«Он сотворил вас по периодам»,

«Аллах взрастил вас из земли растением,...».

Сура Нух 71:14,17.

“Он вас взрастил из земли и поселил вас на ней”. С.11:61

«И Мы сотворили уже человека из звучащей, из глины, облеченной в форму». Сура Аль Хиджр 15:26

«Мы уже создали человека из эссенции глины, потом поместили Мы его каплей в надежном месте, потом создали из капли сгусток крови, и создали из сгустка крови кусок мяса, создали из этого куска кости и облекли кости мясом, потом Мы вырастили его в другом творении,  благословен же Аллах, наилучший из творцов!» Сура Верующие 23:12-14

«Который прекрасно сделал всякую вещь, которую сотворил, и начал творение человека из глины, Потом сделал потомство его из капли жалкой воды, потом выровнял его и вдул в него от Своего Духа и устроил вам слух, зрение и сердце. Мало вы благодарны!» Сура «Поклон» 32:79

«Он сотворил человека из звучащей глины, как гончарная, и сотворил джиннов из чистого огня». Сура Милосердный 55:14,15

«И Он – тот, который создал из воды человека и сделал ему родство мужское и женское. Господь твой,-  Всемогущий!» Сура различение 25:54

«О люди! Если вы сомневаетесь в воскрешении, то Мы создали вас из земли, потом – из капли, потом превратили в сгусток крови, потом превратили ее в кусок плоти, частично сформированного (в облик человека) или еще частично бесформенный, чтобы разъяснить вам (эти этапы внутриутробного развития). И помещаем в утробах, насколько Мы сочли необходимым, до определенного Нами срока (созревания плода). Потом выводим вас младенцем, потом – чтобы вы достигли вашей зрелости. Среди вас есть тот, кто упокоится в молодости, и среди вас есть такие, кто возвращается к жалчайшей жизни (достигнув глубокой старости), когда знание и разум покинет их. И видишь ты землю бесплодной, а когда Мы низведем на нее воду, она приходит в движение и разбухает и выращивает всякие прекрасные пары. Это, потому что Аллах есть Истина, и что Он оживляет мертвых, и что Он властен над всякой вещью. В этом доказательство того, что Час (воздаяния) наступит, – нет сомнения в том! и что Аллах воздвигнет, тех, кто в могилах (для воздаяния и наказания)». Сура Хадж 22:5-7

Мы до сих пор не отвергали эволюцию и описывали эволюционное развитие Мироздания с момента сотворения и до появления живых существ, что научно подтверждает Господне Послание и соответствует Его знамениям. Но когда начали знакомство с развитием живой природы с момента сотворения и по настоящее время, находим некоторое несоответствие не только Господнему Посланию, но и несоответствие эволюционному развитию живой природы по дарвиновскому типу, современным достижениям науки.

“Я не брал их в свидетели творения небес и земли или творения их самих. И не стану Я брать сбивающихся с пути помощниками». Сура «Пещера» 18:51

Мы сталкиваемся со многими препятствиями и преградами при изучении эволюционного развития, при переходе от одного вида (уровня) к следующему. Тут мы видим правильность подтверждения современной науки и ее соответствие Господнему Слову, указывающими внутривидового эволюционного развития и сотворение всех видов растительного и животного мира поэтапно, но без скачков от одного вида к следующему. При этом в последующем вымирают промежуточные виды, как, например неарденталцев или других видов, но при этом сохраняются и продолжают существовать по настоящее время низшие виды животных, которые считаются менее приспособленными к окружающей природе. (Это мы еще раз увидим описывая сотворение и эволюционное развития человека, сотворенного из воды, глины и «взрастившего из земли растением», с чем мы ознакомились в предыдущей главе.) Хотя Господь сотворив человека эволюционным путем из приматов Мог бы об этом сообщить в Своем Послании. Однако же научные выводы, подтверждающие одновременность возникновение – сотворение генетических кодов ДНК начиная от одноклеточных организмов кончая человеком ставят под сомнение тот путь эволюционного развития, которую выбрали сторонники дарвинизма.

