«Неужели же они стремятся к религии другой, чем религия Аллаха, когда Ему предались те, кто в небесах и на земле, добровольно и невольно, и к Нему они будут возвращены». Сура 3:83

«...потом (вместе с тем) обратился к Небу и сделал его семью небесами. Ему известно о всякой вещи!» Сура «Корова» 2:29

«Трон Его объемлет небеса и землю, и не тяготит Его охрана их, – поистине, Он Высокий, Великий!» Сура 2:255

«Аллаху принадлежит то, что в небесах и на земле!» Сура 2:284

«И установил Он из них семь небес в два дня и внушил каждому небу его дело (законы его развития: течение времени в нем, его пространство, продолжительность его существования и т.д.); и разукрасили Мы ближайшее небо светильниками и для охраны. Таковы установления Великого Мудрого». Сура «Разъяснены» 41:12

«Никогда не найдешь ты в законе Аллаха перемены! Никогда не найдешь ты для Закона Аллаха изменения!» Сура «Ангелы» 35:43

«Аллах – тот, кто сотворил семь небес и из земли столько же, нисходит повеление между ними, чтобы вы знали, что Аллах над всем мощен, и что Аллах все объемлет Знанием» Сура «Развод» 65:12

«Знают они явное в жизни ближней, но к будущему они небрежны. Разве они не размышляют о самих себе: не создавал Аллах небес и земли и того, что между ними, иначе как в истине и на определенный срок. Но ведь много людей не веруют во встречу с их Господом!» Сура «Румы» 30:7,8

«Ему же, что в небесах (мирах) и на земле; все Ему подчиняются, и все Ему подотчетно».

О множественности Вселенных в Коране упоминается в различных аспектах, связанные с различными процессами сотворения и развития в 291 знамениях, что говорит о том, что множественность небес, то есть Вселенных, в Мироздании – не случайность, а конкретность, освещаемая Господом, их Творцом, всесторонне. Философские идеи, описываемые в Книге Творца, сотворившего Мироздание, которое развивается по Его законам, для которых нет ни перемен, ни изменения, ни нарушения, способны сохранять глубину содержания, принимать новые способности. Они не отвергаются никакими действиями научного прогресса, а наоборот, утверждается несокрушимость этих законов, проходя через любые испытания истории, изумляющие научные умы и интеллектуалов и недоступные невеждам и фанатам.

«Единое многое» – коллизия, многократно упоминаемая в Коране, в форме «Самавати» Небеса – Миры или Вселенные в Мироздании. Или же в другом варианте «Аламийна». Конкретно и твердо указывает Творец на множественность миров, тут сомнений нет: только ты, человек, подтверждай или отвергай эту множественность, опираясь на привычную тебе, простую евклидову геометрию. Эти небеса были, есть и будут независимо от тебя, и они будут развиваться к своим пределам по законам, установленным Творцом.

 

Исторические версии единственности и множественности неба

Теперь мы ниже посмотрим версии разных исторических периодов о множественных Вселенных.

Неисчерпаемости Мироздания в ее познании упоминает Господь в Коране, не говоря уже о непознаваемости и неисчерпаемости Творца, которое было известно еще древнему человеку. Вопросы о природе, устройстве миров, о том, что они собой представляют, связаны ли эти миры между собой, не покидали человека никогда, начиная от античности и до современности, еще в античные времена у гениального философа Аристотеля имеется соответствующий своей эпохе анализ устройства миров.

Его космологическая концепция органически вписывается в философские исследования Господнего послания проблем движения, пространства и времени соответственно уровню научного развития античности. Эта концепция, однако, более представляла идею единственного мира, чем идею множественности, учитывая историческое устремление античного миропонимания. Опираясь на Евклидовую геометрию и древнюю метафизику, античная натурфилософия никак не могла «уложиться» в идею «множественности» Вселенных.

Недопонимание и отсутствие знания постоянно толкало ученых и мыслителей к утверждению и доказательству единственности наблюдаемого неба, да и сейчас, хотя доказывается научно, хотя есть истинные аргументы, человеческое сознание никак не может представить небеса во множественном числе.

Аристотелевская аргументация единственности неба не потеряла значения для обычного человека и в настоящее время: «Если небес множество, подобно тому, как много людей, то по виду у каждого из них было бы одно начало, а по числу много. Но все то, что по числу есть множество, имеет материю (ибо одно и тоже определение имеется для многих, например, определение человека, между тем Сократ – один). Однако «первое суть бытия» не имеет материи, ибо она есть полная осуществленность. Значит, первое движущее, будучи неподвижным одно и по определению, и по числу; стало быть, всегда и непрерывно движущееся только одно. Значить, есть только одно небо».

Вот такая аргументация против множественности небосвода способствовала отклонению людей от истинного понимания Божественных посланий и соскальзыванию к язычеству. Но философы средневековья пытались выйти из пространственно конечного аристотелевского космоса. Это видно из диалога таджикского поэта и философа средневековья Насира Хосрова в его книге «Сафарнаме». Рассказывая о своей встрече с энциклопедически образованным иранцем, автор пишет: «Он задал мне такой вопрос:

– Что ты скажешь, есть ли какая-нибудь материя за пределами небесного свода и звезд?

– Материей, называется только то, что находится под этим небосводом, все остальное  нет, –  ответил я.

– А как ты скажешь, – спросил он, – есть ли за пределами этих сводов что-нибудь нематериальное?

