Преемственность священных писаний

    Видение сотворения человека – наместника господа на Земле

    Оглавление

    «Он сотворил вас по периодам (поэтапно)!», «Аллах взрастил вас из земли растением!».

    Коран 71:14, 17

    «Он вас взрастил из земли и поселил вас на ней!»

    Коран 11:61

    На первый взгляд, читая эти знамения Корана, приходит мысль, как будто Аллах взрастил первого человека, то есть Адама из земли точно так же, как выращиваются растения. Однако же, если мы будем изучать это знамение – «Аллах взрастил из земли растением...», в контексте со знамением: «Он сотворил вас по периодам (поэтапно)», что, собственно, мы анализируем в данном разделе, то мы поймем, что возрастание из земли идет в очень продолжительное время, по периодам, из зерна, где находится зародыш с генетическим кодом. Каким путем развивается этот зародыш из земли по установленным Господом законам? Таким ли, каким описывают его ученые креационисты, которые утверждают, что человек только эволюционно развивается от низшего к высшему по периодам до разумного человека, или же иным путем, каким описывают это сторонники эволюционного развития от одноклеточных по дарвиновскому пути развития? Воля Господа, вести и развивать это так, как это Он хочет.

    «Воистину, я уповаю на Аллаха, моего Господа и вашего Господа. Нет ни одного живого существа, которого Он не держал за хохол (не вел по жизненному пути). Воистину, мой Господь – на прямом пути».

    Коран 11:56

    Из вышеуказанных знамений Корана также вытекает и то, что становление человека происходит до сотворения Адама продолжительное время (периоды). Об этом же говорит знамение Корана:

    «Который прекрасно сделал всякую вещь, которую сотворил, и начал творение человека из праха (поэтапно)... Потом сделал потомство его из капли жалкой воды (внутриутробно)... , потом выровнял его (придал человеческую форму внутриутробно) и вдохнул в него от Своего Духа и устроил вам слух, зрение и сердце. Мало вы благодарны!»

    Коран 32:79

    «Мы создали вас, потом [в неопределенно продолжительное время (по периодам – согласно знамению Корана 71:14) ] придали вам форму (человеческий), потом (через неопределенно продолжительной времени) сказали ангелам: «падите ниц перед Адамом!» и они пали ниц перед ним, кроме сатаны...».

    Коран 7:11

    На Земле до появления Адама существовали неразумные, но стоячие люди («башара»), которые вели подобный животному образ жизни, но были более высокоразвитые, чем животные. По современным данным, в генеалогической ветви – выше даже обезьян. Почти разумные гоминиды, которые передвигались на двух ногах и пользовались орудиями труда, бродили по Земле, по меньшей мере, миллион лет тому назад. Когда Господь объявил ангелам: «...Я ставлю на Земле наместника», не потому ли спросили ангелы Аллаха: «Поставишь ли Ты на ней того, кто будет производить порчу на ней и кровь проливать, тогда как мы хвалебно славим Тебя и святим?!» Ведь ангелы видели мир полным кровопролития, смерти, насилия и упадка в течение миллионов лет, то есть, всё то, что творили гоминиды еще до Адама.

    «Он (Аллах) ответил: «Поистине, Я знаю то, чего не знаете вы!»

    Коран 2:30

    Периоды становления человека, указываемые Кораном, где прямоходящие люди физиологически и интеллектуально развивались, соответствует современным палеонтологическим находкам. При раскопках находят останки стоячих людей с различными уровнями развития, такими как питекантропы, синантропы, гейдельбергский человек, австралопитеки, неандертальцы, кроманьонцы и др.

    После полного совершенствования человеческого рода, Аллах сотворил или, возможно, избрал среди них Адама, согласно, например, следующему знамению:

    «Поистине, Аллах избрал Адама...»

    Коран 3:33

    (Чтобы вдохнуть в него от Духа Господа, что вытекает из следующего знамения Корана).

    Поистине Иса (Иисус) пред Аллахом подобен Адаму: Он создал его из праха, потом сказал ему: «Будь!» – и он стал. Истина – от твоего Господа. Не будь же сомневающимся!»

    Коран 3:59, 60

    «Аллах взрастил вас из земли, как растение»

    Коран 71:17

    «Он создал вас поэтапно»

    Коран 71:14

    «Тогда твой Господь сказал ангелам: «Я создам человека из глины»

    «Когда Я создам его и вдохну в него от Моего духа, то вы поклоняйтесь перед ним с преклонением»

    Коран 38:71, 72

    Здесь под «вдохну в него от Моего духа» понимается то, что Господь наделит человека высшими атрибутами, которыми он отличался бы от животных и прочих земных тварей, то есть, наделит разумомязыкомрелигией и интеллектом.

    «И Мы сотворили уже человека из звучащей, из глины, облеченной в форму!».

    Коран 15:26

    «Он сотворил человека из звучащей глины, как гончарная, и сотворил джиннов из чистого огня!»

    Коран 55:14, 15

    Согласно этому знамению человек и джинны из разных миров; человек из этого мира (неба и земли), а джинны из параллельного мира, где совершенно другие параметры пространства-времени.