Если, даже упуская некоторые моменты эволюционного развития человека из земли, «взрастая из земли растением» его и развивая эволюционно скачками по периодам, от низшего к высшему не опровергает Его Послание, что практически может вытекать из выше перечисленных знамений. Это не умаляет Его Знание и Могущество, а наоборот подтверждает возможности Господа, сотворят и эволюционно развивать по любым вариантам, но, тем не менее “это – одна из Господних таинств”.

«Да, считают они ложью то, знание чего не объемлют, и чего толкование еще не пришло к ним. Так считали ложью и бывшие до них. Смотри же, каков был конец неправедных». Сура «Йунус» 10:31-39

А теперь о видении сотворении человека, каким представляет ее современная наука, подтверждающее Господне Послание – Коран. История это, изложена в Коране поэтапно, и начинается с упоминания, данного в первом ниспослании Слова Всевышнего: «Во Имя Аллаха Милостивого и Милосердного! Читай, во Имя Господа твоего, который сотворил человека из сгустка!» Сура 96:1,2 Затем история переносится в Суру «Сад», где Всевышний говорит: «Вот сказал Господь твой ангелам: «Истинно, Я – Создающий человека из глины. А когда Я его завершу и вдохну в него от Духа Моего, то падите ниц перед ним!» Сура Сад 38:71,72 Далее следует Сура «Преграды», где Всевышний Аллагь продолжает:

«Мы создали вас, потом придали вам форму, потом сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом!» – И поклонились они, кроме иблиса, что не был среди поклонившихся». Сура Преграды 7:11

Затем следуют многие аяты, в которых идет продолжение истории и раскрывается ее суть. Расположив аяты связанные с ней в той последовательности, в какой они были ниспосланы, я обнаружил, что каждое новое повествование или целый блок соответствующих аятов привносят нечто новое. В них нет повторений в буквальном смысле этого слова, но дается все более полное расширяющее и разъясняющее изложение, не встречающееся ранее и так вплоть до завершения всей истории в 22-й Суре «Хадж», повествующей о ней целиком, и, таким образом, как бы резюмирующей ее, о чем мы поговорим несколько позже.

Обращает на себя внимание, что история эта подверглась многочисленным толкованиям, причем большинство заимствовано из иудейских источников. Так, например, существует версия о древней эпохе, в содержании и сути которой пытались разобраться авторы целого ряда книг – комментариев. Согласно этой версии, период, отделяющий наши дни от сотворения человека и на протяжении всех поколений, начиная от Адама, охватывает семь тысяч лет. Получается, что вся жизнь от Адама до настоящего времени – это всего лишь семь тысяч или чуть более лет.

Приведенная оценка демонстрирует по существу, что вопрос решен под углом субъективной точки зрения, и сама она не соответствует реальному положению дел, не раскрывает истину, но отражает лишь некоторые мифы, унаследованные от тех, кому было дано Писание, но кто вырывал слова из контекста, как это установлено Кораном. Вот почему мы считаем, что когда такого рода версии приводятся в комментариях к Корану, прокладывается путь к умалению его достоинств.

На этом же основании сторонники светского взгляда на историческое развитие, нападая на Ислам и его идеи, говорят, что это – мифологическая религия, покоящаяся на мифах и легендах, которыми, мол, полон Коран. Подобные заявления, особенно характерны для них, когда их нападки достигают того уровня, который, отнюдь не делает им чести. И хотя понятно, что они базируются на том, что почерпнуто из иудейских книг и успело войти в комментарии к Корану, они не могут не ранить и не причинять нам боль, марая авторитет комментариев Корана.

Но в действительности, если отвлечься от отмеченных версий и подойти к вопросу на основании данных таких современных наук, как физиология, антропология, геология, археология и т.д., то обнаруживается, что научный анализ сделанных ученными находок фрагментов костей (черепа, рук, ног) уверенно относит их возраст к очень древней истории. Это свидетельствует, что человек существует на этой земле уже семь миллионов лет. Причем ряд авторитетных западных ученых определяют период его существования на земле даже в десять миллионов лет.

О чем говорит все это? Что может означать столь разительное различие между временной дистанцией, вычисляемой с достаточной степенью достоверности, современной наукой, опирающейся на предметный анализ с помощью соответствующего оборудования и максимально точные, в меру современных возможностей, расчеты, и другой временной дистанцией, или другим подходом, сводящим возраст истории адамового поколения, или потомков Адама, к каким-нибудь семи – десяти тысячам лет?

