ЭМАНАЦИОННОЕ УЧЕНИЕ АВИЦЕННЫ

В противоположность мнению «О сотворении из ничего», которого придерживается значительная часть иудеев и христиан, а также религиозных специалистов в области теологии, мусульманские ученые еще на заре Ислама выдвинули теорию «О превращении» (или же «Об истечении). Ссылаясь на знамение Корана, еще в начале XI столетия Абу Али ибн Синой (Авиценной) была разработана теория «эманации» – истечение. Мусульманские ученые утверждали, что из ничего не может возникнуть что-то, а что-то возникает из чего-то. В противоположность взглядам Хокинга, Мироздание нуждается в постоянном Господним влиянии. При этом они ссылались на знамения Корана:

«Аллах – Нур (свет, энергия) небес и земли...».

Коран 24:35.

«Он Первый и Последний, Явный и Тайный, и Он о всякой вещи знающ».

Коран 57:3

Прекрасное Имя-атрибут Господа – (Аль-Му’ийд) Возвращающий; мертвое в живое и наоборот. Возвращающий события и эпохи, Делающий пространственно-временные перемещения, Возвращающий Мироздание в исходное положение.

Другая идея о плюралистической Вселенной возникла, как мы уже говорили, из результатов физического анализа релятивистской модели пульсирующей Вселенной. Согласно этой модели нынешнее расширение Вселенной сменится обратным процессом – сжатием и захлопыванием. Об этом процессе говорится и в Коране:

«Клянусь небом, обладателем возврата (в исходное состояние)!»

Коран 86:11

«В тот день, когда Мы скрутим небо (Вселенную), как писец свертывает свитки; как Мы создали первое творение, так Мы его повторим по обещанию от нас. Поистине Мы сделаем

это!»

Коран 21:104

«Не считай Аллаха нарушающим Свое обещание Своим посланникам: ведь Аллах – Славен, обладатель мщения. В тот день, когда земля будет заменена другой землей, а также небеса, (таким образом как указывает предыдущее знамение) и предстанут перед Аллахом, Единым,

Могучим!»

Коран 14:47, 48

«Поистине Аллах удерживает небеса и землю (в строгом порядке), чтобы они (не выбились изпод Его управы) и не исчезли, а если этого Он не сделает, то никто не удержит этот (порядок) после Него и исчезнут. Он истинно Воздержан и Прощающий».

Коран 35:41

Из этих знамений мы видим что, как сам Господь, так и Его Нур (свет) вечны и не подлежат временному воздействию. Из вышеуказанных знамений вытекает и вечный осциллирующий универсум, где до сотворения нашего универсума могли быть другие универсумы, но с другими пространственно-временными параметрами, что мы разберем в соответствующем разделе. В то же время перед Ним и начало, и завершение, и настоящее, и то, что в этом мире и в тех мирах, которые мы не можем ни видеть, ни представить. В тоже время Он – Творец этих времен и миров.

Логика этого доказательства на сегодняшний день не потеряла своего значения, и уверенно можно сказать, что она практически соответствует некоторым философским аргументациям бесконечности Вселенной во времени, которое может течь с разной скоростью в любых направлениях: и вперед и назад, и останавливаться, и ускоряться и замедляться. Что касается проблемы нулевого момента времени и его физической трактовки в рамках эволюционирующей Вселенной, то вопрос заключается в том, в состоянии ли человек и его разум представить все это.

Вот что пишет великий ученый и мыслитель Средневековья периода исламского ренессанса Абу Али Ибн Сина по этому поводу: «Нечто не возникает из ничего, а образуется из чего-то, и притом из вещи, не родственной ему и не схожей с ним по своей природе. Нельзя считать возникшей из ничего и ее (первозданную вещь), в противном случае, что сказать относительно руки и ноги, дома и мебели? Если сказать, что эти вещи образуются из ничего, то (посылка нашего рассуждения) становятся неверной. А если они образовались из какой-то вещи, то похожа ли эта вещь на них? В действительности же нельзя сказать: лицо образуется из лица, а кресло из кресла... (Более того) одна вещь возникает из другой вещи, которая не схожа с ней. Так говорят, что «кресло создано из дерева». Но, как можно сказать, что предмет аналогичен тому, из чего и из какой формы он образовался. (Хотя он) и образовался из чего-то, существующего до него, потерявшего (прежнюю) форму и приобретшего данную форму, подобно тому, как из (деревянной) двери можно построить кресло, (они же) не похожи друг на друга?» (См. Акбар Турсунов, Мироздание и человек, Москва,