    «И Он – тот, который создал из воды человека и сделал ему родство мужское и женское. Господь твой, – Всемогущий!»

    Коран 25:54

    «О люди! Если вы сомневаетесь в воскрешении, то Мы (по установленным законам) создали вас из земли,... потом – из капли, потом превратили в сгусток (клеток), потом превратили ее в кусок плоти, частично сформированного (в облик человека) или еще частично бесформенный, чтобы разъяснить вам (эти этапы внутриутробного развития). И помещаем в утробах, насколько Мы сочли необходимым, до определенного Нами срока (созревания плода). Потом выводим вас младенцем, потом – чтобы вы достигли вашей зрелости. Среди вас есть тот, кто упокоится в молодости, и среди вас есть такие, кто возвращается к жалчайшей жизни (достигнув глубокой старости), когда знание и разум покинет их. И видишь ты землю бесплодной, а когда Мы низведем на нее воду, она приходит в движение и разбухает и выращивает всякие прекрасные пары. Это, потому что Аллах есть Истина, и что Он оживляет мертвых, и что Он властен над всякой вещью. В этом доказательство того, что Час (воздаяния) наступит, – нет сомнения в том! и что Аллах воздвигнет, тех, кто в могилах (подобно выращиванию прекрасных пар растений, по установленным законам развития, для воздаяния и наказания)».

    Коран 22:5-7

    Мы до сих пор не отвергали эволюцию и описывали эволюционное развитие Мироздания с момента его сотворения и до появления живых существ, что научно подтверждает Господне Послание и соответствует Его знамениям. Но когда начали знакомство с развитием живой природы с момента сотворения и по настоящее время, находим некоторое несоответствие не только Господнему Посланию, но и несоответствие эволюционному развитию живой природы по дарвиновскому типу, выводи современной генетики.

    «Я не брал их в свидетели творения небес и земли или творения их самих. И не стану Я брать сбивающих с пути помощниками.»

    Коран 18:51

    Мы сталкиваемся со многими препятствиями и преградами при изучении эволюционного развития – при переходе от одного вида (уровня) к следующему. Тут мы видим правильность подтверждения современной науки и ее соответствие Господнему Слову, указывающее на внутривидовое эволюционное развития и сотворение всех видов растительного и животного мира поэтапно, но без скачков от одного вида к следующему. При этом в последующем вымирают промежуточные виды, как, например неандертальцы или иные представители животного мира, но при этом сохраняются и продолжают существовать по настоящее время низшие виды животных, которые считаются менее приспособленными к окружающей природе. Хотя, Господь, сотворив человека эволюционным путем из приматов, мог бы об этом сообщить в Своем Послании. Однако же, научные выводы, подтверждающие одновременность возникновения – сотворения генетических кодов ДНК, начиная от одноклеточных организмов и кончая человеком, и их неизменность с момента возникновения, ставят под сомнение тот путь эволюционного развития, который выбрали сторонники дарвинизма.

    Положения современной науки не опровергают Послание Господа в части знамений о том, что человек эволюционировал поэтапно, «взрастая из земли растением», а наоборот подтверждают возможности Господа, сотворить и эволюционно развивать организмы по любым вариантам, но, тем не менее, «это – одна из Господних таинств».

    «Да, считают они ложью то, знание чего не объемлют, и чего толкование еще не пришло к ним. Так, считали ложью и бывшие до них. Смотри же, каков был конец неправедных».

    Коран 10:31-39

    А теперь о видении сотворения человека, каким представляет ее современная наука, подтверждающее Господне Послание – Коран. История эта изложена в Коране поэтапно и начинается с упоминания, данного в первом ниспослании Слова Всевышнего:

    «Во Имя Аллаха Милостивого и Милосердного! Читай, во Имя Господа твоего, который сотворил человека из сгустка!»

    Коран 96:1, 2

    Затем история переносится в Суру «Сад», где Всевышний говорит:

    «Вот сказал Господь твой ангелам: «Истинно, Я – Создающий человека из глины. А когда Я его завершу и вдохну в него от Духа Моего, то падите ниц перед ним!»

    Коран 38:71, 72

    Далее следует Сура «Преграды», где Всевышний Аллах продолжает:

    «Мы создали вас, потом придали вам форму, потом сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом!» – И поклонились они, кроме Иблиса (Сатаны), что не был среди поклонявшихся».

    Коран 7:11

    Затем следуют многие аяты, (знамения), в которых идет продолжение истории о сотворении и раскрывается суть это процесса. Расположив все эти аяты, связанные с описанием истории о сотворении в той последовательности, в какой они были ниспосланы Посланнику Аллаха, я обнаружил, что каждое новое повествование или целый блок соответствующих аятов привносят нечто новое. В них нет повторений в буквальном смысле этого слова, но дается все более полное расширяющее и разъясняющее изложение, не встречающееся ранее, и так вплоть до завершения всей истории в 22-й Суре «Хадж», повествующей о ней целиком, и, таким образом, как бы резюмирующей ее, о чем мы поговорим несколько позже.

