Исторические предпосылки.

В течение многих столетий существовали ошибочные представления о возникновении и развитии человеческого зародыша. Полагали, например, что зародыш возникает из крови, изливающейся при менструации, поскольку было замечено, что во время беременности менструации прекращаются. На этом основании делали вывод, что сама кровь превращается в зародыш. Такие воззрения доминировали среди европейских ученых со времен Древней Греции и до тех пор, пока в 17-м веке не был изобретен микроскоп.

Первые, известные нам научные исследования в области эмбриологии были выполнены греками еще в начале 5-го века до н.э. «отец медицины» Гиппократ, а позднее Аристотель, занимаясь изучением куриных эмбрионов, пришли к заключению, что их развитие схоже с развитием эмбриона человека. В работах, относящихся к раннему периоду развития науки, доминировала точка зрения Аристотеля и Галена. Со времен Галена (около 200 года н.э.) и вплоть до 16-го века, в западной литературе не было сведений о сколько-нибудь важных достижениях в области эмбриологии. Поэтому, насколько нам известно, до появления откровений Корана, люди мало знали о процессах репродукции и развития.

Объем знаний в области эмбриологии существенно не расширялся вплоть до 17-го века, когда был изобретен микроскоп. В прежние времена, до 16 века существовало убеждение, что эмбрион развивается из сгустка крови и семени. Это было отражение ошибочных взглядов Аристотеля, которые доминировали в течение многих веков. Считалось, что менструальная кровь дает начало возникновению эмбриона, и только с открытием микроскопа, в семенной жидкости были обнаружены сперматозоиды. С этими открытиями, однако, ассоциировалось множество фантазий. В 1694 году появилось утверждение, что в сперматозоиде находится человеческое существо микроскопических размеров  гомункулус. Согласно этим данным, участие женщины в развитии человека было минимальным. Тот факт, что для зачатия необходимы и сперма и яйцеклетка, оставался неизвестным до 18-го века. То есть, до тех пор, пока не был достаточно усовершенствован микроскоп, улучшены его оптические свойства, и пока не был достигнут более высокий уровень экспериментальных методов, с помощью которых могли быть описаны самые ранние стадии развития эмбриона.

II. Стадии развития.

Дальнейшее развитие эмбриологии привело к выделению стадий в процессе развития. Первые попытки классификации зародышей человека в соответствии со стадиями развития были сделаны в конце 19-го века. Эти попытки продолжались и в начале 20-го века. В 1914 году Моллу удалось расположить 266 эмбрионов человека по стадиям развития. Двадцать восемь лет спустя Стритер предложил классификацию человеческих зародышей, включавшую 23 стадии, которые он назвал горизонтами развития. Классификация Стритера использовалась во всем мире вплоть до 1973 г., когда 0'Рахилли разработал более точную систему для классификации зародышей человека, особенно в первые три недели развития. Эти, так называемые стадии Карнеги, основанные на разных характеристиках процесса развития и морфологических критериях, получили международное признание.

Наибольшие трудности в терминологии, используемой для классификации, возникают вследствие того, что форма эмбриона постоянно меняется. Принцип, которым руководствуются при составлении номенклатуры и выработке терминологии в описательной эмбриологии, заключается в том, что термин, используемый для обозначения отдельных стадий развития, должен отражать внешний вид зародыша. Кроме того, необходимо, чтобы этот термин отражал суть процесса, происходящего с зародышем на данном этапе развития. Для того, чтобы избежать ошибок, каждый термин должен определять стадию, которая имеет четко выраженные конец и начало. При этом не должно происходить наложения одной стадии на другую и не должно быть разрывов между последовательными стадиями.

III. Кораническая терминология.

До недавнего времени не было достаточно широко известно, что Коран, священная книга мусульман, и Сунна или Хадисы, в которых изложено учение Мухаммеда (мир ему!), содержат множество указаний, касающихся стадий развития человека. До недавнего времени эти указания не были достаточно поняты, поскольку они относились к таким деталям процесса развития, которые прежде науке были неизвестны.