Можно ли найти точки соприкосновения в таких подходах? Можем ли вслед за некоторыми комментаторами говорить о неких многочисленных этапах, которое прошло это Господне творение, что дополнительно подчеркивается ими, противопоставлением слов «Адам» и «авадим» в том смысле, что «Адаму»1, мол, предшествовали многочисленные «авадими»?

1 «Адам» – собственное имя праотца человечества; «авадим» – букв. «адамы» т.е. «люди».

Думаю, что подобного рода рассуждения не имеют под собой почвы, поскольку Коран говорит об одном цельном Проекте, что выражено в речении Аллагьа, обращенного к ангелам:

«Истинно, Я – Создающий человека из глины. А когда Я его завершу и вдохну в него от Духа Моего, то падите ниц перед ним!» Сура «Сад» 38:71,72 .

Следовательно, это, как явствует из текста Корана, – один Проект, который нельзя рассматривать много раз. Но в таком случае, как верно обобщить такое прочтение Корана, которое помогло бы нам, если будет угодно Аллагьу, и подвело бы нас в той или иной мере к истине?

Еще раз обратимся к Священному Корану:

«Вот сказал Господь твой ангелам: «Истинно, Я – создающий человека из глины. А когда Я его завершу и вдохну в него от Духа Моего, то падите ниц перед ним!». С помощью данного аята, а также других аятов, совместно проясняющих позицию Корана, мы можем, если будет угодно Аллагьу, полным образом постигнуть истину.

Итак, Аллах говорит ангелам: “Истинно, Я – создающий человека..., – что может означать «Я создал человека из глины...», поскольку форма причастия (исмуль фаиль) может означать прошедшее время, и настоящее, и будущее. В рассматриваемом случае она, несомненно, связывает смысл всего выражения со временем прошедшим, т.е. «Истинно, Я создающий человека...» следует понимать, как «Я создал человека (башар) из глины...»

Здесь следует обратить внимание и на употребление знаменательного по смыслу слова «башар», означающего в арабском языке «видимое создание, обладающее статью и красотой». Означает ли его «видимость» для данного контекста, что он видим в противоположность другим, также сотворенным Аллахом, но невидимым созданиям - ангелам и джиннам? Или «видимость» в данном случае означает, что он господин и возвышается над всеми другими существами на этой земле? Таковы оба потенциальные смыслы этого слова. К удивлению нет эквивалентов этому слову в известных нам языках - ни на французском, ни на английском «man», «human being» и переводится на эти языки со смыслами «бренный», «смертный».

Если от западных языков перейти к восточным, то и в них, для арабского «башар» мы не найдем эквивалента ни в иврите, ни в ассирийском, ни в арамейском, ни в амхарском языках. Более того, нет его и в фарси. Так, в соответствие слову «башар» ставится слово «мак» – «мужчина», «человек» или же слова арабского происхождения типа «нафар» («человек», «одна душа»), «раджуль» («мужчина», «человек»), «шахс» («лицо», «особа»), «инсан» («человек»).

Не означает ли все это, что само слово «башар» закреплено за контекстом рассматриваемой истории с момента ее зарождения, причем так, как если бы пришло в арабский язык из Непостижимого, но только Аллаху известно сие наилучшим образом. Ведь только этот язык вобрал в себя это слово, чтобы с его помощью поведать о периоде начала бытия человеческого рода на земле.

Можно отметить и другое: слово «башар» не используется в Коране в обращениях, так вы не встретите: «Йа айуха (а)л-башар» («О вы, люди!»). Больше того, слово это существует в неизменяемой форме, т.е. не склоняется. Оно не происходит от глагола, не образует производных слов типа «башир» и «мабшур». Все это не звучит по-арабски. Вместе с тем у него имеется форма в двойственном числе. Так в Коране сказано: «Разве мы станем верить двум людам» (в арабском оригинале «либашарайни», подобных нам, когда народ их нам служит?). А в форме множественного числа «абшар» крайне редко может исползоваться, но только не в Коране.