– Неизбежно, – ответил я, – ибо поскольку наблюдаемый мир ограничен, пределом его условились считать свод сводов. Пределом называют то, что отделяет одно от другого. Следовательно, приходится делать вывод, что нечто, находящееся за пределом небесного свода, должно как-то отличаться от того, что находится в его пределах.

– Так, – продолжил он, – если разум заставляет признать, что существует это нечто нематериальное, то есть ли у него в свою очередь предел? Если есть, то до каких пор оно простирается? Если же нет, то каким образом безграничное может быть преходящим?...

О таких вещах мы толковали некоторое время.

– Все это чрезвычайно смущает меня, – молвил он.

Я заметил:

– Кого это не смущало?»

Так, размышление о за небесном, по логике вещей превращалось в раздумье о невидимых мирах, находящихся за пределами мира видимого.

В эпистолярном наследии Ибн Сины имеются философские письма, адресованные его современнику Абу Райхану Бируни, в ответ на вопросы последнего, касающиеся процитированного выше тракта Аристотеля «О небе». Судя по этой переписке, средневековых таджикских мыслителей глубоко волновала проблема «единственности – множественности» Вселенной. Бируни в письме к Авиценне спрашивал: «Почему Аристотель находит порочными слова тех, кто утверждает, что есть иной мир, вне того, в котором мы живем, мир, существующий согласно иной природе?» Авиценна, разъясняя позицию Аристотеля по этому вопросу, со своей стороны добавляет: «Возможно, что существует множество других миров над этим единственным миром, первоматерия которого определена. Возможное же (вообще) в применении к вещам вечным становится обязательным. Поэтому существование множества миров, помимо нашего мира, является обязательным». Как видим, Авиценна в принципе согласен с мнением Бируни, но, он в отличие от него, отрицает возможность существования другого мира, идентичного с нашим миром по своей физической природе и природному составу, что вытекает из Господних посланий, утверждающих: «И установил Он из них семь небес в два вселенских дня и внушил каждому небу его дело».

Судя по логике защиты Ибн Синой своей идейной позиции, его в первую очередь волновали проблема существования пустоты и связанный с ней вопрос о физической природе преграды, которая, по мнению Бируни и других сторонников концепции плюрализма, должна физически отделять гипотетические миры.

Из вышеуказанного диалога мы видим, что Авиценна, зная Коранические знамения и имея крепкую веру – иман, не мог отвергать Коран как Господне послание. Хотя научно подтвердить наличие множественных Вселенных с разными начальными условиями и различными пространственно-временными параметрами не мог, о чем говорит следующее Господне послание, потому что не была наука в то время на таком уровне.

«И установил Он из них семь небес в два вселенских дня и внушил каждому небу его дело (начальные условия, строго согласованные константы, законы его развития: пространственно-временные параметры в нем, продолжительность его существования и т.д.); и разукрасили Мы ближайшее небо светильниками и для охраны. Таковы установления Великого Мудрого». Сура «Разъяснены» 41:12

«Почему же вы не чтите величие Аллаха достойным образом?

Он сотворил вас по периодам (стадиям).

«Разве вы не видите, как сотворил Аллах семь небес рядами (слоями или пластами)?» Сура «Нух» 71:13-15

В последующие столетия именно эти важные космологические проблемы и стали предметом глубоких и всесторонних размышлений европейских философов схоластической традиции. Их прежде всего интересовал вопрос о формах сосуществования множества во Вселенной. Схоластами были проанализированы три логические возможности:

1.Существование отдельных миров, последовательно сменяющих друг друга во времени. Эта идея, восходящая своими истоками к древнеиндийской философской традиции (космологическому учению вайшешики) и нашедшая полную поддержку Эмпедокла, но полностью отклоненная Аристотелем, с самого начала была теологизирована европейскими схоластами и по существу отодвинута ими на периферию философских дискуссий того времени.

2.Одновременное сосуществование множества миров, «вложенных» один в другой. Логическую допустимость этой наименее привлекательной тогда космологической идеи со ссылкой на невозможность ее теоретического или опытного опровержения особенно отстаивал Николай Орем.

3.Одновременное (возможно, и прерывное во времени) существование множества миров, полностью изолированных друг от друга. Эта исторически наиболее значительная версия концепции плюрализма привлекла особое внимание тогдашних европейских философов, хотя в свете безоговорочно принятого ими аристотелевского космологического учения она и казалась чрезвычайно неправдоподобной. Допуская ее логическую правомерность и, соответственно, отвергая утверждение Аристотеля о том, что если бы за пределами нашего космоса существовали тяжелые элементы, то они стремились бы падать к абсолютному центру мира (Земле).

Средневековые мыслители доказывали, что в случае одновременного существования разделенных пустотами миров (это, по нашим понятиям, системы или – вероятнее всего – галактики), включая наш, дело обстоит не так, и что если Господь создал другой мир, то элементы последнего вполне могли остаться там и вести себя аналогично земным элементам. Возможно, обсуждение проблемы «множественности небосводов», волнующей мыслителей в средние века, перекликается с современными космологическими дискуссиями вокруг проблемы пространственной локализации системы «мир – антимир».

 

Миры и антимиры

«Мы сотворили все сущее парами, – может быть, вы пораздумаете! Скажи: «Спасайтесь же бегством к Аллаху: я от Него для вас увещатель явный. И не поклоняйтесь наряду с Аллахом другому божеству, я для вас от Него увещатель явный» Сура «Рассеивающие» 51:49-51.

