайней мере, имплицитное определение Иисуса как бы за основания приближающегося Царства Божьего, его авторитетность у сограждан, а также многие другие черты его личности указывают на особые, близкие и глубокие, отношения Иисуса с Богом. Эти отношения по мнению Кристофера Роуланда иногда называются отношениями отца и сына, что означает «такую близость отношений, которая позволила Иисусу полностью объединить свою волю с волей Бога для достижения божественных целей». Мы можем сказать также, что Иисус был исключительно открыт Богу. Как выразился Реймоунд Браун – «манера, в котором Иисус говорит о Боге как об Отце, ясно показывает, что он претендует на наличие у него особой связи с Богом.»

    Поскольку слово «грех» в богословском смысле означает отчуждение отделение от Бога, «безгрешность» должна означать гармонию с Богом, открытость по отношению к Нему. Как раз это и отличает земного Иисуса на основании приведенных выше положений.

    Что же касается его характера, то Писание, по-видимому, действительно содержит достаточно свидетельств его нравственной восприимчивости и проницательности, а его учение о человеческих взаимоотношениях по-прежнему сохраняет свою остроту и силу, глубоко затрагивая совесть даже современных читателей Евангелия. Поэтому Бернард Левин, явно не разделяющий христианских взглядов, пишет: «Разве одного характера Христа, как он изображается в Новом Завете, недостаточно, чтобы тронуть душу того, чью душу вообще можно чем-нибудь тронуть? ... Его образ все еще парит над миром, его учение все еще ясно, его сострадание все еще безгранично, его утешение все еще способно помочь, его слова все еще полны величия, мудрости и любви». Ему вторит Нинехам: «Разумеется, у нас нет достаточно сведений, чтобы мы могли с уверенностью заявить, что Иисус никогда не совершил ни одного сомнительного, с моральной точки зрения, поступка. Любое утверждение о его нравственном совершенстве, если его вообще стоит делать, может быть сделано только на основе веры в него, а не на основании каких-то исторических свидетельств.»

    В) Иисус – человек в полном смысле слова

    С 451 г. н. э. принятое на Халкедонском соборе определение характера Иисуса Христа считается критерием ортодоксальности и кафоличности христианских Церквей, хотя реакция на него, особенно реакция Восточных Церквей, показывает, что не все вопросы были решены принятием этого определения, а многие из них не решены и по сей день. Это определение, принятое большинством Церквей (на Западе, конечно), утверждало, что «Иисус – во всей его полноте образ человека», иначе говоря, он «целиком и полностью человек». Это, как сказал Джон Робинсон, означает, что Иисус был «совершенным человеком», где «совершенный» употреблено в смысле «полностью», то есть, он человек в полном смысле слова, что не обязательно означает совершенство во всех человеческих проявлениях.

    Например, он не мог быть «полностью человеком», если он не был человеком своего времени, и большинство исследователей Нового Завета соглашается с тем, что его знания были ограничены во многих отношениях уровнем своего времени. «Ограничены» – слишком осторожное слово, поскольку он, видимо, ошибался в отношении настолько важных вещей, как определения срока своего собственного близкого возвращения и установления Царства Божьего, если верить синоптическим Евангелиям (трем первым евангелистам). Эта ограниченность умаляет часто поразительную проницательность Иисуса по поводу отношений Бога и человечества и отношений между людьми, а также проявленного им в жизни и в смерти повиновения воле Бога.