В чем же смысл этого? Он в том, что «альбашар» применительно к создаваемому Аллахом творению (альхалк) оказывается лишь началом осуществления его Проекта, который будет реализовываться на протяжении ряда следующих друг за другом этапов: «А когда Я его завершу и вдохну в него от Духа Моего, то падите ниц перед ним!». И от ангелов требуется такое абсолютное поклонение не сейчас, не в данный конкретный момент, а когда реализуются этапы Господнего творения и вдыхания от Духа. Выражение «А когда Я его завершу и вдохну в него от Духа Моего...» имеет в виду вдыхание от Духа Аллаха. Особое внимание нужно обратить при этом на речение Аллаха Всевышнего «Истинно, Я – Создающий...», т.е. создал. Именно, с того самого момента «башар» становится двигающимся существом. Добавим еще, что в рассматриваемом контексте под вдыхаемым Духом имеется в виду не просто тот, от которого получают свое движение такие существа, как птицы, насекомые, животные, но некий иной, сопряженный с выражением «...когда завершу его» в значении «...когда создам его облик и придам ему форму», а затем «...вдохну в него от Духа Моего» в смысле «наделю его высшими атрибутами, которыми он отличался бы от животных и прочих земных тварей». И вот когда произойдет все это, тогда «...падите ниц перед ним!».

Возможно, а, скорее всего, несомненно, под высшими атрибутами имеются в виду разум, язык, религия, поскольку это создаваемое творение нуждается в таком инструментарии  в разуме, языке и религии. Аллах, Всемогущий и Великий, не дал благодати большей, чем когда наделил его разумом. Однако, какова истинная природа разума? Мы знаем, что у нас есть разум на основании результатов его деятельности, но не на основании знании его сути. Ведь об электричестве мы также судим по результатам его проявления, например, когда оно освещает какое-либо место или приводит в движение механизмы. Так и разум, и Дух Божий, и душа все это Божественные атрибуты, которыми Аллах наделил человека (башар) с того момента, когда сказал ему о его постоянной ответственности, наделив разумом.

Что же до языка, то это, поистине, нечто поразительное. Мы знаем, что в реальной деятельности насчитывается не менее двух тысяч языков, связанных с возможностями речевого аппарата, начиная с губ до гортани, и не более того. С помощью такого аппарата в каждом языке артикулируется около тридцати тридцати-пяти отличных друг от друга звуков. И при этом две тысячи языков столь отличны друг от друга по своей лексике, строю, механизмам создания производных слов, по своим книгам, наследию и возможностям. Все это, что по воле Аллаха Всеблагого, Всевышнего должно было стать достоянием людей также  от Господнего Духа, ибо сказано Аллахом Всевышним: «Из знамений Его – создание небес и земли, различие ваших языков и цветов ваших» Сура Рум 30:22

Таким образом, различие языков – одно из знамений Аллаха, стоящее в одном ряду с созданием небес и земли.

Но более того, данный аят понимается еще и так, что различие языков  это не только различие языков различных народов и племен рода человеческого, но и нечто другое, а именно: отличие каждого человека как индивидуума в составе человечества от всякого другого. Например, нет никого, кто бы говорил по-русски так, как другой человек. Такого не было и не будет. Это одно из поражающих воображение знамений Аллах – нечто, искусственное создание, чего невозможно даже представить. Поистине, это – одно из знамений Аллах, или горящий уголек от Духа Аллаха, Всемогущ и Велик Он.

Но как овладел этим человек? Как он пришел к языку? Как выработал он эту сложнейшую языковую грамматику? Это то, что ученые пытаются понять или как-то представить. Они считают, например, что появление языка связано с условными изображениями, подражанием звукам, существующим в природе, а возможно, и со звуками, рожденных инстинктами. Все это, действительно, участвует в создании языка. Однако вопрос  непростой, поскольку совместное восприятие и понимание какого-либо определенного звука как выражение удовлетворения или гнева – это то, что, возможно, потребовало бы сотни тысяч лет. Да, поистине вопрос нелегкий и непростой. Мы не должны подходить к нему так, как если бы люди разрабатывали грамматику, преподавали ее и посещали школу, сидели и заучивали определенные правила и звуки, затем повторяли их и договаривались о вкладываемых в них смыслах  после чего у них появлялся бы язык. Такого никогда не было.