Исламская система классификации эмбрионов вызывает удивление, поскольку она была записана еще в 7-м веке н.э. Аристотель, который считается основателем научной эмбриологии, на основании изучения куриных яиц, проведенного в 4-м веке до н.э., отметил, что развитие куриных эмбрионов происходит по стадиям. Однако он не дал описания каких-либо деталей, касающихся этих стадий. Зародыш человека на ранних стадиях развития имеет столь малые размеры, что детальное его изучение без применения микроскопа было невозможно. По данным истории эмбриологии, как уже было сказано, до конца прошлого века мало что было известно о стадиях развития и классификации человеческих эмбрионов. При этом следует отметить, что кораническая терминология соответствует принципам номенклатуры и терминологии, принятым в эмбриологии. Таким образом, описание человеческого эмбриона, данное в Коране, никак не может основываться на научных знаниях, соответствующих 7-му веку. Единственным разумным выводом из этого факта является то, что это описание было открыто Мухаммеду (мир ему!) самим Господом. Мухаммад не имел возможности сам узнать эти важные детали, так как не умел читать и не имел никакой научной подготовки.

В следующем отрывке из Корана отражена концепция стадийности в развитии человека: «Господь творит вас в утробах ваших матерей, одним творением после другого в трех мраках» Сура Толпы 39:6.

Зародыш развивается в утробе матери (в матке), под защитой трех покровов или слоев: 1 – передняя брюшная стенка; 2 – стенка матки; 3 – амниотическая мембрана.

В Коране и Сунне дана классификация стадий развития человека:

«Мы (Господь) уже создали человека из эссенции глины, потом поместили Мы его каплей (нутфа) в надежном месте, потом создали из капли сгусток крови (алака), и создали из сгустка крови разжеванный кусок мяса (мудга), создали из этого куска кости (изам) и облекли кости мясом (ляхм). Потом Мы вырастили его в другом творении, – благословен же Аллах, лучший из творцов!» Сура Верующие 23:12-14.

В этом отрывке дано описание трех основных стадий развития: 1) стадия нутфа (пи^ап) или стадия капли; 2) стадия формирования – халък (кпа1а); 3) стадия роста – наша (пап’ап).

В данном и других исламских текстах дается дальнейшая детализация трех указанных стадий. Стадия нутфа охватывает появление спермы и яйцеклетки и их соединение (в результате которого образуется оплодотворенная зигота), деление клетки (в результате чего формируется бластула), а также имплантацию ее в матку. Стадия формирования подразделяется на стадии алака, мудга, изам и ляхм. В течение последнего этапа этой стадии зародыш приобретает человеческий облик, происходит сгибание его тела в соответствии с ограниченным пространством, окружающим его. Стадия роста включает в себя так называемый зародышевый период, на этой стадии происходит изменение пропорций тела, формируется индивидуальный облик или характерные черты, происходит также рост и формирование органов и систем.

IV. Стадия нутфа.

Нутфа означает небольшое количество жидкости или капля ее». Первая стадия, называемая нутфа, включает в себя пять фаз или подстадий, которые охватывают процесс смешивания мужской и женской герминативной жидкости, оплодотворение, имплантацию и ранние стадии деления клетки.

А. Фазы стадии нутфа.

1.Алма’аддафик – (извергаемая жидкость; извергнутая капля).

Известно, что мужчина извергает семенную жидкость, что отражено в следующей цитате из Корана:

«Пусть же посмотрит человек, из чего он создан! Создан он из жидкости изливающейся. Сура Идущий ночью:86:56

Грамматический анализ арабского глагола, соответствующего слову «изливающийся», свидетельствует, что это слово в приведенном утверждении из Корана указывает на активный характер процесса извержения, то есть на то, что извергаемая жидкость подвижна.