    Если он был «полностью человеком», позволительно задать вопрос о том, кем он сам себя осознавал. Это обычно называют проблемой его «мессианского сознания». Считал ли он себя «Христом» – Спасителем, Помазанником Божьим, «Мессией»? Большинство исследователей Нового Завета считает, что на основании тех свидетельств, которые у нас имеются, на вопрос о самосознании Иисуса, то есть, о том, что он сам о себе думал, нельзя ответить однозначно как на вопрос исторический. Но, как указывает Браун, «это (отсутствие данных о том, что он называл себя Мессией) не обязательно означает, что у него не было личного сознания своей спасительной миссии для человечества (такой миссии, которую Церковь называет мессианством, переинтерпретировав это слово в духовном смысле)». По поводу титула «Сын Человеческий» Браун замечает:

    «Иисусу могло потребоваться время для формулировки понятий, и он мог посчитать некоторые понятия своего времени неподходящими для выражения того, что он хотел сказать. С этой точки зрения можно было бы сказать, что его знания были ограниченными, но эта ограниченность совершенно не означает, что он интуитивно не сознавал уникальность своей связи с Богом и уникальность своей миссии».32

    Браун считает, что «манера, в которой Иисус говорил о Боге как об Отце, указывает на то, что он притязал на особую связь с Богом».

    Резюмируя, свои выводи в «учении об Иисусе» Артур Пикок в книге «Богословие в век науки» пишет: «Таким образом, какой бы особенной, исключительной личностью ни был Иисус, и каким бы уникальным ни оставалось его влияние, соображения, изложенные здесь и в пункте «а», приводят нас к мысли, что любая оценка Иисуса должна производиться на основании того, что он в полном смысле слова был человеком. Это значит, что он был «целиком и полностью человеком», хотя и человеком, имевшим особое призвание и особую связь с Богом. Хочу заметить, что необходимость такого заявления вызвана содержащимся в традиции утверждением, что некоторые поступки Иисуса и события, связанные с ним, имели «сверхъестественную» природу. Я имею в виду предполагаемые чудеса: и те, которые, по словам Писания, Иисус совершал сам, и те, которые, так или иначе, были с ним связаны. Любая богословская концепция в век науки должна разобраться с этими свидетельствами традиции, поскольку для многих людей они служат препятствием на пути к вере. <...>

    В то же время, исторические свидетельства, которые могли бы подтвердить то, что эти чудеса действительно происходили, подверглись (в количественном и качественном отношении) пристальному изучению исследователей Нового Завета, исследования показали, что Евангелия были явно скорректированы влиянием определенных целей их авторов.»

    (Артур Пикок «Богословие в век науки». ББИ св. апостола Андрея, Москва, 2004, стр. 304–312).

    Для мусульман Иисус (Иса) является одним из величайших пророков и посланником Аллаха. Вот знамения об Исе, о чудесном его рождении непорочной девой Марией (Марьям) и его статусе в Коране, являющийся основным источником знания для мусульман:

    «Мы (Господь) даровали Исе сыну Марьям ясные знамения и подкрепили его духом святым!»

    Коран 2:87 «И вот сказали ангелы: «О Марьям! Поистине Аллах избрал тебя и очистил – предпочитая всем женщинам миров!»

    Коран 3:42

    «О Марьям! Благоговей пред Господом Твоим, и пади ниц, преклоняйся вместе с преклоняющими!»

    Коран 3:43

    «И вот сказали ангелы: «О, Марьям! Вот, Аллах радует тебя вестью о Слове от Него, имя которого мессия Иса, сын Марьям, славном в этом мире и будущей, и в обществе приближенных. И будет говорить он с людьми в колыбели и в зрелости и будет (одним) из праведников!»

    Коран 3:45, 46

    В Библейском варианте:

    «...как будет это, когда я мужа не знаю?» (имея в виду в интимном отношении.

    Лука 1:34

    «Сказала она: «Господи! Как может быть у меня ребенок, когда меня не касался мужчина?»

    Коран 3:47

    «Сказал он (Ангел в ответ): «Так Аллах творит, что желает. Когда Он решить какое-то дело, Он только скажет ему: «Будь!» – И оно бывает!» «И научит Он его писанию и мудрости, и Торах (Закон), и Евангелию...»

    Коран 3:48 Библейский вариант:

    «Рождество Иисуса Христа было так: по обручению Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они (как муж и жена), оказалось, что она имеет во чреве

    Духа Святого.»