Если исходить из экспериментально установленных и теоретически осмысленных данных современной физики элементарных частиц (существование античастиц и закона сохранения фермионов1, согласно которому частица и античастица возникают и аннигилируют2 только вместе), то неизбежен вывод о симметрии материального содержания Вселенной: она должна состоять из равного количества частиц и античастиц. Между тем вся окружающая нас природа состоит из одних только частиц. По мнению известного английского астрофизика Ф. Хойла, это создает поразительную логическую задачу. Нет сомнений, что античастицы во Вселенной существуют, ибо имеется третий вид частиц – третья группа, в равной мере принадлежащая как веществу, так и антивеществу. (Речь идет, в частности, о фотонах, одинаково взаимодействующих как с заряженными частицами, так и античастицами, и порождающих при распаде строго равное количество электронов и позитронов.)

______________

1Фермионы – тип элементарных частиц, обладающих полу целым спином (собственный момент количества движения частицы).

2 Аннигиляция (лат. – уничтожение) – превращение частиц и античастиц при их столкновении в другие элементарные частицы. С другой стороны, поскольку невозможно существование равного количества частиц и античастиц в перемешанном состоянии, то важно найти и подходящий физический механизм эффективного разделения этих двух видов материи.

-----------------------

Если теоретически ожидаемое равновесие количественной пропорции вещества и антивещества во Вселенной не наблюдается, очевидно, следует искать причины реальной ассиметрии материального состава мира. Среди множества вариантов решения, предложенных в современной космологической литературе, наиболее типичными и интересными являются следующие:

1. Космологические начальные условия были симметричными. Здесь возможны два варианта решения:

а) Вселенная и Антивселенная возникли вместе, одновременно, но тут же разошлись, сохраняя физическую связь только благодаря обмену веществом и энергией через исходное сингулярное состояние. Такой симметричный космогенез не сопровождается нарушением известных физических принципов (для пары Вселенная – Антивселенная строго выполняются все законы сохранения), а каждая составляющая мирового целого может описываться соответствующими эволюционирующими моделями фридмановского типа;

б) вначале Вселенная состояла из равного количества частиц и античастиц, но тогда же действовали некие гипотетические космические силы (которые, возможно, продолжают действовать и поныне), поляризовавшие эти противоположные виды материи на отдельные пространственные объемы. Первая возможность еще не реализована в форме какой-либо конкретной космологической модели с соответствующими теоретическими предсказаниями и эмпирическими тестами, тогда как вторая уже разработана в виде поддающейся опытной проверке количественной теории и, как таковая, привлекла внимание специалистов. Она выглядит очень практичной, ибо претендует на радикальное решение ряда астрофизических и космологических проблем (в особенности проблемы энергопроизводства квазизвездных объектов, сейфертовских галактик и других экзотических космических феноменов).

Базой теории эволюции Метагалактики, которую обычно называют «симметричной космологией», в науке послужили работы О. Клейна. Исходя из идеи существования симметрии между веществом и антивеществом, он считает, что единственный способ объяснить наблюдаемые явления – это предположить, что в «начальном состоянии» Метагалактика представляла однородную смесь частиц такой низкой плотности, что аннигиляция себя практически не проявляла. В этом состоянии Метагалактика сначала начинает сжиматься, а затем в результате радиационного взрыва расширяться до ныне наблюдаемого состояния.

Что касается пространственной локализации метагалактики и ее места в общей структуре мироздания, то шведские авторы «симметричной космологии» склонны допустить иерархическое устройство Большой Вселенной.

«Клянусь Небом – обладателем башен (Зодиакальных знаков), И в знак обещанного (Судного) Дня. И свидетелем, и тем, о ком он свидетельствует!» Сура «Башни» 85:1-3

«Возможно, – пишет Х. Альфвен, – кроме нашей метагалактики существует еще множество метагалактик, совокупность которых образует систему огромных размеров – назовем ее Террагалактикой («террас» – чудовище)».

Эта космологическая идея об иерархическом устройстве Вселенной, где Вселенная состоит из космических систем всевозрастающих пространственных масштабов, вовсе не нова. В истории науки она выдвигалась не раз (С.В. Шарлье 1922 г., Р.Селети 1924 г., С.С. Эйгенсон 1940 г.). Однако же ученые космологи по этому вопросу не пришли к единому мнению, возможно, есть еще много неучтенных моментов в такой модели Вселенной, но Господь твердо и однозначно объявил о такой модели устройства Вселенной.

Да и в более конкретных случаях идея симметричной Вселенной в той форме, в какой она реализована в модели Альфвена – Клейна, много еще не выясненного. По словам Я. Б. Зельдовича и его сотрудника А. Д. Долгова, «кажется совершенно невероятным, чтобы мог существовать механизм, приводящий к разделению вещества и антивещества в столь гигантских масштабах».

Клянусь, вырывающими силой,

извлекающими стремительно,

плавающими плавно,

опережающими быстро, порядок

(строгий) учреждая (по повелению Господню)!» Сура «Вырывающие» 79:1-5

2. Что касается варианта, когда космологические начальные условия носили случайный характер, в частности были асимметричными, здесь допускают две логические возможности:

а) существование целого множества Вселенных с присущими им особыми начальными условиями. В таком варианте наша Вселенная относилась бы к подмножеству Вселенных с асимметричными начальными условиями, тогда как «другие» могли обладать симметричными начальными условиями, а значит, быть «переполненными» излучением, что мало вероятно;

б) существование одной-единственной Вселенной, многократно проходящей через произвольно распределенные начальные условия.