    Обращает на себя внимание, что история о сотворении подверглась многочисленным толкованиям, причем большинство заимствовано из иудейских источников. Так, например, существует версия о древней эпохе, в содержании и сути которой пытались разобраться авторы целого ряда книг-комментариев. Согласно этой версии, период, отделяющий наши дни от сотворения человека и на протяжении всех поколений, начиная только от Адама, охватывает семь тысяч лет. Получается, что вся жизнь от первого человека – Адама до настоящего времени – это всего лишь семь тысяч или чуть более лет.

    Приведенная оценка демонстрирует по существу, что вопрос решен под углом субъективной точки зрения, цивилизационная история человечества не соответствует реальному положению дел, не раскрывает истину, но отражает лишь некоторые мифы, унаследованные от тех, кому было дано Писание, но кто вырывал слова из коранического контекста. Вот почему мы считаем, что когда такого рода версии приводятся в комментариях к Корану, прокладывается путь к умалению его достоинств.

    На этом же основании сторонники светского взгляда на историческое развитие, нападая на Ислам и его идеи, говорят, что это – мифологическая религия, покоящаяся на мифах и легендах, которыми, мол, полон Коран. Подобные заявления особенно характерны для них, когда их нападки достигают того уровня, который, отнюдь не делает им чести. И хотя понятно, что они базируются на том, что почерпнуто из иудейских книг и успело войти в комментарии к Корану, они не могут не ранить и не причинять нам боль, марая авторитетные комментарии Корана.

    Но в действительности, если отвлечься от отмеченных версий и подойти к вопросу на основании данных таких современных наук, как физиология, антропология, геология, археология и т. д. , то обнаруживается, что научный анализ сделанных учеными находок фрагментов костей (черепа, рук, ног) уверенно относит их возраст к очень древней истории. Это свидетельствует, что человек существует на этой земле уже десять миллионов лет.

    О чем говорит все это? Что может означать столь разительное различие между временной дистанцией, вычисляемой с достаточной степенью достоверности, современной наукой, опирающейся на предметный анализ с помощью соответствующего оборудования и максимально точные, в меру современных возможностей расчеты, и другой временной дистанцией, или другим подходом, сводящим возраст истории адамового поколения или потомков прямоходящего человека к каким-нибудь семи – десяти тысячам лет?

    Можно ли найти точки соприкосновения в таких подходах? Можем ли мы вслед за некоторыми комментаторами говорить о неких многочисленных этапах, которые прошло это Господне творение, что дополнительно подчеркивается ими противопоставлением слов «Адам» и «авадим» в том смысле, что «Адаму», мол, предшествовали многочисленные «авадимы» (буквально «адамы», т. е. «люди»)?

    Думаю, что подобного рода рассуждения не имеют под собой почвы, поскольку Коран говорит об одном цельном Проекте, что выражено в речении Аллаха, обращенного к ангелам:

    «Истинно, Я – Создающий человека из праха. А когда Я его завершу и вдохну в него от Духа

    Моего, то падите ниц перед ним!»

    Коран 38:71, 72

    Следовательно, это, как явствует из текста Корана, один Проект, который нельзя рассматривать много раз. Но в таком случае, как верно обобщить такое прочтение Корана, которое помогло бы нам, если будет угодно Аллаху, и подвело бы нас в той или иной мере к истине?

    Еще раз обратимся к вышеприведенному тексту из Суры 38. С помощью данного знамения, а также на основе других аятов, совместно проясняющих позицию Корана, мы можем, если будет угодно Аллаху, полным образом постигнуть истину.

    Итак, Аллах говорит ангелам: «Истинно, Я – создающий человека...» – что может означать «Я создал человека из праха...»поскольку форма причастия (исмуль фаиль) может означать и прошедшее время, и настоящее, и будущее. В рассматриваемом случае эта форма, несомненно, связывает смысл всего выражения со временем прошедшим, т. е. «Истинно, Я создающий человека...» следует понимать, как «Я создаю человека (башар) из глины (в продолжающее в неопределенно продолжительное время)..

    Здесь следует обратить внимание и на употребление знаменательного по смыслу слова «башар», означающего в арабском языке «видимое создание, обладающее статью и красотой». Означает ли его «видимость» для данного контекста, что он видим в противоположность другим, также сотворенным Аллахом, но невидимым созданиям – ангелам и джиннам? Или «видимость» в данном случае означает, что он господин и возвышается над всеми другими существами на этой земле? Таковы потенциальных значения этого слова. К удивлению, этому слову нет эквивалентов в известных нам языках – ни во французском, ни в английском («man», «human being»). И переводится оно на эти языки со смыслами «бренный», «смертный».

    Если от западных языков перейти к восточным, то и в них, для арабского «башар» мы не найдем эквивалента ни в иврите, ни в ассирийском, ни в арамейском, ни в амхарском языках. Более того, нет его и в фарси. Так, в соответствие слову «башар» ставится слово «мак» – «мужчина», «человек» или же слова арабского происхождения типа «нафар» («человек», «одна душа»), «раджуль» («мужчина», «человек»), «шахс» («лицо», «особа»), «инсан» («человек»).