Современная наука доказала, что для оплодотворения необходимо, чтобы сперматозоиды обладали подвижностью и достаточной активностью. Доказано также, что «извержение» у женщин заключается в выходе яйцеклетки, попадании ее в фаллопиеву трубу, а чтобы произошло оплодотворение, необходимо продвижение ее по трубе.

Еще одним важным фактором подвижности, который способствует продвижению спермы к месту, где происходит оплодотворение, является наличие в семенной жидкости простагландинов, которые вызывают сокращение мускулатуры матки.

Кроме того, существенное влияние на процесс движения клеток оказывает состав жидкости, выделяемой половыми органами женщины. В период фазы фертильности менструального цикла находящаяся в шейке матки слизь, которая в остальное время почти непроницаема для спермы, становится светлой, приобретает желеобразную консистенцию вследствие реорганизации составляющих ее молекул и обеспечивает возможность прохождения спермы. С помощью ферментов, выделяемых слизистой оболочкой матки (эндометрием) и яйцеводов, из головки сперматозоида удаляются гликопротеиды, и она приобретает заряд. Несмотря на это сперматозоиды еще не способны оплодотворить яйцеклетку. Дополнительно требуется наличие ферментов, выделяемых в яйцеводах, которые ослабляют связи между фолликулярными клетками, окружающими яйцеклетку, открывая тем самым сперматозоидам доступ к ее защитной мембране.

Об участии мужской и женской жидкостей в процессе оплодотворения упоминается в следующих текстах хадисов:

Когда иудей задал Пророку (Мир Ему!) вопрос: «О, Мухаммад, из чего же создан человек?», Пророк ответил: «О, иудей, он создан из обеих – из мужской и женской жидкости».

Таким образом, слово нугфа, использованное в хадисе, является весьма исчерпывающим термином.

2. Сулала.

Термин сулала относится к процессу отбора основной субстанции из жидкости, которая выделяется у мужчин и женщин. Как сказано в следующем отрывке:

Не из всякой жидкости рождается плод

«Потом. (Господь) сделал потомство его (мужчины) из капли (сулала) жалкой (низкой) жидкости». Сура «Поклон» 32:8

Таким образом, создание человека из двух жидкостей происходит путем особого отбора. В Коране для обозначения такого отбора используется термин сулала, что по арабски означает «тонкое извлечение из жидкости». В настоящее время известно, что в процессе оплодотворения яйцеклетка и сперматозоиды весьма тонко извлекаются из окружающей их жидкой среды. Яйцеклетка выделяется из фолликулярной жидкости, в то же время, один сперматозоид из многих миллионов выделяется из семенной жидкости. Этот сперматозоид, первым коснувшийся мембраны яйцеклетки, легко проникает в нее. Однако сразу же вслед за этим в клеточной мембране происходят быстрые физико-химические процессы, которые отделяют этот единственный сперматозоид и запирают вход для всех остальных.

3. Нутфат-амшадж.

Оплодотворенная яйцеклетка или зигота принимает форму капли или нутфат-амшадж (капля смешанной жидкости). Как говорит Господь в Коране:

«Мы ведь создали человека из капли смеси (нутфат-амшадж)»

Сура Человек 76:2

В данном изречении необходимо отметить такой важный факт: «нутфа»  это существительное единственного числа, в то время как «амшадж» является прилагательным множественного числа. Поэтому выражение «нутфат-амшадж» представлялось таинственным для ранних исследователей Корана. Однако теперь эту особенность языка можно объяснить, поскольку мы знаем, что зигота остается в единственном числе как нутфа, в то время, как внутри нее из хромосом и других составляющих сперматозоида и яйцеклетки формируется множественная смесь, описываемая как «амшадж». Таким образом, с научной точки зрения «амшадж» является совершенно точно употребленным прилагательным множественного числа, которое определяет существительное единственного числа «нутфа», действительно представляющее собой единую многокомпонентную систему.