Популярная гипотеза об антимирах уже имеет свою историю, и к настоящему времени существенно эволюционировала. Первоначально речь шла об Р-симметрии Вселенной, т. е. существовании зарядносопряженных миров. Позднее пришли к выводу, что антимир должен быть СР-обращением обычного мира частиц. Теперь же в свете нарушения СР-инвариантности, обнаруженного в некоторых явлениях микромира, становится все более очевидным, что проблема симметричной Вселенной должна быть поставлена еще глубже: антимир не может быть простым зеркальным отображением обычного мира с заменой частиц на античастицы, он должен быть симметричным и по отношению к направлению времени.

Таким образом, современная версия концепции симметричной Вселенной исходит из принципа СРТ-инвариантности и утверждает фундаментальную асимметрию каждой из ее «половинок» в отдельности. В свете этого допущения, например, современная фаза эволюции Вселенной, может быть истолкована как СРТ-обращение ее предшествующего динамического состояния. Исходя из имеющих теоретико-физических исследований, не исключены и принципиально иные возможности развития концепции симметричной Вселенной.

СРТ-инвариантность (СРТ-теорема, СРТ-симметрия) – одно из основоположений квантовой теории, согласно которому все физические явления симметричны относительно следующих одновременных преобразований: замены частиц на античастицы (зарядное сопряжение, С), зеркального отражения (пространственная инверсия, Р) и замены положительного направления времени на отрицательное (обращение времени, Т).

Люди верили на наличие симметрии природы, как мы уже говорили выше, еще в глубокой древности, верили не потому, что это доказывалось тогда им научно, а потому, что об этом сообщалось в Господних посланиях. Эти послания подвергались философским обработкам и со временем искажались. Если в античные времена люди верили в наличие полной симметрии и ее эстикокосмологический символ – шар, считавшийся совершенной геометрической фигурой.

Идея полной симметрии сохранилась и в классической физике с ее принципами сохранения и Евклидовым абсолютным пространством и временем. Так, хотя Коран утверждает, что Земля была сотворена в виде эллипса, тела, напоминающего яйцо – «дах1йа», научное доказательство которого получило относительно недавно. Человечество столетиями верило, что она абсолютно круглая. А вот что говорится по этому поводу в Священном Коране: «И землю после этого Он распростер* (придав ей искривленную яйцеобразную форму)». Сура «Вырывающие» 79:30

(В арабском тесте употреблено слово «дах1йа» – (яйцо, имеющее форму яйца), «дах1а*» – накатывать, укатывать что-либо: каток, дорогу и т. д.).

О такой форме сотворения планеты Земля говорит Творец в другом знамении и в другом варианте. Господь дает понять, что процесс искривления яйцеобразной формы планеты продолжается и в настоящее время, и соответственно увеличиваются размеры планеты (по расчетам ученых, с момента сотворения планеты Земля увеличилась в три раза) и увеличение орбиты планет, то есть возрастает расстояние между планетами:

«Разве они не видят, как Мы постепенно уменьшаем Землю по краям!» Сура «Гром» 13:41

И лишь в последние десятилетия физики, открыв законы нарушения сохранения пространственной четности и комбинированной четности, стали несколько критически относиться к своей вере в полную симметрию природы.

Вот что мы находим в новейшей физической литературе: «Настойчивое желание обнаружить в природе ту или иную симметрию возвращает нас к временам ранней молодости науки. Сохранившиеся с античных времен идеалы требовали, чтобы природа была проста и прекрасна. Небесные тела, например, рассматривались как идеальные шары, движущиеся по идеальным окружностям в идеальной гармонии друг с другом.

Однако развитие науки сопровождалось медленным пониманием того, что природа не столь проста, хотя и не менее прекрасна. (Разве эллипс менее притягателен, чем окружность?) Сходное стремление к симметрии затронуло и наши представления о пространстве и времени. Предположение о том, что природа не различает правое и левое, знаки зарядов или направление хода времени, очень заманчиво, но мы здесь должны быть осторожны. Под красотой в природе, как и в искусстве, вряд ли следует понимать строгую симметрию. Так, лампа посреди нарисованного окна вряд ли может служить шедевром интерьера».

Призыв к осторожности, прозвучавший в среде специалистов по физике элементарных частиц, получил своеобразный отзвук в среде специалистов по релятивистской космологии.

Если раньше здесь свойства симметрии рассматривались как нечто само собой разумеющееся, не требующее особого научного или философского объяснения, то теперь именно они становятся предметом пристального внимания ученых космологов. Так, вопрос о том, почему наблюдаемая Вселенная столь однородна (причем в масштабах причинно несвязанных), в наши дни послужил отправным пунктом для новейшего научного поиска.

Первый этап поиска подытожен в вышеупомянутой теории раздувающейся Вселенной. Последняя же попутно привела к выводам, которые значительно раздвигают рамки прежних космологических представлений о возможности существования множественных Вселенных, что, в свою очередь, существенно обогащает наше знание о нашем мироздании и величии и бесконечности ее Творца и конечности Вселенной.