    Не означает ли все это, что само слово «башар» закреплено за контекстом рассматриваемой истории с момента ее зарождения, причем так, как если бы пришло в арабский язык из непостижимого, но, конечно, только Аллаху известно сие наилучшим образом. Ведь только этот язык вобрал в себя это слово, чтобы с его помощью поведать о периоде начала бытия человеческого рода на земле.

    Можно отметить и другое: слово «башар» не используется в Коране в обращениях, так вы не встретите: «Йа айуха (а) л-башар!» («О вы, люди!»). Более того, слово это существует в неизменяемой форме, т. е. не склоняется. Оно не происходит от глагола, не образует производных слов типа «башир» и «мабшур». Все это не звучит по-арабски. Вместе с тем у него имеется форма в двойственном числе. Так в Коране сказано: «Разве мы станем верить двум людям» (в арабском оригинале «либашарайни», подобных нам, когда народ их нам служит? ). А в форме множественного числа «абшар»может использоваться крайне редко, но опять-таки только не в Коране.

    В чем же смысл этого? Он в том, что «альбашар» применительно к создаваемому Аллахом творению (альхалк) оказывается лишь началом осуществления его Проекта, который будет реализовываться на протяжении ряда следующих друг за другом этапов:

    «Он сотворил вас по периодам (этапам)»

    Коран 71:17

    «А когда Я его завершу и вдохну в него от Духа Моего, то падите ниц перед ним!»

    Коран 71:14

    И от ангелов требуется такое абсолютное поклонение не сейчас, не в данный конкретный момент, а когда реализуются этапы Господнего творения и вдыхания от Духа. Выражение «А когда Я его завершу и вдохну в него от Духа Моего...»подразумевает вдыхание от Духа Аллаха. Особое внимание нужно обратить при этом на речение Аллаха Всевышнего «Истинно, Я – Создающий...»т. е. создал. Именно с того самого момента «башар» становится двигающимся существом. Добавим еще, что в рассматриваемом контексте под вдыхаемым Духом имеется в виду не просто тот, от которого получают свое движение такие существа, как птицы, насекомые, животные, но некий иной, сопряженный с выражением «...когда завершу его» в значении «...когда создам его облик и придам ему форму», а затем «...вдохну в него от Духа Моего» в смысле «наделю его высшими атрибутами, которыми он отличался бы от животных и прочих земных тварей». И вот когда произойдет все это, тогда «...падите ниц перед ним!».

    Под высшими атрибутами имеются в виду разум, язык, религия, интеллект, поскольку это создаваемое творение нуждается в таком инструментарии как разум, язык и религия. Аллах, Всемогущий и Великий, не дал благодати большей, чем когда наделил своё создание разумом. Однако, какова истинная природа разума? Мы знаем, что у нас есть разум на основании результатов его деятельности, но не на основании знании его сути. Ведь об электричестве мы также судим по результатам его проявления, например, когда оно освещает какое-либо место или приводит в движение механизмы. Так и разум, и Дух Божий, и душа – все это Божественные атрибуты, которыми Аллах наделил человека («башар») с того момента, когда сказал ему о его постоянной ответственности, наделив разумом.

    Что же касается языка, то это, поистине, нечто поразительное. Мы знаем, что в современном мире насчитывается не менее двух тысяч языков, связанных с возможностями речевого аппарата, начиная с губ до гортани, и не более того. С помощью такого аппарата в каждом языке артикулируется около тридцати тридцати-пяти отличных друг от друга звуков. И при этом две тысячи языков столь отличны друг от друга по своей лексике, строю, механизмам создания производных слов, по своим книгам, наследию и возможностям. Все это, что по воле Аллаха Всеблагого, Всевышнего должно было стать достоянием людей также от Господнего Духа, ибо сказано Аллахом Всевышним:

    «Из знамений Его – создание небес и земли, различие ваших языков и цветов ваших!»

    Коран 30:22

    Таким образом, различие языков и цветов кожи – одно из знамений Аллаха, стоящее в одном ряду с созданием небес и земли.

    Но более того, данное знамение понимается еще и так, что различие языков это не только различие языков различных народов и племен рода человеческого, но и нечто другое, а именно: отличие каждого человека как индивидуума в составе человечества от всякого другого. Например, нет никого, кто бы говорил по-русски так, как другой человек. Такого не было и не будет. Это одно из поражающих воображение знамений Аллаха – нечто, искусственное создание, чего невозможно даже представить. Поистине, это – одно из знамений Аллахили горящий уголек от Духа Аллаха, Всемогущ и Велик Он.

    Но как овладел этим человек? Как он пришел к языку? Как выработал он эту сложнейшую языковую грамматику? Это то, что ученые пытаются понять или как-то представить. Они считают, например, что появление языка связано с условными изображениями, подражанием звукам, существующим в природе, а возможно, и со звуками, рожденных инстинктами. Все это, действительно, участвует в создании языка. Однако вопрос непростой, поскольку совместное восприятие и понимание какого-либо определенного звука как выражение удовлетворения или гнева – это то, что, возможно, потребовало бы сотни тысяч лет. Да, поистине вопрос нелегкий и непростой. Мы не должны подходить к нему так, как если бы люди разрабатывали грамматику, преподавали ее и посещали школу, сидели и заучивали определенные правила и звуки, затем повторяли их и договаривались о вкладываемых в них смыслах, после чего у них появлялся бы язык. Такого никогда не было.