В процессе развития этой стадии форма нутфа сохраняется, однако происходит деление клеток, называемых бластомерами, до тех пор, пока, четырьмя днями позже, они не образуют скопление клеток сферической формы, которое обозначается как морула. Через пять дней после оплодотворения по мере разделения клеток, составляющих морулу, на две части, из нутфа формируется бластула (рис.8). В этот период термин амшадж очень точно определяет все аспекты развития нутфа, поскольку оно продолжает оставаться многогранным образованием.

4. Такдир.

В раннем периоде формирования нутфат-амшадж, хромосомы обоих родителей смешиваются и образуют диплоидные пары. Такая комбинация генов определяет характер развития ребенка, а также его пол. Сказано в Коране:

«Из чего Он его создал? – Из капли (нутфа)! Создал его и соразмерил {предопределил его будущее} (факаддарра)».Сура Нахмурился  80:18,19

5. Харе.

В последней фазе стадии нутфат-амшадж бластула имплантируется в эндометрий или внутреннюю выстилку матки. В изречении Корана утверждается:

«Ваши жены – нива (харс) для вас, ходите на вашу ниву, когда, пожелаете». Сура «Корова» 2:222

Понятие «нива» (харе) связано со вспашкой почвы. Последний этап стадии нутфа начинается с имплантации бластулы и называется фазой (харе). В Коране этот процесс уподобляется возделыванию почвы, а выстилка матки  почве, в которой развивается семя. Действительно, бластула внедряется («укореняется») в эндометрий с помощью особых веществ, выделяемых клетками, из которых в конечном счете формируется плацента, подобно тому, как семя внедряется в почву. В настоящее время для обозначения этого процесса в эмбриологии используется термин «имплантация», а на арабский язык слово «имплантация» переводится как «альгарс», что весьма близко по смыслу к слову «альхарс».

Таким образом, в Коране описываются все этапы каждой фазы стадии нутфа от начала до конца, при этом используются точные научные термины, которые верно описывают суть каждой фазы, функциональные и структурные изменения, происходящие на стадии нутфа, можно выявить только с помощью микроскопа, так как нутфа имеет крайне малые размеры.

V. Период формирования.

А. Стадия алака.

Второй период или период формирования начинается, когда эмбрион приобретает форму «алака», что по-арабски означает «пиявка». В раннем периоде формирования эмбрион теряет свою округлую форму и вытягивается до тех пор, пока не приобретает вид, напоминающий пиявку. Сходство внешнего вида зародыша и пиявки действительно велико. Эмбрион прикрепляется к стенке хориона – хорионического мешка, покрытого ворсинками, которые, в свою очередь, прикреплены к эндометрию или внутренней выстилке матки. Зародыш окружен амниотической жидкостью, подобно тому, как пиявка окружена водой. На этой стадии эмбрион обладает уже примитивной системой кровообращения и нервной системой. Таким образом, термин алака соответствует внешнему виду зародыша, напоминающему пиявку по форме, а также по способу его крепления к поверхности матки. Это означает, что данный термин адекватно описывает рассматриваемую фазу развития.

Другое значение слова алака, упоминаемое переводчиками – «подобный сгустку крови». И внешний вид эмбриона на этой фазе развития действительно можно уподобить сгустку крови в связи с наличием примитивного сердца и сердечнососудистой системы. Кровь начинает циркулировать лишь к концу третьей недели. На двадцать первый день сердце зародыша соединяется с кровеносными сосудами, расположенными в его теле, соединительной ножке, хорионе и желточном мешке, и по этим сосудам начинает циркулировать кровь. Таким образом, эмбрион приобретает вид кровяного сгустка, несмотря на то, что кровь его остается жидкой, и эти особенности связаны с другими значениями выражения «кровяной сгусток», соответствующими фазе алака.

В. Стадия мудга.

На 24-25 день завершается стадия алака. Она сменяется на 26-27 день стадией мудга. В действительности, переход от стадии алака к стадии мудга совершается очень быстро, и в течение последних одного или двух дней стадии алака зародыш начинает приобретать некоторые черты, характерные для стадии мудга, т.е. у него появляются четкообразные сомиты.