«О, ведь Он объемлет всякую вещь». Сура «Разъяснены» 41:54

«Аллаху принадлежит то, что в небесах, и на земле... поистине, Аллах над каждой вещью мощен». Сура «Корова» 2:284

«В каком бы ты ни был состоянии и что бы ты ни читал из Корана, и какое дело вы ни будете делать, Мы будем свидетелями при вас, когда вы погружаетесь в это. Не укроется от Господа твоего вес пылинки ни на земле, ни в небе, и ни то, что меньше этого, и ни то, что больше, иначе как (это) в книге ясной». Сура «Йунус» 10:61

Читая Господне послание и задумываясь над его знамениями, мы находим, что Господь дает понять: «Небеса и земли» составляют единое целое, они разделились и, как мы уже говорили выше, продолжают распадаться и расширятся и в настоящее время. То же самое подтверждает теория нестационарной Вселенной Фридмана – Лемерта, где наблюдаемое космологическое явление, именуемое хаббловским расширением, охватывает собой все совокупность скоплений и сверхскоплений галактик, все материальное содержание Вселенной. Расширение Вселенной не похоже на раздувание резинового шара в трехмерном евклидовом пространстве, в релятивистской космологии оно подразумевается как изменение метрики, (в простейшем случае – расстояние между двумя любыми точками) всего мыслимого пространства. Иначе говоря, изменение метрики во времени нельзя понимать как расширение данного пространства в каком-то другом объемлющем его пространстве или как масштабно ограниченный процесс, охватывающий лишь какую-то часть Вселенной.

«И небо Мы воздвигли Нашей мощью и ведь Мы – расширители». Сура «Рассеивающие» 51:47

А в другом знамении категорично сообщается:

«Клянусь небом (Вселенной) обладателем орбит - (Творения – (сотканное) движущимися по орбитам полей –скручиваний, частиц: электронов, спутников, планет, звезд, галактик, метагалактик)!» Сура «Рассеивающие» 51:7

Обратив внимание на эти два знамения, мы находим, что Вселенная, во-первых, расширяется после сотворения Господом, по Его Воле и Его Мощью, и, во-вторых, она не просто расширяется, как резиновый шар, а расширяется каждая ее частица, представляющая собой орбиты всех вещей: звезда, галактика, метагалактика, подобно тому, как расширяется сильно прижатая губка.

Итак, «вне» расширяющегося релятивистского пространства (Вселенной) ничего нет. Таким образом, хотя оно не бесконечно, то, по крайней мере, беспредельно. Так как мы уже выше говорили, на геометрическом языке релятивистской космологии понятия «ограниченности» и «бесконечности» не тождественны, т.е. не одинаковы. Хотя эта теория релятивистской космологии как будто и подсказывает единственность и всеобъемлемость всего объекта Мироздания, но и не исключает множественность Вселенной, как об этом говорит Коран по всему его тексту многократно.

В релятивистской космологии наиболее обоснованной считается материальный мир – предусматривается всеобъемлющим, единственным, единым целым и многомерным. Соответственно, согласно теории нестационарной Вселенной Фридмана – Лемерта, космологическое явление расширение охватывает все скопление галактик всей необъятной Вселенной. Но расширение Вселенной – это не раздувание резинового шара в трехмерном Евклидовом пространстве, оно представляет собой раздувание губки, где расстояние между двумя любыми точками увеличивается во всей необъятной многомерной Вселенной, но ни в какой мере отдельного участка или части Вселенной.

Таким образом, получается, что «вне» расширяющегося релятивистского пространства Вселенной ничего нет, даже пустоты, и эту парадоксальность мы поймем по ходу знакомства с книгой; а поэтому о ней можно говорить как о конечной Вселенной. Что касается плюралистичности (многомерности) Вселенной, то релятивистская космология, основанная на классической общей теории относительности, не отвергает это.

По математическим расчетам, анализируемые космологические задачи имеют множество решений и вариантов, описывающих расширение, сжатие и статичность. После открытия Э. Хабблом явления «разбегания» галактик, космологи, отбросив все другие решения, акцентировали внимание на расширяющей модели решения. И здесь, разумеется, возникает вопрос: почему Господь из практически бесконечного множества возможностей выбирает лишь одну? Возможно ли, что не используются и другие модели космологического развития?

Не исключается одновременная реализация Господом всех мыслимых нами и недоступных нам релятивистских моделей, которые получены при математических расчетах общей теории относительности и о которых человек не имеет никакого представления. Это наталкивает на мысль, подтверждаемую Господним посланием, указывающую на наличие множественных Вселенных (целый ансамбль Вселенных) с самыми различными глобальными характеристиками.

 

Пульсирующая Вселенная

 

Прекрасная Имя-атрибут Господа – (Аль-Му^ийд)Возвращающий; мертвое в живое и наоборот. Возвращающий события и эпохи, Делающий пространственно-временные перемещения, Возвращающий Мироздание в исходное положение.

Другая идея о плюралистической Вселенной возникла, как мы уже говорили, из результатов физического анализа релятивистской модели пульсирующей Вселенной. Согласно этой модели нынешнее расширение Вселенной сменится обратным процессом – сжатием и захлопыванием. Об этом процессе говорится в послании Творца своему посланнику «Клянусь небом, обладателем возврата!» Сура 86:11

«В тот день, когда Мы скрутим небо (Вселенную), как писец свертывает свитки; как Мы создали первое творение, так Мы его повторим по обещанию от нас. Поистине Мы действуем!» Сура «Пророки» 21:104

Это Воля Творца, Он способен на все – Слава Ему и Хвала! Это подтверждают теоретически расчеты школы Фридмана. Будет ли форма новой Вселенной после выведения Господом из-под гравитационного «коллапса» такой же, какой была по своим физическим, геометрическим и астрономическим параметрам?