    Человеческий род представлял собой народы и создания, рассеянные по Земле. Несомненно, что их число знает лишь Аллах Всеблагий, Всевышний. Однако простой подсчет покажет значение того, о чем мы говорим: супруги – муж и жена – произведут на свет, например, двадцать человек, поровну мужского и женского пола. От этих двадцати в той же пропорции через двадцать поколений мы получим численность человечества не менее чем в восемь миллиардов созданных и появившихся на свет существ. Восемь миллиардов всего лишь через двадцать поколений! А что же и подумать, если жизнь уже существует миллионы лет?! Что это означает? Это означает, несомненно, что земное бытие «подправляло» численность людей, равно как и предопределение вносило свои поправки и создавало равновесие этого бытия. Эпидемии, войны, преступления и прочие губительные события – все это устанавливало численное равновесие наЗемле.

    Мобильностьлюдей, их стремление к взаимопониманию, сближение друг с другом все это факторы их взаимодействия и коммуникации друг с другом, образования определенных контактов, связей. И именно им обязан своей необходимостью язык, без них в нем просто не было бы нужды. Аллах, Всемогущ и Велик Он, каждому существу дал язык:

    «Нет животного на земле и птицы, летающей на крыльях своих, которые подобно вам, не объединились бы в сообщества: ничто не упущено Нами в Писании».

    Коран 6:38

    Далее в другом знамении:

    «Всякий знает свою молитву и то, как (ему) славить (Аллаха). И Аллах знает о том, что они делают!»

    Коран 24:41

    Да, всякую птицу, всякое существо Аллах научил молитве и как ему славить Его. Столь категоричное и точное высказывание может исходить только от Господа Величия. Именно Ему ведомо и что знает вирус, и что человек, и что кит: «Всякий знает свою молитву и то, как (ему) славить (Аллаха)».

    Отсюда язык – это также реализация бытия того творения, которым предстает человеческий род на земле.

    Затем пришла религия, после того, как между людьми возникло определенное взаимопонимание, хотя они не сформировали своей социальной жизни, не начали еще жить нациями и народами. К этому Аллах привел их позже. Но человек уже существовал, и время для поклонения ему ангелов наступило. И Аллах сказал Своим ангелам: «...падите ниц!» Но для совершения такого поклонения необходима была ситуация, которая непременно требовала бы от них его совершения, обязывала бы их к нему. И Он сказал им:

    «...Я ставлю на Земле наместника», (на что ответили они): «Поставишь ли Ты на ней того, кто будет производить порчу на ней и кровь проливать, тогда, как мы хвалебно славим Тебя и святим?!» Он сказал: «Поистине, Я знаю то, чего не знаете вы!»

    Коран 2:30

    Разумеется, нужно представлять, что речения Аллаха, обращенные к ангелам, это не слова, произносимые голосом или представляемые с помощью письма. По определению языковедов Духовное Слово Аллаха – слово, передаваемые не голосом и не письмом, но посредством внушения их душе того, к кому обращается Аллах Всеблагий, Всевышний. Именно так разговаривает Аллах в Своем Величии и Славе с ангелами: «Я ставлю на земле наместника», на что ответили они: «Поставишь ли Ты на ней того, кто будет производить порчу на ней и кровь проливать?!»

    В далекие времена до Адама люди действительно жили, нападая, подстерегая, и убивая друг друга. Но Аллах, Всемогущ Он, Всеславен, знал и предопределил тот жизненный путь человечества после Адама, чего не знали ангелы. Вот почему, когда они обратились к Нему с вопросом, который был не возражением, но просьбой ради того, чтобы понять, Он ответил: «...Поистине, Я знаю то, чего не знаете вы!». И среди того существовавшего уже тогда человекоподобного материала («альвуджуд альбашарий») Он сотворил или избрал Адама и дал ему Знание, т. е. внушил его ему, как дал Аллах, Всемогущ Он, Всеславен, Знание Мухаммаду, сказав ему:. . «и научил тебя тому, чего не знал тот», «...и научил Адама сути всех имен».

    Вот ситуация, в которой оказался Адам, – первый, в ком заблистал отсвет божественных атрибутов и уже собственно человеческие способности. Он был первым человеком на земле, ознаменовавшим собой начало поколения, получившего Божье поручение со времени его пророчества и вплоть до Судного дня. До Адама подобного поручения никто не поручал, поскольку не было ни пророчества, ни шариата (Закона Божьего), ни религии: «...и научил Адама сути всех имен».

    Уместно допустить, что все имена были взяты из общего для всех языка – языка известного Адаму. А то, что Аллах «научил Адама сути всех имен» означает лишь, что Он связал их смысл с его миссией и его религией, поручительство за которую он должен был взять на себя в соответствии речением Аллаха Всевышнего:

    «Поистине, Аллах избрал Адама...»