Слово «мудга» означает «кусочек, который был разжеван». При описании следующей фазы развития эмбриона это слово используется для обозначения формы вещества, на котором остались следы зубов после жевания.

Точность термина мудга подтверждена современной эмбриологией. Было показано, что на этой стадии, после формирования эмбриона и плаценты эмбрион получает необходимые ему питательные вещества и энергию, что значительно ускоряет процесс роста. Проявляются участки тела, называемые сомитами, из которых будут формироваться кости и мышцы. Четкообразные структуры или сомиты, которые становятся видны на теле эмбриона, напоминают отпечатки зубов. Процессы, происходящие в этот период, имеют следующие характерные особенности:

1. Внешний вид сомитов или «отпечатков» постоянно меняется подобно тому, как меняется вид отпечатков зубов в процессе жевания. Хотя зародыш меняет свой общий вид, структуры, развивающиеся из сомитов, сохраняются.

2. Вследствие изменения положения центра тяжести в процессе формирования новых тканей эмбрион поворачивается подобно тому, как поворачивается жевательная резинка в процессе жевания.

3.Так же, как изгибается пластина жевательной резинки при жевании, изгибается и спинка эмбриона

4. По мере формирования сомитов на стадии мудга часть внутренних элементов подвергается дифференцировке в зачаточные органы, другая часть остается недифференцированной, что нашло отражение в Коране:

“Потом из куска мяса, сформированного или бесформенного” Сура Хадж 22:5

Таким образом, термин мудга имеет глубокий смысл, поскольку эмбрион на этой стадии представляет собой комочек ткани неправильной формы, а закладка систем и органов происходит еще до завершения процесса формирования зародыша. Некоторые органы формируются уже на стадии мудга, а другие  на более поздних стадиях.

С. Стадия изам.

Следующая фаза называется изам, что означает «кости», и действительно, по окончании стадии мудга зародыш имеет хрящевой скелет. Формирование костей в разных частях организма начинается в разное время. Существует определенная последовательность возникновения костной ткани. В последние десятилетия процессы остеогенеза (формирования костей) у эмбриона человека удалось описать достаточно подробно. Развитие костей конечностей происходит из мезенхимальных клеток, имеющихся в зачатках конечностей эмбриона. Первичные центры оссификации появляются на 7-й неделе, а в грудине и верхней челюсти на 89-й неделе развития. Развитие фазы изам во времени описано в следующем хадисе:*

«Когда минуют 42 ночи со времени нутфа (времени зачатия), Аллах посылает к нему ангела, который придает ему форму и создает уши, и глаза, кожу, мышцы и кости...* (Сахих Муслим; Китаб Ал Кадар).

На раннем этапе этой фазы зародыш приобретает облик человека (тасуир адами). В хадисе для обозначения этого процесса использовано выражение «придает форму». До 42-го дня довольно трудно различить внешний вид эмбриона человека от эмбрионов многих других животных, но в данное время он приобретает присущий ему внешний облик.

Этот процесс сопровождается выпрямлением тела зародыша, которое обозначают словом «сауа». В течение этого периода эмбрион распрямляется и его тело приобретает более округлую форму. Начинается дифференциация ряда основных клеток эмбриона, которые дают начало разным линиям клеток и преобразуются в различные функциональные элементы. Этот процесс приводит к выпрямлению тела и формированию органов, обеспечивающих жизнедеятельность плода. В Коране этот процесс описывается следующим образом:

“(Господь), который сотворил тебя, затем (фа) выровнял (сауак) и затем (фа) соразмерил (“аддалак)” Сура «Раскалывание» 82:7

Из таблицы 1, в которой приведено сравнение трех аятов, трактующих стадии развития, видно, что стадия изам соответствует стадии выпрямления (тасуия). Слово сауак, употребленное в цитате из Корана, означает следующее:

а) Перейти из согнутого положения в выпрямленное.