«Тот ли, Кто создает творение изначально, а затем воссоздает его после небытия, и Кто низводит вам с неба удел, потребный для жизни и выращивает его из земли? Или какой то бог вместе с Аллахом?» Скажи: «Приведите ваше доказательство, если вы говорите правду!»

Скажи: «Никто не знает сокровенного на небесах и на земле, кроме Аллаха, (который все это сотворил), и не знают они, когда будут воскрешены для воздаяния!»

Но они не постигли о Последней жизни (Да, распространилось их знание на будущую жизнь, от прежнего невежества). Более того, они сомневаются в ней – да, они слепы к ней». Сура 27:64-66

Конечно, мы должны здесь сказать: Аллаху известней, однако же, по расчетам ученого-физика Джона Арчибальда Уилера, во Вселенной, проходя через горловину сингулярности, должны произойти глубокие качественные преобразования. Творец обещает собрать вместе с первых до последних, после жизни в Барзахе, создав другой Мир, с другими параметрами. Процесс эволюции, поставленный на рельсы Господом, не изменится, и на это Его Воля.

«И завершается Господне Слово, поистине и справедливости (Господней воле). Никто не может изменить Его словес (созданного Им порядка Мироздания: жизнь и смерть; день и ночь; сезоны года, а также соблюдение данных Им обетов; справедливость решений Судного дня и т.д.)» Сура «Скот» 6:115

Поэтому поводу тот же Джон А. Уиллер пишет: «Как может динамика столь невообразимо гигантской системы переключаться – и переключаться по воле случая – с одного цикла, длившегося 1011 лет, на другой цикл, который будет длиться только 106 лет? Сначала лишь то обстоятельство, что система в ходе этой динамической эволюции сжимается до невероятно малых размеров, примиряет нас с таким превращением, в которое иначе было бы невозможно поверить. Затем, глядя на вертикальные пласты горного склона или на невиданную ранее птицу, мы поражаемся тому, как удивительна Вселенная...»

«Аллаху принадлежит Власть над небесами и землей. И Аллах над всякой вещью мощен!

Поистине, в создании небес и земли и в смене ночи и дня – знамения для обладающих умом, – тех, которые поминают Аллаха, стоя, сидя, или лежа, и размышляют о сотворении небес и земли: «Господи наш! Не создал ты этого попусту. Хвала Тебе! Защити же нас от наказания Огня!» Сура «Семейство Имрана» 3:189-191

Ученый указывает на то, что ни одна физическая характеристика космической материи не может остаться неизменной по своей величине при переходе от одного эволюционного цикла Вселенной к другому.

Поэтому каждый новый цикл эволюции пульсирующей Вселенной согласно современным исследованиям, характеризуется специфическими для данного цикла физическими законами и начальными условиями, включающие в себя уникальный набор типов и масс, элементарных частиц, данные значения констант взаимодействий» и т. д. Если структура первичных «кирпичиков» мироздания, как мы уже сказали, имеет динамическую природу, то не остается другого выбора, как сделать вывод о воспроизводстве самого спектра масс в момент прохождения Вселенной через «игольное ушко» сингулярного состояния. «Каждая молекула этого листа бумаги есть продукт фотосинтеза, протекавшего в дереве несколько лет назад», – пишет Уиллер в фундаментальной монографии «Гравитация», написанной в сотрудничестве с Чарльзом Мизнером и Киппом Торном.

«Каждое ядро кислорода в этом воздухе является продуктом термоядерной реакции, происшедшей при несравненно более высокой температуре в какой-нибудь звезде несколько миллиардов лет назад. Чем еще может быть элементарная частица, как не продуктом самого катастрофического из всех явлений – гравитационного коллапса!»

«Вы поклоняетесь вместо Аллаха идолам и творите ложь. Поистине те, кому вы поклоняетесь помимо Аллаха, не владеют для вас пропитанием; ищите у Аллаха пропитания, и поклоняйтесь Ему, и благодарите Его. К Нему вы будете возвращены!»

А если вы сочтете это ложью, то считали ложью народы до вас; на посланнике, только ясная передача.

Разве они не видят, как Аллах создает творение в первый раз, а затем его воссоздает; поистине это для Аллаха легко!» Сура «Паук» 29:17-19

«Из Его знамений – что стоит небо и земля по Его повелению. Потом, когда Он призовет вас зовом из земли, – вот вы выйдете из могил!

Ему принадлежит все, что в небесах и на земле; и все Ему подчиняются!

Он – Тот, кто создает творение в первый раз, а затем воссоздает их. Это сделать еще легче Ему. Для Него – высочайший пример в небесах и на земле. Он – Могущественный, Мудрый!» Сура «Румы» 30:25-27

Каждый новый цикл эволюции пульсирующей Вселенной, согласно Уилеру характеризуется специфическими только для данного цикла физическими законами и начальными условиями, включающими в себя уникальный набор типов и масс элементарных частиц, данные значения констант взаимодействий и т.д. Следовательно, обозревая глобальную эволюцию материи в достаточно больших космологических масштабах, мы можем говорить о множестве самых разнообразных по своим астрономическим, физическим, химическим, биологическим и т. п. характеристикам Вселенных, сменяющих одна другую в круговороте времен.