1988, стр. 48. )

Данные рассуждения великого ученого исходят из знамения, где Ибн Сина, отвергая идею возникновения из ничего, рассуждает о том, что вещь могла бы возникнуть из другой вещи, не похожей с данной вещью и не адекватной ей (в данном случае из дерева можно сделать кресло, то есть, из некоего сырья, но нельзя никак сделать кресло из «абсолютного ничего»). Однако же протоматерия – Нур Аллаха – является «строительным» материалом всего сущего, но в то же время она не материальна – она есть энергия.

Как мы видим из вышеуказанных примеров, ученые исламского ренессанса никак не могли представить идею творения Мироздания из ничего, и выступали против этой идеи, критикуя ее. Всеми путями, в разных вариантах доказывали они вечность круговорота протоматерии – Нура Аллаха. При этом они видели в славных Именах Творца, атрибуты Его воздействия на Мироздание. У творца девяносто девять прекрасных имен, данных им Самим, учитывая Его влияние с момента сотворения Мироздания до ее завершения и дальнейшего повторного сотворения и развития.

«Разве тот, Кто создал небеса и землю, не в состоянии создать подобных им? Да, Он Творец, Мудрый!»

Коран 36:81

Опираясь на Послание Творца – Коран, восточные средневековые мыслители (Ибн Сина, Фараби и другие) выдвинули теорию эманации – истечение.

Это учение, вытекающее из знамений последнего Господнего послания – Корана, обновляло космогоническое учение древности, разработанное философами – древнегреческими неоплатониками. Онорисует объективную идеалистическую картину возникновения мира путем последовательного самоистечения из чистого бытия, которое тождественно с Творцом. В отличие от неоплатоников, средневековые мусульманские мыслители подтверждали, не тождественно Творцу, а вытекает из Нура (Света) Творца.

Ибн Сина и как знаток Корана, и как ученый-мыслитель считал, что Мироздание – не результат совокупного творения готовых вещей, а стадиальное, ступенчатое развитие первоначала, которое к тому же не есть ничто, а есть нечто: «Существующие вещи не созданы Всевышним Аллахом все вместе, а Он создал их в нисходящем порядке, отправляющемся от Него в виде цепи порядка».

Останавливаясь на космологической концепции Ибн Сины, мы обязаны говорить об основах религиозного вероучения, следуя его идеологическому принципу детерминизма, где основная роль в развитии природы и общества, в причинной обусловленности всех явлений и процессов принадлежит Творцу. Он построил всеохватывающую структуру причинно-следственных связей, исходящую от Нура (Света) Всевышнего Творца.

Эманативная космогония Ибн Сины исходила также от взаимосвязанности с основами ислама в учении о трансцендентности (потусторонности) и имманентности Господа по отношению к миру.

Однако большое значение для понимания божественных качеств и деяний играет концепция «эманации из Нура (Света)». Коран проводит четкую границу между имманентным и трансцендентным, между миром и Аллахом. Сотворенное мироздание представляет собой нечто радикально иное, нежели ее Творец – Аллах, и хотя вселенная преисполнена знамений, свидетельствующих о единстве Творца, творение не имеет шансов отождествиться с Ним, стать с ним единым и нераздельным целым, ибо «Небеса и земли» всего лишь свет – Нур Аллаха.

Процесс эманации показывает роль исламского мировоззрения в рационалистической философии Ибн Сины (Авиценны), который, размышляя над предметом веры, говорил: «Если сферы развития материального бытия – суть «ступени» самоизлияния Необходимо Сущего, то последнее по логике вещей не может быть никоим образом чуждым им». Здесь Ибн Сина проводит аналогию, где он сравнивает «Необходимо Сущее» с Солнцем, а мир – его лучами. Эта аналогия Ибн Сины взята из основы исламского вероучения, из послания Творца, где Он Себя и Мироздание охарактеризует:

«Аллах – нур небес и земель...» – (Аллаха (нур) свет – небеса и земли).

Коран 24:35