б) Выравнивать неровности.

На 7-ой неделе развития, на стадии мудга зародыш находится в согнутом положении, напоминая по форме букву С. На стадии изам согнутое положение, сменяется выпрямлением тела, поверхность которого выравнивается за счет сглаживания бугорков и впадин.

Д. Стадия ляхм.

Несмотря на то, что клетки – предшественники (миобласты или примитивные мышечные клетки) располагаются в непосредственной близости от развивающихся костей, формирование прикреплений мышц происходит после того, как начался процесс оссификации средних и концевых фрагментов костей. На седьмой неделе наиболее важным элементом развития является стадия ляхм, которая подразумевает период миогенеза (формирования мышц) и знаменует собой начало развития определенных мышц туловища и конечностей, а также появление двигательной активности. Мышцы занимают соответствующее положение вокруг костей («одевание костей»). Продолжается процесс выпрямления и сглаживания неровностей (тасуия} тела, который начался на стадии изам. Теперь известно, что именно в это время (8 недель) начинается дифференцировка гонад половых желез и формирование яичек или яичников. Этот процесс также отражен в Коране.

VI. Стадия роста. Стадия ляхм представляет собой последний этап эмбрионального развития, в течение которого происходит основная часть органогенеза (формирования органов). В Коране употребляется слово халакна. (в смысле «мы сделали» или «мы изменили» в Аятах 13 и 14 Суры 23. Верующие) для всех стадий эмбрионального развития. Халакна означает, что вновь возникающие ткани формируются на данной стадии. На 9-ой неделе начинается период внутриутробного развития {наш’а) плода. В Коране точно выделяется начало этого периода с помощью слова аншанагьу, что видно из следующего отрывка:

“Потом Мы (анша’нагьу) вырастили его в другом творении”. Сура Верующие 23:14

Анша*нагьу означает «дать начало», «вырастить и развить». Переводчики Корана в приведенной цитате поняли это слово в значении:

а. Превратить плод в создание, которое способно говорить, слышать и видеть.

б. Вдохнуть в плод живой дух.

А. Характерные особенности стадии наш’а.

На стадии наш’а проявляются следующие особенности:

1. Быстрый рост и развитие, которые прямо связаны со значением слова нашаа, о котором сказано выше. Непосредственно после стадии ляхм (9-я неделя) и вплоть до 12-й недели плод растет медленно, а затем его рост значительно ускоряется.

2. Превращение зародыша в плод и развитие его органов.

Состав костей скелета претерпевает изменения от мягких хрящевидных до более твердых кальцинированных костей. К сроку около 12 недель беременности появляются центры окостенения в большинстве костей. Формируются конечности, на пальцах рук и ног можно различить ногти. Соотношение размеров головы, тела и конечностей меняется и их относительные величины, становятся более пропорциональными, особенно между 9-й и 12-й неделей.

Кожа покрывается пушком (тонкими волосами), около 12-й недели в ней происходит полная дифференциация на эпидермис и гиподермис. Дифференциация наружных половых органов происходит на 9-й неделе. Происходит также опускание яичка и формирование внутренних женских половых органов (матки, яичников, влагалища). На этой стадии, на 12-й неделе мужской плод можно легко отличить от женского по наружным половым органам.

Происходит закладка поперечнополосатых и гладких мышц. На этой стадии проявляется спонтанная двигательная активность, а с помощью внешней стимуляции можно вызвать рефлекторные мышечные сокращения. В целом, общее физиологическое развитие нервной системы протекает параллельно с процессами созревания головного и спинного мозга.

Примитивные, инстинктивные рефлексы, например, сосательный и хватательный связаны с подкорковыми функциями и появляются значительно позже. Однако, эта стадия развития плода является важным переходным периодом, поскольку в это время у него появляются более координированные рефлексы и движения, которые со временем становятся все более энергичными. Происходит и ряд других весьма тонких процессов, в результате которых зародыш, существовавший с момента зачатия, превращается в иное существо  плод, что и описано в Коране.