    Коран 3:33

    Здесь может возникнуть вопрос, как же так, когда в Коране сказано, что Господь сотворил Адама из глины (праха), будто бы Он слепил его из гончарной глины. Однако же другое знамение из Господнего Послания:

    «Поистине Иса (Исус) пред Аллахом подобен Адаму: Он создал его из праха, потом сказал ему: «Будь!» – и он стал. Истина – от твоего Господа. Не будь же сомневающимся!»

    Коран 3:59, 60

    говорит о том, что процесс сотворения из глины, нужно понимать не в прямом смысле «слепил из глины», а сотворил из глины со «Знанием» Господним, что мы описываем в данном разделе.

    Избрав же Адама, Всевышний научил его всем инструментам, всему необходимому для него, всем понятиям, которые понадобились бы ему, как «Его наместнику на этой земле», а затем предложил их ангелам и сказал:

    «Сообщите мне суть имен этих, если вы правдивы», – на что отвечали они: «Всеславен Ты! Нет у нас знания, кроме того, которому Ты нас научил. Поистине, это Ты – Всеведающий, Премудрый! Тогда Он сказал: «О Адам, сообщи им суть имен их!». «И когда он сообщил им суть имен их...»

    Коран 2:33

    В этот момент проявилось превосходство Адама и его способность вменять ангелам, служить ему. В этом, собственно, и заключено их поклонение!

    Поклонение в данном контексте не земной поклон в буквальном смысле, но подчинение повелению служить новому созданию, которого выбрал Аллах. Именно после такого признания ангелов Аллах, Всемогущ Он и Велик, приказывает им пасть ниц. Желающие могут обратиться к Суре «Аль Бакара» («Корова»), в которой повествуется о наместничестве Адама, после чего как раз и следует: «Падите ниц перед Адамом!» И они поклонились Адаму – Пророку, потому что им-то как раз и будет предписано беречь это создание, хранить Адама и его потомство:

    «Воистину, над вами хранители достойные, записывающие, которые знают, что делаете вы». Коран 83:10-12

    Этим ангелам предписано поклоняться до самого «Дня

    Воскресения», и они делают это в том смысле, что подчиняются велению Аллаха, Всемогущ и Велик Он, оберегать это существо и вести его к добру в противоположность бунту Иблиса, зовущему ко злу и искривляющему этим опасным бунтом путь человека. Вот так начала развиваться жизнь, и Адам стал направляющим центром для всего, что окружило его. В соответствии со своей пророческой миссией и Законом, данном ему Аллахом, и Господним наставлением (хидая) ему, он выбирал между тем, что послужило бы ему добром и обеспечивало бы для него сохранение единобожия и поклонение своему Господу, и тем, что приводило некоторых его потомков к тому, что называется ослушанием, прегрешением, грехом или злом. Такова жизнь по замыслу Аллаха Всеблагого, Всевышнего!

    Коснусь еще раз проблемы языка, поскольку она порождает много тревожных вопросов, например, по поводу смысла слов Сатаны, обращенных к Адаму и Еве: «Запретил вам Господь это дерево только потому, чтобы вы не стали ангелами или не стали вечными». Это высказывание касается проблемы вечности: имеет ли вечность смысл лишь в своей противоположности и исчезновением в небытие? Кстати, оба понятия уже известны Адаму, который воочию мог неоднократно видеть как люди допророческих времен (башар) уничтожали друг друга, умирали и исчезали из этой жизни, причем, кто покинул ее, не возвращался. Отсюда значение вечности здесь – это значение, какое он имеет в языке, понятное обоим (Адаму и Еве, к которым обращается Сатана). Ведь если все это было бы чем-то новым для них, они обязательно спросили бы и о смысле вечности, и об ангельской сущности. Но и то и другое было уже привычным для них, в силу наличия подобных абстрактных понятий в известном им языке.

    Или возьмем пример историю двух сыновей Адама:

    «И поведай им правдивую повесть о двух сыновьях Адама: когда оба они принесли жертву, то была принята она от одного и не принята от другого, на что второй сказал: «Я непременно убью тебя», а первый ответил: «Но ведь истинно, что Аллах приемлет жертву только у богобоязненных, и потому даже если поднимешь руку, чтобы убить меня, не подниму я против тебя руки своей, ибо, поистине, я боюсь Аллаха, Господа миров, и предпочту, чтобы ты взял на себя и мой, и свой грех и оказался среди обитателей огня, что и есть воздаяние неправедным (насильникам)». И душа второго представила легким ему убийство брата, и убил он его, и просчитался. Аллах послал ему ворона, который разрывал землю, чтобы показать ему, как скрыть останки его брата. И когда произнес он: «Горе мне! Не в силах я уподобиться этому ворону и вот так скрыть останки брата моего!» – И раскаяние охватило его»

    Коран 5:27-32

    Содержание приведенной истории дает представление обо всех культурно-нравственных ценностяхи представление о том, что, согласно Истинной религии, Аллах – это Господь миров, а не Господь какого-то народа с его знатью «...я боюсь Аллаха, Господа миров...»Также дает представление о таких абстрактных уже сложившихся в языке в той отдаленной поры понятиях, как справедливость и неправедное насилие, рай и пламень ада, раскаяние и покаяние, покушения на жизнь и отказ от него. Потребовалось, возможно, чтобы прошли миллионы лет, прежде чем сформировалась та языковая среда, которая нашла свое отражение в речи сотворенного на этой землечеловеческогосущества.