    Матфей 1:18

    «Ангел сказал ей в ответ: Дух Святой найдет на Тебя, и Сила Всевышнего осенит тебя!»

    Лука 1:35

    «Мессия, Иса, сын Марьям, – только посланник Аллаха...»

    Коран 4:171

    «По их (предыдущих пророков) стопам следовать велели Ису, сына Марьям...»

    Коран 5:46

    «И Закарию, и Йахйу, и Ису, и Илиаса, – они все из праведных».

    Коран 6:85

    «Это – из рассказов о сокровенном, который Мы тебе открываем. Ты не был при них, когда они бросали свои письменные трости, который из них будет заботиться о Марьям. И ты не был среди них в то время, как они препирались».

    Коран 3:44

    «(После длительного периода) она пришла с ним к своему народу, неся его.

    Они сказали: «О Марьям! Поистине ты совершила дело неслыханное».

    «О, сестра (по вере) Аарона! Отец твой не был человеком негодным, и мать твоя не была порочной!»

    Коран 19:27, 28

    «А она указала на него. Они сказали: «Как мы можем говорить с тем, кто ребенок в колыбели?»

    И чудом он заговорил:

    «Он сказал: «Поистине, я – раб Аллаха; Он дал мне Писание (Божественное) и сделал меня пророком, И сделал меня благословенным везде, где бы я ни был. И повелел мне совершать молитву и давать очистительную милостыню (закат) из имущества, пока я живу.

    И сделал меня благостным к моей родительнице и не сделал меня упрямым и или несчастным; и мир мне в тот день, как я родился, и в тот день что умру, и в день, когда буду воскрешен живым».

    Коран 19:29-33

    «Поистине Иса (Иисус) перед Аллахом подобен Адаму: Он создал его из праха, потом сказал ему: «Будь!» – и он стал. Истина – от твоего Господа. Не будь же сомневающимся!»

    Коран 3:59, 60

    Здесь имеется ввиду, что Иисус такое же творение из земного праха, как и Адам. Более подробно смотрите в разделе «Видение сотворение человека.»

    «О, обладатели писания! Не излишествуйте в вашей религии и не говорите об Аллахе ничего, кроме истины, ведь Мессия, Иса, сын Марьям, – только посланник Аллаха и Его Слово, которое Он даровал Марьям, и Дух от Него. Веруйте же в Аллаха и Его посланников...» Коран 4:171

    «И тогда скажет Аллах: «О Иса, сын Марьям! Разве ты говорил людям: «Примите меня и мою мать двумя богами, кроме Аллаха?» Он скажет: «Хвала Тебе! Как можно мне говорит, что мне не по праву. Если я говорил так, Ты это знаешь. Ты знаешь то, что у меня в душе, а я не знаю того, что у Тебя в Душе; ведь Ты – ведающий скрытое.

    «Я никогда не говорил им ничего, кроме того, о чем Ты мне приказал: «Поклоняйтесь Аллаху, Господу моему и Господу вашему!» Я был свидетелем о них, пока пребывал среди них. А когда Ты меня взял (в небеса), Ты был – Свидетель всякой вещи. Если Ты их накажешь, то ведь они – Твои рабы, а если Ты простишь им, то ведь Ты –Великий, Мудрый!» Коран 5:110-121

    Христианская догма о том, что «Иисус – единственный рожденный, а не созданный», еще не потеряла свою значимость. Согласно данными Богом записям, у Бога было много сыновей:

    «Тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивые...»

    «С того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им...».

    (Бытие 6:24) «Израиль есть сын Мой. Первенец Мой».

    (Исход 4:22)

    «...ибо Я (Бог) – Отец Израилю, и Ефрем – первенец Мой».

    (Иеремия 31: 9)

    «Господь сказал мне: «Ты – сын мой; Я ныне родил тебя».

    (Псалтырь 2:7) «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии».