Человеческий род представлял собой народы и создания, рассеянные по Земле. Несомненно, что их число знает лишь Аллах Всеблагий, Всевышний. Однако простой подсчет покажет значение того, о чем мы говорим: супруги – муж и жена – произведут на свет, например, двадцать человек, поровну мужского и женского пола. От этих двадцати в той же пропорции через двадцать поколений мы получим численность человечества не менее чем в восемь миллиардов созданных и появившихся на свет существ. Восемь миллиардов всего лишь через двенадцать поколений! А что же и подумать, если жизнь уже существует миллионы лет?! Что это означает? Это означает, несомненно, что земное бытие «подправляло» численность людей, равно как и предопределение вносило свои поправки и создавало равновесие этого бытия. Эпидемии, преступления и прочие губительные события – все это устанавливало численное равновесие на Земле.

Мобильность людей, их стремление к взаимопониманию, сближение друг с другом  все это факторы их взаимодействия друг с другом, образования определенных контактов, связей. И именно им обязан своей необходимостью язык, без них в нем просто не было бы нужды. Аллах, Всемогущ и Велик Он, каждому существу дал язык:

«Нет животного на земле и птицы, летающей на крыльях своих, которые подобно вам, не объединились бы в сообщества: ничто не упущено Нами в Писании». Сура «Скот» 6:38. Далее в другом аяте: «Всякий знает свою молитву и то, как (ему) славить (Аллаха). И Аллах знает о том, что они делают!» Сура «Свет» 24:41

Да, всякую птицу, всякое существо Аллах научил молитве и как ему славить Его. Столь категоричное и точное высказывание может исходить только от Господа Величия. Именно Ему ведомо и что знает воробей, и что муравей, и что кит: «Всякий знает свою молитву и то, как (ему) славить (Аллаха)».

Отсюда язык также – реализация бытия того творения, которым предстает человеческий род на земле.

Затем пришла религия, после того, как между людьми возникло определенное взаимопонимание, хотя они не сформировали своей социальной жизни, не начали еще жить нациями и народами. К этому Аллах привел их позже. Но человек уже существовал, и время для поклонения ему ангелов наступило. И Аллах сказал Своим ангелам: «...падите ниц!»

Но для совершения такого поклонения необходима была ситуация, которая непременно требовала бы от них его совершения, обязывала бы их к нему. И Он сказал им:

«...Я ставлю на Земле наместника», на что ответили они: «Поставишь ли Ты на ней того, кто будет производить порчу на ней и кровь проливать, тогда как мы хвалебно славим Тебя и святим?!», Он сказал: «Поистине, Я знаю то, чего не знаете вы!». 2:30

Разумеется, нужно представлять, что речения Аллаха, обращенное к ангелам, это не слова, произносимые голосом или представляемые с помощью письма. По определению языковедов, Духовное Слово Аллаха – слово, передаваемые не голосом и письмом, но посредством внушения их душе того, к кому обращается Аллах Всеблагий, Всевышний. Именно так разговаривает Аллах в Своем Величии и Славе с ангелами:..: «Я ставлю на земле наместника», на что ответили они: «Поставишь ли Ты на ней того, кто будет производить порчу на ней и кровь проливать?!»

В далекие времена люди действительно жили, нападая, подстерегая, и убивая друг друга. Но Аллах, Всемогущ Он, Всеславен, знал и предопределил то, чего не знали ангелы. Вот почему, когда они обратились к Нему с вопросом, который был не возражением, но просьбой ради того, чтобы понять, Он ответил: «...Поистине, Я знаю то, чего не знаете вы!». И среди того существовавшего уже тогда человекоподобного материала (альвуджуд альбашарий) Он создал Адама и дал ему Знание, т.е. внушил его ему, как дал Аллах, Всемогущ Он, Всеславен, Знание Мухаммеду (с.а.с.), сказав ему:.. «и научил тебя тому, чего не знал тот», «...и научил Адама всем именам».

Вот ситуация, в которой оказался Адам, – первый, в ком заблистал отсвет божественных атрибутов и уже собственно человеческие способности. Он был первым человеком на земле, ознаменовавшим собой начало поколения, получившего Божье поручение со времени его пророчества и вплоть до Судного дня. До Адама подобного поручения никто не поручал, поскольку не было ни пророчества, ни шариата, ни религии: «...и научил Адама всем именам».