    Могут ли скептики после всего этого найти контраргумент такому, например знамению Корана:

    «А когда Я его завершу и вдохну в него от Духа

    Моего, то падите ниц перед ним!»

    Коран 38:71, 72,

    если не будут игнорировать, что слово «когда» в данном контексте – это мета обстоятельства времени, без указания на его протяженность, т. е. речь может идти и о мгновении, и о никакими границами не определенной временной протяженности. Сравним, например,

    «И когда скажут им: «Преклоняйтесь в молитве!», – не преклоняются они!»

    Коран 77:47,

    где временная продолжительность ситуации заканчивает-

    ся практически мгновенно, и

    «...а когда земля приобрела свой блеск и разукрасилась и начали обитатели ее думать, что властвуют над ней, пришло к ней Наше повеление ночью ли, днем ли, и сделали Мы ее пожатой, как будто бы и не была она богатой вчера.»

    Коран 10:24

    В последнем примере, «когда» передает не просто некую завершенность во времени, но действо во времени, практически, безграничном.

    Или посмотрите, например, как используется в Коране наречие «потом» для того, чтобы оттенить сверх продолжительное время: «Мы создали вас, потом придали вам форму». Здесь слово «потом» подчеркивает, что речь идет не о каком-то ничтожном, равном одному или двум мгновениям времени, но времени колоссальном по своей протяженности.

    Сходным примером оказывается в этом отношении и знамение:

    «...Который прекрасно устроил всякую вещь, которую сотворил, и начал творение человека из глины, потом сделал его потомство из капли ничтожной влаги, потом придал ему форму и вдохнул в него от Своего Духа». Коран 32:7-9

    В приведенном фрагменте «потом» связано с очень длительной, по нашим представлениям, протяженностью во времени, которая вместе с тем, поистине, подобна мгновению. Иначе говоря, время протяженностью даже в миллион лет было бы в еще в детском возрасте, когда человек пользовался в своей речи очень небольшим количеством слов. Само такое время по существу покрыто мраком, а бытиеэто еще не ночь, не день, не годы... Тем не менее, в Коране имеется очень важное определение для подобного времени, ибо, говорит Аллах, Славен Он и Велик:

    «Воистину, день у Господа твоего, как тысяча лет из тех, что вы считаете!»

    Коран 32:5

    Отсюда, если мы скажем, что Адам пришел в этот мир, например, пятнадцать или двадцать тысяч лет тому назад, то это будет означать, что с тех пор для Аллаха Всемогущ и Велик Он, минуло лишь двадцать Его божественных дней. Если скажем – миллион лет, то это будет равняться только тысячи таких дней. Одним словом, речь идет и о великом мире Его Царствования, и о Его колоссальном времени, которое для нас, однако, остается неопределенным: тогда не было нашего отсчета на минуты, секунды, часы, месяцы. Напротив, –

    «В тот день, когда они узрят его (Судный День) покажется им, что они пробыли (в могилах) не более одного вечера или утра!»

    Коран 79:46

    Время, пребывающее в неопределенном состоянии, – это период древнейших геологических процессов: миллион лет подобен мгновению:

    «Спросит (Аллах): «Сколько лет вы пробыли в земле?» Они ответят: «Мы пробыли день или часть дня», – хотя пробыли они, возможно, миллионы лет. Он скажет: «Вы пробыли немного, если бы только знали!»

    Коран 23:112, 113

    Таковы тексты Корана в отношении рассматриваемой проблемы. Ни в их сюжетах, ни в материалах нет ничего, что могло бы отвергнуть их, ибо они говорят об органической связи между различными фрагментами истории, касается ли это времени Адама, т. е. того, кто ознаменовал собой создание Аллахом Своего избранного творения, или его потомков, которым Аллах продолжал являть Свою волю и в последующем, подобно тому как Он явил ее поколениям людей во времена Нуха (Ноя), утопив их в потопе, или подобно тому, как Он поступил еще во времена Адама, изгнав его из рая и низвергнув на землю.

    Если мы согласны с тем, что природа творения человека связана с прахом, то мы признаем тем самым, что это относится ко всему человеческому роду, начиная от Адама и кончая всеми людьми вплоть до Дня воскресения, все мы из праха земного:

    «Из него Мы вас сотворили, в него вернем и из него же изведем еще раз!»

    Коран 20:55

    Как установлено в Коране, человек становится господином-наместником Аллаха на земле:

    «Мы почтили сынов Адама и носили их на суше и на море и наделили их благами и значительно предпочли их многим другим, кого создали!»

    Коран 17:70

    Как мы видим из данного раздела, история HomoSapiens, то есть современного человека, уходит далеко в древность. Последние палеонтологические находки в государстве Чад, доказывают, что уже десять миллионов лет назад жили ничем не отличающиеся по наружным признакам от нас люди Homo Habilos.

    «Он – тот, Кто сделал вас наместниками на земле, кто был неверным – против него его неверие; неверие увеличит для неверных у их Господа только ненависть, неверие увеличит для неверных только убыток!»