Можно сказать, что Господь открыл человечеству многие из своих знамений, чтобы люди убедились в том, что эта Книга не из сотворенных человеком произведений, а Послание Господа-Творца, чтобы являться руководством для жизни на этой земле и чтобы было счастливое возвращение к своему Господу. Это свод законов не только для человеческого поведения и образа жизни на земле, но и для всего Его Творения. Господь указывает, по каким законам создано и эволюционно развивается эта Мироздание, которое является местом обитания для нас в этой жизни. Господь также указывает, какой исход и завершение этого Мироздания, жизненный путь которого миллиарды лет, что ожидает  нас в будущем. Это подтверждает и современная наука.

Человеку дан выбор: он может отвергнуть это послание, ограничиться этой жизнью, вести такой образ жизни, который не укладывается в никакие рамки Господних законов, не быть покорным Господу – Творцу всего этого Мироздания. Или же принять это послание, посчитав, что если такое необъятное творение, как это плюаристическая Вселенная, развивается по Законам, установленным Господом, так и он должен подчиниться Господним Законам, быть покорным ему в этой жизни, чтобы приобрести вечное счастье в будущей жизни, под сенью Господа.

«Мы покажем им Наши знамения по горизонтам (по структурным уровням, измерениям) и в них самих, пока не станет им ясно, что это – Истина. Разве не достаточно для твоего Господа, что Он о всякой вещи свидетель?» Сура «Разъяснены» 41:53

Эта плюралистическая Вселенная, которая раздувается, как это подтвердила теоретическая физика, релятивистская космология и астрономия, по последним данным, получает новое направление развития, на идейной почве которого вырисовывается красочная мозаика новой картины Большой Вселенной. Теоретически доказано, что на исходе экспоненциального расширения Вселенной она разобьется на неограниченное число областей, каждая из которых, по существу, будет представлять собой отдельную Вселенную. Более того, ученые пока что полагают, что в этих гипотетических Вселенных, отгороженных друг от друга собственными горизонтами событий, основные свойства и законы поведения элементарных частиц материи могут быть различными, что предполагает куда более богатое качественное многообразие материального мира, чем это допускает космология.

«Когда небо раскололось,

И послушалось своего Господа, и обязалось,

И когда земля растянулась

И извергла то, что в ней, и опустела,

И повиновалась своему Господу и обязалась...

О человек! Ты стремишься к своему Господу устремлением и встретишь Его!!!» Сура «Раскалывание» 84:1-6

«Когда солнце будет скручено,

И когда звезды облетят,

И когда горы сдвинутся с мест,

Узнает душа, что она приготовила.

Но нет! клянусь движущимися обратно,

Текущими и скрывающимися,

И ночью, когда она темнеет,

И зарей, когда она дышит!

это – поистине, слово посланника благородного». Сура «Скручивание» 81:1...

Горизонтом событий называют один из типов принципиальных физических ограничений, налагаемых на астрономическое наблюдение, независимо от уровня развития или совершенства технических средств и методов эмпирического познания. «Космические объекты, находящиеся за пределами этого космологического горизонта, в данную эпоху остаются принципиально не наблюдаемыми».

Как оказывается, в только что очерченной космологической картине наша Вселенная может иметь наибольший шанс быть пространственно бесконечной, хотя предельной, ибо, по расчетам, большинство пространственноконечные Вселенные начнут сжиматься после достижения ими максимально возможного объема в ходе первоначального расширения, еще до того, как начнется стадия «раздувания» Большой Вселенной.

«О чем они расспрашивают друг друга?

О Вести великой (о Коране),

Относительно которой они разногласны,

Но нет, они узнают,

И еще раз нет, они узнают (истину)!» Сура «Весть» 78:1-5

Научные исследования в области изучения возникновения и эволюционного развития Вселенной идут в разных направлениях. Очень часто между этими направлениями имеются разногласия, но, как мы знаем, в спорах рождается истина, и ученые после долгих споров и разногласий могут прийти к единому мнению, подтверждающему то или иное знамение Корана.

Одни ученые заняты применением уже известных, сформировавшихся и апробированных на предшествующем научном опыте понятий и законов, то есть здесь научное знание идет вширь, идет количественный рост, который сопровождается увеличением объема и границ уже известного. Другая группа ученых, исследующих проблемы космологии, которые интересуются новыми исследовательскими задачами, нацелена на развитие знания в изучении Вселенной вглубь, интересуется его качественным ростом, это приводит открытию новых явлений, свойств и отношений.

Среди современных ученных, исследующих проблемы космологии, есть приверженцы обеих направлений. Ученые одного направления изучают закономерности структуры и эволюции Вселенной, опираясь на математическую базу эйнштейновской теории пространства- времени и тяготения. Другая группа ученых, выходя за ее пределы, исследует пути, формирующие совершенно новые физические теории, исходящие из совершенно иных идейных и методологических посылок, или же исследуют пути обобщения общей теории относительности и формулировки совершенно новой физической теории.

Это можно видеть на примере постановки и решения проблемы плюралистической Вселенной известным английским астрофизиком Фредом Хойлом. Он известен как один из выдающихся ученых современности. Его фундаментальные исследования в области синтеза и распространенности элементов во Вселенной (совместно с другими учеными), космогонии планет, релятивистской астрофизике, физической космологии и гравидинамике хорошо известны специалистам этих областей. Однако же не все работы Хойла получают одинаковую оценку.

Согласно последней версии его теории полустационарной Вселенной, разработанной с индийским ученым-физиком Джоном Нарликаром, Большой Космос имеет неограниченное число космических «микрорайонов» различной массовой полярности (авторы допускают, что наряду с обычными «положительными» массами существуют также «отрицательные» массы), каждый из которых в принципе может быть отождествлен с суперсистемой типа нашей Метагалактики. Границами этих «микрорайонов» Большой Вселенной служат трехмерные поверхности, на которых массы частиц, а также вектор времени равны нулю. Отождествляя эти пространственно-временные границы с сингулярностями фридмановского типа, эти ученые полагают, что они представляют собой реальные пределы применимости эйнштейновских теорий поля, образующих математические основания релятивистской космологии.