Уместно допустить, что все имена были взяты из общего для всех языка – языка известного Адаму. А то, что Аллах «научил Адама всем именам» означает лишь, что Он связал их смысл с его миссией и его религией, поручительство за которую он должен был взять на себя в соответствии речением Аллаха Всевышнего:

«Поистине, Аллах избрал Адама...»Сура Алу Имран 3:33

Здесь может возникнуть вопрос, как же так, когда в Коране сказано, что Господь сотворил Адама из глины, будто бы Он слепил его из гончарной глины. Однако же другое знамение из Господнего послания: «Поистине Иса (Иисус) пред Аллахом подобен Адаму: Он создал его из праха, потом сказал ему: «Будь!» – и он стал.

Истина – от твоего Господа. Не будь же сомневающимся!» Сура 3:59, 60, говорит о том, что процесс сотворения из глины нужно понимать не в прямом смысле «слепил из глины», а сотворил из глины со «Знанием»  Господним, что мы описываем в данном разделе.

Избрав же Адама, Всевышний научил его всем инструментам, всему необходимому для него, всем понятиям, которые понадобились бы ему, как Его наместнику на этой земле», а затем предложил их ангелам и сказал: «Сообщите мне имена этих, если вы правдивы», – на что отвечали они: «Всеславен Ты! Нет у нас знания, кроме того, которому Ты нас научил. Поистине, это Ты – Всеведающий, Премудрый Тогда Он сказал: «О Адам, сообщи им имена их!». «И когда он сообщил им имена их...», 2:33 – проявилось Его превосходство и способность вменять ангелам, служить ему. В этом собственно и заключено их поклонение!

Поклонение в данном контексте не земной поклон в буквальном смысле, но подчинение повелению служить новому созданию, которого выбрал Аллах. Именно после такого признания ангелов Аллах, Всемогущ Он и Велик приказывает им пасть ниц. Желающие могут обратиться к Суре «Аль Бакара», в которой повествуется о наместничестве Адама, после чего как раз и следует: «Падите ниц перед Адамом!» И они поклонились Адаму – Пророку, потому что им-то как раз и будет предписано беречь это создание, хранить Адама и его потомство: «Воистину, над вами хранители достойные, записывающие, которые знают, что делаете вы». Сура Обвешивающие 83:10-12

Этим ангелам предписано поклоняться до Дня воскресения, и они делают это в том смысле, что подчиняются велению Аллаха, Всемогущ и Велик Он, оберегать это существо и вести его к добру в противоположность бунту иблиса, зовущему к злу и искривляющему этим опасным бунтом путь человека. Вот так начала развиваться жизнь, и Адам стал направляющим центром для всего, что окружило его. В соответствии со своей пророческой миссией и Законом (шариатом), данном ему Аллахом, и Господнем наставлением (хидая) ему, он выбирал между тем, что послужило бы ему добром и обеспечивало бы для него сохранение единобожия и поклонение своему Господу, и тем, что приводило некоторых его потомков к тому, что называется ослушанием, прегрешением, грехом или злом. Такова жизнь по замыслу Аллаха Всеблагого, Всевышнего!

Коснусь еще раз проблемы языка, поскольку она порождает много тревожных вопросов, например, по поводу смысла слов иблиса, обращенных к Адаму и Еве: «Запретил вам Господь это дерево только потому, чтобы вы не стали ангелами или не стали вечными». Это высказывание касается проблемы вечности: имеет ли вечность смысл лишь в своей противоположности и исчезновением в небытие? Кстати, оба понятия уже известны Адаму, который воочию мог неоднократно видеть как люди допророческих времен (башар) уничтожали друг друга, умирали и исчезали из этой жизни, причем, кто покинул ее, не возвращался. Отсюда значение вечности здесь – это значение, какое он имеет в языке, понятное обоим (Адаму и Еве, к которым обращается сатана). Ведь если все это было бы чем-то новым для них, они обязательно спросили бы и о смысле вечности, и об ангельской сущности. Но и то и другое было уже привычным для них, в силу наличия подобных абстрактных понятий в известном им языке.