3. Непрерывное развитие и рост органов и систем.

В периоде эмбрионального развития, который заканчивается на стадии ляхм, постепенно возникают разные органы. Наступающий затем период развития плода характеризуется подготовкой органов и систем к выполнению их функций после рождения ребенка. Как указывалось переводчиками Корана, значение цитаты из него следующее: «превращается в живое существо и обретает определенные (человеческие) черты». Таким образом, плод превращается в существо, способное говорить, слышать и видеть.

4. Обретение души.

В соответствии с исламскими источниками, душа вселяется в зародыш после 120 дня развития. Об этом говорится в хадисе, переданном Абдаллой ибн Масудом:1. “У каждого из вас все составляющие его творения собирают вместе в утробе матери к сороковому дню как капля, потом находится столько же как сгусток (или как пиявка)\алака\, потом находится столько же как разжеванный кусок мяса /мудга, потом Аллагь посылает к нему Ангела с четырьмя указаниями: пишет ему его деяния, продолжительность его жизни, его пропитание и какое будет его жизнь. Потом вдыхает в него «Дух»...”

В этом хадисе использовано слово – сумма, что указывает на наличие некоторой задержки после 7-й недели развития.

В эмбриологических исследованиях не отмечается момент обретения зародышем души, о котором говорят комментаторы Корана. Природа души, в общем, находится вне сферы интересов естественных наук и в своей основе еще не понята человечеством. Как говорит Господь в Коране:

“Они спрашивают тебя о духе. Скажи: «Дух (приходит) от повеления Господа моего. Даровано вам знания только немного». Сура Перенес ночью 17:85

Однако, нам все-таки известно, что между понятиями жизни и души существует различие, хотя природа их остается для нас таинственной. Создание, имеющее душу, обладает самосознанием. С другой стороны, сперматозоид и яйцеклетка представляют собой живые организмы, поскольку в противном случае они не смогли бы участвовать в оплодотворении.

Появление у плода способности к произвольным движениям, осуществляемым, в отличие от рефлекторных движений, по собственной воле, может быть использовано в качестве доказательства обретения души. Например, в течение 10-й недели развития плод демонстрирует спонтанные движения, возникающие в ответ на внешние раздражители. Хотя такие движения могут отражать наличие лишь примитивных нервных рефлексов и не являются очевидным свидетельством наличия у плода души, они определенно указывают на то, что он может обрести душу в пределах этого срока, и это будет соответствовать временным рамкам, указанным в священных текстах Ислама.

Так, значение слова анша’нагьу, использованное в Коране, охватывает наиболее явные внешние и внутренние признаки и изменения, происходящие на данной стадии человеческого развития. Приведенные выше три значения слова наш’а весьма точно соотносятся с определением этой стадии: «начинать» – соответствует началу функционирования различных органов и систем (почки начинают выделять мочу, костный мозг начинает продуцировать клетки крови, на 10-й неделе появляются первые волосяные фолликулы и т.д.); «расти и развиваться» – означает происходящий на этой стадии быстрый рост и развитие органов и систем, а значение «подниматься и увеличиваться» относится к началу очень быстрого увеличения роста и веса плода, отмечаемому на 12-й неделе. Таким образом, термин наша совершенно точно определяет период начала формирования плода.

tabl1

 

VII. Сроки развития плода.

В Коране указана не только последовательность событий, связанных с развитием зародыша и плода, обозначенная тем порядком, в котором эти события упоминаются. Но в нем обозначены и сроки наступления этих событий, что осуществляется с помощью союзов фа, который означает «потом, с небольшой задержкой», и сумма, который означает «потом, с некоторой задержкой». Оба этих союза переводятся как «потом» и встречаются в тексте Корана в такой последовательности:

«Мы (Господь) уже создали человека из эссенции глины, потом (сумма) поместили его каплей (нутфа) в надежном месте, потом (сумма) создали из капли сгусток крови (алака), и потом (фа) создали из этого сгустка крови кусок мяса (мудга), потом (фа) создали из этого куска кости (изам), потом (фа) облекли кости мясом (ляхм), потом (сьумма) Мы вырастили его в другом творении и придали ему определенный (человеческий) облик, благословен же Аллах, лучший из творцов! (Сура Верующие 23:13,14.