    Коран 35:39

    Уместно допустить, что все имена были взяты из общего для всех языка – языка известного Адаму. А то, что Аллах «научил Адама сути всех имен» – понимается во-первых, как способность кконцептуальному мышлению, т. е. способность человека думать о чем-то или представлять что-либо, даже в отсутствие этого «чего-то» в отличие от инстинктивного отражения в мозге животных только о присутствующих вещах. Это можно рассматривать как основу превосходства человеческого интеллекта над всеми другими созданиями.

    Второе превосходство человека над другими творениями согласно Корану – это осознание умом (душой) человека различия между истинным и ложным.

    «Клянусь... душой и Тем, Кто придал ей совершенный облик и внушил ей порочность ее и богобоязненность!»

    Коран 91:7, 8

    Третья уникальность человека – это частичная свобода от оков инстинктов, то есть свободная воля в определенных пределах и ответственность за выбор между истиной и ложью. Об этом сказано в знамении:

    «Мы предложили небесам, земле, и горам взять на себя ответственность, но они отказались нести ее и испугались этого, а человек взялся нести ее. Воистину, он является несправедливым и невежественным!»

    Коран 33:72

    По этому поводу сказал Пророк Мухаммад:

    «Всевышний создал ангелов и наделил их разумом. Он создал животных и наделил их страстями. Он создал человека и наделил его как разумом, так и страстями. Тот, у кого разум преобладает над страстями, выше ангелов. Тот, у кого страсти преобладают над разумом, ниже животных».

    Четвертая уникальность человека – это наличие в человеке Божественного духа.

    «А когда Я его завершу и вдохну в него от Духа Моего, то падите ниц перед ним!»

    Коран 38:71, 72

    Только человеку и ни одному животному Аллах дал уникальные способности осознания и духовного развития. Творец создал человека таким, чтобы тот был способным свободно отвечать Ему и мочь искать знания о Нем. Об этих свойствах сказано в знамениях Корана:

    «Читай (изучай) Во Имя Господа твоего, который сотворил все сущее, – сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь щедрейший, который научил (и научит) Каламом (Писанием) – научил (и научит) человека тому, чего не знал (и не знает)!»

    Коран 96:1-4

    «...Он (Аллах) с вами, где бы вы ни были. Аллах видит все, что вы совершаете!»

    Коран 57:4

    Также в Кудси (священных высказываниях) Пророк Мухаммад сообщает сказанное Аллахом:

    «Я был скрыт и Я решил стать таким, чтобы обо Мне знали, поэтому Я создал создание, чтобы Оно могло Меня узнать (через мое творение)».

    «Я не только нахожусь в Моих небесах, и на Моей земле, но Я нахожусь и в сердце верующего Моего раба».

    Но все это, в конечном счете, было дано человеку взамен возложенной на него ответственности. Предначертал ли Всемогущий Аллах счастье этому потомству тем, что, если будет угодно Ему, оно вызовет у него удовлетворение в Судный день? Или Он определил жалкую участь его большей части? – той, о которой в Коране говорится:

    «Но большая часть людей, если бы ты и очень захотел– неверующие!»

    Коран 13:1

    Это предопределение Аллаха, которое полностью распоряжается человеком и учит его. Мы же говорим:

    «Всесилен Ты! Нет у нас знания, кроме того, которому Ты нас научил. Поистине, это Ты –

    Всеведающий, Премудрый!»

    Коран 2:32

    Как мы видим из данного раздела, история Homo Sapiens, то есть современного человека, уходит далеко в древность. Последние палеонтологические находки в государстве Чад, доказывают, что уже семь – десять миллионов лет назад жили ничем не отличающиеся по наружным признакам от нас люди Homo Habilos.

    Акцентируя внимание на то, что человек, как разумное существо, обладающий знанием и высоким статусом среди живых существ на Земле, призывается Господом в Коране оценить окружающий мир и свое место в нём:

    «Он выводит живое из мертвого (по установленным законам) и выводит мертвое из живого, живит землю после ее смерти (по законам естествознания). Таким же образом вы будете выведены из могил!

    Из Его знамений – что Он создал вас из праха, а потом, когда вы – уже люди, вы расселяетесь (по земле)!

    Из Его знамений – что Он создал для вас из вас самих супруг, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость. Воистину в этом знамение для людей разумеющих! Из Его знамений – творение небес и земли, различие ваших языков и цветов. Воистину в этом – знамение для обладающих знанием! Из Его знамений – ваш сон ночью и днем ваше поиски Его милости. Воистину в этом знамение для людей слушающих.

    Из Его знамений – Он показывает вам молнию на страх и надежду; и ниспосылает с неба воду и оживляет ею землю после ее смерти. Воистину в этом знамение для людей разумных! Из Его знамений – что стоит небо и земля по Его повелению. Потом, когда Он призовет вас зовом из земли, – вот вы и выйдете! Ему же, что в небесах и на земле; все Ему подчиняются!

    Он – тот, Кто впервые производит творение, а потом воссоздает его. Это еще легче для Него делать. Для Него – высочайший пример в небесах и на земле. Он – Могущественный, Мудрый!»

    Коран 30:19-27