Эти ученые считают, что общая теория относительности описывает устройство и поведение лишь малого участка Большой Вселенной; контуры последней же воссоздаются в рамках созданной ими обобщенной теории гравитации.

Что принципиально нового вносят в традиционную эйнштейновскую научную картину модели Вселенной космология Хойла – Нарликара? В конце сороковых годов они выдвинули альтернативную по отношению к релятивистской концепции расширяющейся Вселенной космологическую модель, воссоздающую картину неизменного во времени мирового целого. В последующие два десятилетия они постоянно совершенствовали свою теорию в соответствии с новыми достижениями астрономических исследований, а также под давлениям критики. Но им так и не удалось, как положено, согласовать свою стационарную модель с космологической реальностью, как и не удалось подняться на высоту методологических требований сложившегося стиля научного мышления, хотя в последующем пришлось согласиться с теорией модели нестационарной Вселенной.

Удивительна гипотеза самопроизвольного рождения в космологическом пространстве, подобно тому, как в организме человека или животных рождаются в отдельных участках организма новые клетки (так, например, кровяные тельца рождаются в костном мозге). Учеными была выдвинута научно обоснованная гипотеза, согласно которой в отдельных участках Вселенной спонтанно рождаются атомы водорода. Причем эти частицы рождаются, то есть сотворяются в таком количестве, с такой интенсивностью и в таком темпе, чтобы количество вновь появившегося вещества было в точности равно количеству того вещества, которое рассеялось по мировому пространству в ходе расширения Вселенной. Конечно же, научная гипотеза «творения из ничего», т. е. порождения вещества, была неприемлема для философов материалистического толка коммунистической эпохи. Но, тем не менее, когда Хойла спросили, «Откуда берется новое вещество в космосе?», Он ответил: «Оно берется ниоткуда! Вещество просто является – оно создается!»

«Нет вещи без того, чтобы у Нас не были ее сокровищницы и низводим Мы ее, только в известной мере». Сура «Хиджз» 15:21

«...Творит Аллах, что пожелает. Ведь Аллах способен на всякую вещью!» Сура «Свет» 24:45

«И Господь наш творит, что желает, и избирает». Сура «Рассказ» 28:68

«И небо Он воздвиг и установил весы». Сура «Милосердный» 55:7

«Поистине, Мы всякую вещь сотворили по мере! И приказание Наше – едино, как мгновение ока». Сура «Месяц» 54:50

«Он  тот, который сотворил (подготовил) вам все, что на земле, потом (вместе с тем) обратился к небу и устроил его из семи небес. Он о всякой вещи знающ (обо всем знает)!» Сура «Корова» 2:29

Эти и другие знамения дают представление о не совокупном одномоментном сотворении мира, в таком варианте, каким мы его видим, а о его непрерывном творении в ходе ее эволюционного развития, поддерживая Мироздание в равновесии и в определенном количестве всех элементов и компонентов Вселенной как единую организованную систему с единой регулирующей системой.

В свое время материалисты выступили против этой научной гипотезы рождения нового вещества в форме атомов водорода и гелия, которые как бы являются топливом для термоядерных реакций в звездах и квазарах, для дальнейшего развития Вселенной и зарождения необходимых элементов, в необходимом количестве.

«Он распределяет Свое повеление с неба на землю, потом оно восходит к Нему в некий день, протяжение которого тысяча лет, как вы считаете. Это – Ведающий скрытое и явное, Славный, Милосердный,...» Сура «Поклон» 32:5,6

Еще одним их открытием является теория дальнодействия, согласно которой физические взаимодействия распространяются не мгновенно, а со скоростью света. Эта теория известна как теория релятивистки прямого инвариантного межчастного взаимодействия, согласно которой масса данного тела не имеет смысла вне его взаимодействий с остальными телами Вселенной.

Следовательно, масса любого тела в принципе изменчива, поскольку же данная масса рассматривается как сумма вкладов от других взаимодействующих с нею масс, распределенных во Вселенной, так как со временем она постоянно увеличивается. Дело в том, что по мере старения эволюционирующей Вселенной горизонт астрономического наблюдения постепенно расширяется (хотя космическое пространство «раздувается», радиус видимой Вселенной увеличивается быстрее, чем «разбегаются» галактики на ее периферии). Все большая и большая часть космической материи попадает в поле нашего зрения и вступает с нами (Галактикой, Солнечной системой, Землей) в непосредственную физическую связь.

В чем же конкретно может выражаться рассматриваемый эффект роста массы составляющих атом элементарных частиц (электронов, протонов, нейтронов и т.д.) и соответствующем уменьшении (сжатии) объема атома?

Ученые утверждают, что в далеком прошлом атомы отличались большим объемом, но были меньше по массе, а значит, излученный ими свет обладал меньшей частотой по сравнению со светом, излучаемыми «современными» атомами. Чем объемнее атом, тем длиннее орбиты движения электронов вокруг ядра и тем меньше частота света, излучаемого ими при квантовых переходах с орбиты на орбиту.

«И лишь Ему принадлежит все в небесах и на земле, и все послушно Его Воле» Сура «Румы» 30:26