    (Римлянам 8:14)

    Из вышеприведенного мы видим, что на языке иудеев каждый праведный человек, кто бы он ни был, следующий Воле или предавшийся Воле Господа был сыном Божиим. Хотя это есть метафорический описательный термин на Иврите, христиане, соглашаясь с этой аргументацией, продолжают утверждать, что Иисус был «Рожденным» сыном Бога, а не сотворенным сыном Бога.

    За время существования Христианской веры ни один собор, ни один человек не решился взять на себя смелость истолковать фразу «рожденный» в аспекте «созданный».

    Заявление о своем небожественном происхождении

    Господь в Коране по этому поводу сообщает слова Исы – пророка и посланника Господа:

    «Я никогда не говорил им ничего, кроме того, о чем Ты (Господь) мне приказал: «Поклоняйтесь Аллаху, Господу моему и Господу вашему!»

    Коран 5:120

    Христиане оправдывают поклонение Иисусу (мир ему). Почему? Ведь, нет же ни одного определенного утверждения в Библии во всех томах, ни в Католических, ни в Православных, ни в Протестантских версиях, где бы Иисус заявил о том, что он – Бог, или где бы он говорил: «Поклоняйтесь мне»? Нигде он ни говорит о том, что он и Всевышний Бог – одно и тоже лицо.

    Что касается сообщения из Евангелии от Иоанна: «Я и Отец – одно».

    Чтобы понять смысл этих слов шейх Ахмад Дидат в своей книге: «Христос (мир ему) в Исламе» рекомендует прочитать их в следующем контексте:

    -   «И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом»;

    -   «Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? Если ты Христос, скажи нам прямо»;

    -   «Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца моего, они свидетельствует обо Мне»;

    -   «Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам»;

    -   «Овцы мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною»;

    -   «И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и не похитит их из руки Моей»;

    -   «Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего»;

    -   «Я и Отец – одно»;

    -   «Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его»;

    -   «Иисус отвечал им: много добрых дел, показал Я вам от Отца Моего; за которые из них хотите побить Меня камнями?»;

    -   «Иудеи сказали Ему в ответ: «не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь себя Богом».

    (от Иоанна глава 10 стих 23 – 30)

    Из вышеприведенного текста, мы видим, что Иса говорит иудеям и для будущих поколений о подлинном единстве между Отцом и сыном. А самый основной стих из текста: «Я и Отец – одно». Спрашивается в чем? В своем Всеведении? По своей природе? В своем Всемогуществе? Нет! Одно – по цели. Посланник заботится о том, чтобы Слово Господа дошло до народа, чтобы у них была вера в Отца – Господа и этот верующий остался в вере. Это цель «Отца» и «сына» и «Святого духа». И каждого верующего мужчины и верующей женщины. Это соответствует формулировке из текста взятого у того же Иоанна:

    «Да будет все едино; как Ты, Отче, во Мне, и я в Тебе, так и они будут в Нас едино, – Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены во едино...».

    (от Иоанна 17:21, 23)

    Эти стихи из Библии соответствуют по смыслу следующим стихам из Корана, где Господь Аллах, Его посланник и верующие имеют одни и те же цели. Вот несколько стихов из них:

    «И скажи: «Действуйте, и увидит ваше дело Аллах, Его посланник и верующие! И будете вывозвращены к Ведающему тайное и явное.

    И Он сообщит вам то, что вы делали».

    Коран 9:105

    «О, вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху (Господу) и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас (верующих)!»

    Коран 4:59

    «А когда верующие увидали сонмы, они сказали: Это – то, что нам обещал Аллах и Его посланник. Правдив Аллах и Его посланник!» И увеличило это у них только веру и покорность».

    Коран 33: 22 Из этих стихов мы видим, что утверждение о единстве цели Господа и Его посланника – это повиновение законам Господа; что повелевает Господь и к чему призывает посланник Его. Поэтому из вышеуказанного текста, и если подойти к нему, проанализировав во всём контексте выражение«Я и Отец – одно», не следует ничего более, чем общая цель с Богом, пророка и верующих.