Или возьмем пример историю двух сыновей Адама: «И поведай им правдивую повесть о двух сыновьях Адама: когда оба они принесли жертву, то была принята она от одного и не принята от другого, на что второй сказал: «Я непременно убью тебя», а первый ответил: «Но ведь истинно, что Аллах приемлет жертву только у богобоязненных, и потому даже если поднимешь руку, чтобы убить меня, не подниму я против тебя руки своей, ибо, поистине, я боюсь Аллаха, Господа миров, и предпочту, чтобы ты взял на себя и мой, и свой грех и оказался среди обитателей огня, что и есть воздаяние неправедным (насильникам)».  И душа второго представила легким ему убийство брата, и убил он его, и просчитался. Аллах послал ему ворона, который разрывал землю, чтобы показать ему, как скрыть останки его брата. И когда произнес он: «Горе мне! Не в силах я уподобиться этому ворону и вот так скрыть останки брата моего!» – И раскаяние охватило его». Сура Трапеза 5:27-32

Содержание приведенной истории дает представление обо всех культурно – нравственных ценностях  и представление о том, что, согласно Истинной религии, Аллагь – это Господь миров, а не Господь какого-то народа с его знатью «...я боюсь Аллаха, Господа миров...». Также дает представление о таких абстрактных уже сложившихся в языке в той отдаленной поры понятиях, как справедливость и неправедное насилие, рай и пламень ада, раскаяние и покаяние, покушения на жизнь и отказ от него. Потребовалось, возможно, чтобы прошли миллионы лет, прежде чем сформировалась та языковая среда, которая нашла свое отражение в речи сотворенного на этой земле человеческого существа.

Могут ли секуляристы после всего этого найти контраргумент такому, например аяту Корана: «А когда Я его завершу и вдохну в него от Духа Моего, то падите ниц перед ним!» Сура «Сад» 38:71,72, – если не будут игнорировать, что «когда» в данном контексте – это мета обстоятельства времени без указания на его протяженность, т.е. речь может идти и о мгновении, и о никакими границами не определенной временной протяженности. Сравним, например, «И когда скажут им: «Преклоняйтесь в молитве!», – не преклоняются они» 77:47, где временная продолжительность ситуации заканчивается практически мгновенно, и «...а когда земля приобрела свой блеск и разукрасилась и начали обитатели ее думать, что властвуют над ней, пришло к ней Наше повеление ночью ли, днем ли, и сделали Мы ее пожатой, как будто бы и не была она богатой вчера». 10:24 В последнем примере, «когда» передает не просто некую завершенность во времени, но во времени практически безграничном.

Или посмотрите, например, как используется в Коране наречие «потом» для того, чтобы оттенить сверх продолжительное время: «Мы создали вас, потом придали вам форму». «Потом» подчеркивает, что речь идет не о каком-то ничтожном, равном одному или двум мгновениям времени, но времени колоссальном по своей протяженности. Сходным примером оказывается в этом отношении и аят: «...Который прекрасно устроил всякую вещь, которую сотворил, и начал творение человека из глины, потом сделал его потомство из капли ничтожной влаги, потом придал ему форму и вдохнул в него от Своего Духа». Сура «Поклон» 32:7-9

В приведенном фрагменте «потом» связано с очень длительной, по нашим представлениям, протяженностью во времени, которая вместе с тем, поистине, подобна мгновению. Иначе говоря, время протяженностью даже в миллион лет было бы в еще в детском возрасте, когда человек пользовался в своей речи очень небольшим количеством слов. Само такое время по существу покрыто мраком, а бытие  это еще не ночь, не день, не годы... Тем не менее, в Коране имеется очень важное определение для подобного времени, ибо, говорит Аллах Славен Он и Велик: «Воистину, день у Господа твоего, как тысяча лет из тех, что вы считаете». 32:5

Отсюда, если мы скажем, что Адам пришел в этот мир, например, пятнадцать или двадцать тысяч лет тому назад, то это будет означать, что с тех пор для Аллаха Всемогущ и Велик Он, минуло лишь двадцать Его божественных дней. Если скажем – миллион лет, то это будет равняться только тысячи таких дней. Одним словом, речь идет и о великом мире Его Царствования, и о Его колоссальном времени, которое для нас, однако, остается неопределенным: тогда не было нашего отсчета на минуты, секунды, часы, месяцы. Напротив, – «В тот день, когда они узрят его (Судный День) покажется им, что они пробыли (в могилах) не более одного вечера или утра».