Использование союза сьумма, указывает на наличие некоторой задержки, между такими процессами как:

1. Переход стадии нутфа в стадию алака (первый этап стадии формирования (хальк)).

2. Переход от стадии ляхм (последний этап стадии формирования (хальк)) к периоду развития плода (наш’а).

Во время фазы имплантации или харе на стадии нутфа вплоть до стадии алака процессы развития протекают достаточно медленно. Проходит около недели от начала фазы харе (6-й день) до соединения оплодотворенной яйцеклетки со слизистой матки (14-й день), когда эмбрион оказывается «прикрепленным и висящим», и проходит около 10 дней до начала развития спинной хорды (1б-й день), до тех пор, когда эмбрион приобретает форму пиявки или алака. Таким образом, в процессе развития стадии алака отмечается некоторая задержка.

Можно считать, что стадия плода или наш’а начинается на 9-й неделе, но все ее основные признаки проявляются позднее. Например, период между началом 9-й недели и концом 11-й недели – это период относительно медленного роста, и только с 12-й недели начинается период быстрого роста, обозначаемый термином «анша’нагьу». Кроме того, начало развития ряда органов и систем происходит по окончании 8-й недели или по окончании стадии ляхм, наиболее выраженные изменения в этих органах отмечаются после 11-й недели. Таким образом, до 12-й недели развития имеет место задержка полного проявления наш’ах, а слово сумма точно указывает на существование такой задержки.

Слово фа указывает на то, что следующие стадии происходят непосредственно одна за другой: 1. Алака переходит в мудга.

2. Мудга переходит в изам.

3. Изам переходит в ляхм.

Эмбрион на 24-25-й день пребывает в конце стадии алака, а затем на 26-27-й день переходит в стадию мудга. Стадия мудга длится до 6й недели, после чего в начале 7-й недели переходит непосредственно в стадию изам, поскольку в это время начинается формирование скелета. Стадия ляхм наступает на 8-й неделе сразу же после стадии изам, когда из клеток-предшественников начинают образовываться мышечные волокна и происходит формирование костей, к которым прикрепляются мышцы. Таким образом, слово фа используется в Коране для обозначения того, что данные этапы развития непосредственно меняют один другой без существенной задержки.

 

VIII. Заключение.

Термины, использованные в Коране, весьма точно описывают разные процессы, происходящие с эмбрионом на разных стадиях его развития в хронологическом порядке. С помощью этих терминов точно описываются морфологические изменения, имеющие место на каждой стадии развития.

Поскольку определение стадий развития эмбриона человека достаточно сложно, предлагается разработать новую систему классификации с использованием терминов, приведенных в Коране и Сунне. Предлагаемая система проста, понятна и согласуется с представлениями современной эмбриологии. Мухаммеду (мир ему!) в 7 веке не могли быть известны научные данные о развитии человека, так как многие из них были открыты лишь в 20-м столетии. Как мусульманам, так и не мусульманам понятно, что эти данные могли быть открыты Мухаммеду (мир ему!) только Господом, Которому известно о нас все  не только о нашем развитии, но и о нашей жизни и поступках.

В этом хадисе, переданном Абу Аваном (АЬи Аууапа) после слов «40 дней» добавлено слово «нутфа». Таким образом, в его изложении утверждается: В каждом из вас все составляющие, из которых вы сотворены, складываются вместе как нутфа в чреве вашей матери на 40-й день. Однако, последовательность передатчиков этого хадиса не удовлетворяет существующим требованиям достоверности, а добавленное в него слово не встречается у Аль Бухари, Муслима и в других наиболее авторитетных сборниках хадисов.