ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ И ИММАНЕНТНОСТЬ ПО КОРАНУ

С точки зрения Корана трансцендентность и имманентность относительна, и она объяснима по отношению к человеку, который находится в четырехмерном измерении и не в состоянии представить многомерность. Тот, Кто владеет Высшим Разумом, – Творец, о Котором говорит Коран:

«Он – Аллах, Творец, Создатель, Образователь (придающий облик)... Он Великий, Мудрый!»

Коран 59:24

Он – не только видящий, но и сотворивший Мироздание –многомерное пространство-время по отношению к своему многомерному творению, не только находится в трансцендентальном отношении (потусторонне), но и «присутствует» везде, то есть имманентен, и о чем говорят многие знамения Корана:

«Он – Аллах на небесах и на Земле. Он знает то, что утаиваете и совершаете открыто, и знает то, что приобретаете».

Коран 6:3

«Его Престол (Подножие Трона) х объемлет небеса и землю, и не тяготит Его попечение (содержание, охрана) их».

Коран 2:255

«Воистину они сомневаются во встрече со своим Господом. Воистину Он объемлет всякую вещь».

Коран 41:54

«...и Мы ближе к нему (человеку), чем его шейная артерия».

Коран 50:16

«Он (Господь) – Первый (до начала этого Мироздания) и Последний (после завершения ее), Явный (и в том, что мы находимся мире) и Тайный (и в том, что недоступно нам). Он знает о всякой вещи».

Коран 57:3

«Ему принадлежит власть над небесами и землей; Он живит и мертвит: ведь Он – мощен над всякой вещью. Ему принадлежит власть над небесами и землей, и к Аллаху возвращаются все дела».

Коран 57:2, 5

«А когда душа подступает к горлу, И вы смотрите (на умирающего), А Мы (Аллах) ближе к этому, чем вы сами, но вы не видите. А если бы – разве не будете судимы,

Вы бы вернули ее обратно, если вы говорите правду!»

Коран 56:74-86

«Разве ты не видишь, что Аллах знает то, что в небесах и что на земле? Не бывает тайной беседы трех, чтобы Он не был четвертым, или пяти, чтобы Он не был шестым; и меньше, чем это, и больше, без того, чтобы Он не был с ними, где бы ни были они. Потом сообщит Он им, что они делали, – в День воскресения. Ведь

Аллах о всякой вещи знающ!»

Коран 58:7

Согласно Корану, между Господом и Его творением, в том числе человеком, нетпосредников, в этом многомерном мироздании. С одной стороны Господь трансцендентен, то есть Он находится вне обозреваемого человеком миром, а с другой стороны Господь имманентен, то есть Господь находится рядом с человеком.

«...ведь Аллах объемлет всё и знает обо всём!»

Коран 5:54

«А Аллах окружает их сзади!»

Коран 85:20

«Во власти Аллаха восток и запад. Куда б ни обратили свой взор, Лик Господа повсюду, Аллах ведь все объемлешь и Всезнающ».

Коран 2:115

«Мы ближе к нему, чем его сонная артерия!» Коран 50:15; «А Он Аллах на небесах и на Земле, Он знает то, что вы утаиваете и знает, что совершаете, открыто, и знает то, что приобретаете!»

Коран 6:3

«Превыше всего Аллах, Истинный Властелин! Нет божества кроме Него, Господа благородного Трона!»

Коран 23:116

«Пречист Господь небес и земли, Господь Трона, и далекот того, что они приписывают. Благословен Тот, Кому принадлежит Власть над небесами и землей и тем, что между ними. У Него знание о Часе ик Нему вы будете возвращены».

Коран 43:82, 85

Есть еще упоминаемое в Коране Всевышним другое слово, но переводимое переводчиками также – Трон «Престол» – «Курсию», но по смыслу менее значительное:

«Престол Его объемлет небеса и землю, и не тяготит Его охрана их, – поистине, Он – Высокий, Великий!»

Коран 2:255

По преданию Абу Зарра аль-Гиффари, посланник Аллаха Мухаммад сказал:

«Семь небес по сравнению с «подножием Трона» – Престолом – (Курсийю) похожи на колечко, брошенное в пустыне, а превосходство Трона (Арша) над его Подножием подобно превосходству этой пустыни над этим колечком».

Этот хадис предал ибн Абу Шайба в книге «Сифат Аль Арш» со слабой ссылкой, однако он подтверждается другими похожими сообщениями. Поэтому аль–Албании назвал его достоверным в книге «Силсилат аль-Ахадис ас-Сахих».

Передают также, что Ибн Аббас сказал:

«Подножие Трона – это образно место для стоп, а Трон (Арш) никто не способен представить себе достойным образом, кроме Всевышнего Аллаха».

Передают, что, по словам Ас-Судди, Абу Малик сказал:

«(Престол) или «Подножие Трона – (Аль-Курсию) находится под Троном (Аршом)».

Ибн Касийр сказал, ссылаясь на Ас-Судди:

«Небеса и земли находятся внутри Престола – Подножия Трона (Курсийу), а Подножие находится внутри Трона (Арша)».

В этом сообщении Посланника Аллаха и в комментариях первых сподвижников Пророка представляется картина имманентности и трансцендентности Аллаха – Господа миров, что практически невозможно представить человеку. Вот каким человек может представить многомерная вселенная. Можно ли взглянуть со стороны на пузыри. Но этого как раз и нельзя сделать человеку. Согласно теории относительности на мир можно смотреть только изнутри – из «пузырей», и каждый наблюдатель увидит только свою Вселенную, свой мир и только ее одну.

Чтобы представить себе это нагляднее, вообразим на минутку, что «пузыри» соединены сверх узкими коридорами – как бы микроскопическими проколами из одного мира в другой. Тогда все миры будут частями единого Мироздания – Вселенной. Такая Вселенная обнимает все пространство. Вне ее ничего нет. Если теперь коридоры будут становиться все уже и уже, то, в конце концов, мы получим парадоксальную картину разделенных и полностью замкнутых миров.

Думается, что все миры взаимосвязаны между собой физическими процессами, хотя еще это математически не подтверждено. И действительно, если мы учтем квантовые поправки, «замкнутые миры» превратятся в «полузамкнутые».

И все же кажется просто невероятным: огромная Вселенная, Метагалактика, и в то же время крохотный «пузырь» в пространстве-времени! В это трудно поверить. Тем более что непонятно, каким образом могли образоваться в природе почти замкнутые миры-Вселенные, если не творение Господа. Тот, Кто выше и недоступен для созданий, которые находятся внутри этих миров «пузырей». Кто описывает все это в Своем Заключительном Завете – Послании для всех народов и на все времена.