Время, пребывающее в неопределенном состоянии, – это период древнейших геологических процессов: миллион лет подобен мгновенью: «Спросит (Аллах): «Сколько лет вы пробыли в земле?» Они ответят: «Мы пробыли день или часть дня», – хотя пробыли они, возможно, миллионы лет. Он скажет: «Вы пробыли немного, если бы только знали». Сура Верующие 23:112,113

Таковы тексты Корана в отношении рассматриваемой проблемы. Ни в их сюжетах, ни в материалах нет ничего, что могло бы отвергнуть их, ибо они говорят об органической связи между различными фрагментами истории, касается ли это времени Адама, т.е. того, кто ознаменовал собой создание Аллахом Своего избранного творения, или его потомков, которым Аллах продолжал являть Свою волю и в последующем, подобно тому как Он явил ее поколениям людей во времена Нуха (Ноя), утопив их в потопе, или подобно тому, как Он поступил еще во времена Адама, изгнав его из рая и низвергнув на землю.

Если мы согласны с тем, что природа творения человека связана с прахом, то мы признаем тем самым, что это относится ко всему человеческому роду, начиная от Адама и кончая всеми людьми вплоть до Дня воскресения, все мы из праха земного: «Из него Мы вас сотворили, в него вернем и из него же изведем еще раз». Сура Та Ха 20:55 Если мы согласны воспринимать это творение в его органичном единстве, т.е. воспринимать все поколения людей, как восходящие к Адаму, тогда в словах тех, кто утверждает, что человек  это продукт эволюции каких-то отличных от него тварей, нет и толики истины и никакого объяснения по существу.

Сторонники подобных идей глубоко ошибаются вслед за Дарвином, заявившим, что человек миллион лет тому назад эволюционировал из высокоразвитых приматов, представляющих собой одно из звеньев развития, стоящее над современной обезьяной. Заявляя так, Дарвин как бы связывает вопрос с непостижимым. По нему получается, что существовал вид высокоразвитых или высокоорганизованных обезьян, который в конечном итоге эволюционировал в человека. Это – пустые слова. По сути, это необоснованное, неаргументированное, ненаучное отрицание религии, утверждающей идею отдельного творения для каждой Господней твари. Человек – с самого начала человек! Другие существа также были созданы отдельно. И между их отдельными видами нет и не может быть никакого смешения. Как установлено в Коране, человек с первого мгновения  существо рода человеческого, которому поклоняются до земли. Он становится господином  наместником Господа на земле: «Мы почтили сынов Адама и носили их на суше и на море и наделили их благами и значительно предпочли их многим другим, кого создали». Сура Вознесение 17:70

Но все это, в конечном счете, было дано человеку взамен возложенной на него ответственности. Предначертал ли Аллах, Всемогущ и Велик Он счастье этому потомству тем, что, если будет угодно Ему, оно вызовет у него удовлетворение в Судный день? Или Он определил его большей части – той, о которой в Коране говорится: «Но большая часть людей, если бы ты и очень захотел  неверующие» 13:1, жалкую участь? Это предопределение Аллаха, Всемогущ и Велик Он, которое полностью распоряжается человеком и учит его. Мы же говорим: «Всесилен Ты! Нет у нас знания, кроме того, которому Ты нас научил. Поистине, это Ты – Всеведающий, Премудрый!» Сура «Корова» 2:32

Как мы видим из данного раздела, история Homo, то есть современного человека, уходит далеко в древность. Последние палеонтологические находки в государстве Чад, доказывают, что уже семь – десять миллионов лет назад жили ничем не отличающиеся по наружным признакам от нас люди Homo habilos.

“Он – тот, Кто сделал вас наместниками на земле, кто был неверным – против него его неверие; неверие увеличит для неверных у их Господа только ненависть, неверие увеличит для неверных только убыток!”  Сура Ангелы 35:39