Имена-Атрибуты ТВОРЦА:

АЛЬ ННУР – Свет, Энергия. (Обладатель всей энергии).

АЛЬ ВАСИ*У – Вездесущий.

АЛЬ КЬАЙЙУМ – Сущий, Самостоятельный, Самодостаточный, Независимый ни от кого, ни от чего; Тот, Кто заботится обо всем, благодаря Которому существует все сущее; Тот, Кто сотворил творения и содержит их; Тот, Кто владеет знанием обо всем.

АЛЬ МУХIСИ – Учитывающий, Вычисляющий.

АЛЬ ХIАСИБ- Считающий, Исчисляющий, Рассчитывающий, Определяющий все, что необходимо для всего Мироздания, для его эволюционного развития.

АЛЬ РАКЬИБ – Следящий, Наблюдающий, Контролирующий, Осматривающий все явления, происходящие во всем Мироздании.

«Благословен Тот, который ниспослал Различение (Коран) Своему рабу, чтобы он стал для миров проповедником,

У Которого Власть над небесами и землей, и не брал Он себе ребенка, и не было у Него сотоварища во Власти над всеми вещами. Он создал всякую вещь и размерил ее мерой (по предопределению)». Сура «Различение» 25:1.2

«Аллах – нет божества, кроме Него, Господь Трона Великого!» Сура «Муравьи» 27:26

«Ничто не наступает из событий на земле или в ваших душах без того, чтобы его не было в писании раньше, чем Мы создадим это. Поистине – это легко для Аллаха». Сура «Железо» 57:22

«Аллах – Творец всякой вещи, Он Поручитель (Попечитель и Хранитель) за всякую вещь.

У Него ключи небес и земли. Те, которые не веровали в знамения Аллаха, те окажутся в убытке». Сура «Толпы» 39:62,63

«Не постигает какое-нибудь постижение иначе как с дозволения Аллаха. А кто уверовал в Аллаха, сердце того Он направит на верный путь. Аллах о всякой вещи знает». Сура «Взаимный обман» 64:11

«Возвышен ступенями обладатель Трона; низводит он дух от Своего повеления тому, кому пожелает из рабов, чтобы тот увещевал о Дне встречи». Сура «Верующий» 40:15

«Восходят ангелы и дух к Нему в день, величина которого пятьдесят тысяч лет». Сура «Трон» 70:4...

«О да, у Него Власть, и Он самый быстрый из производящих расчет» Сура «Скот» 6:62

«Дело Аллаха предопределено к исполнению». Сура «Сонмы» 33:38

«Поистине, Аллах над всякой вещью Мощен!» Сура «Женщины» 4:85

«Поистине, Аллах всякую вещь подсчитывает!» Сура «Женщины» 4:86

«Для каждого творения у Него свое место и время...»

«Ведь всякая вещь у Него по мере».

«Для всякого предела – своя Книга (законов)». Сура «Гром» 13:8,12,38

«Ты не найдешь для закона Аллаха изменения»  Сура «Сонмы» 33:62

«Никогда ты не найдешь для закона Аллаха перемены-изменения» Сура «Ангелы» 35:43

«По установлению Аллаха, которое произошло раньше: ведь ты никогда не найдешь в законах Аллаха перемены». Сура «Победа» 48:23

«...а ведь всякое дело установлено». Сура «Месяц» 54:3

«...И каждую вещь Мы распределили в порядке». Сура «Перенес ночью» 17:12

«И небо Он воздвиг и установил равновесие». Сура 55:7

Из вышеуказанных Имен – атрибутов Аллаха, и соответственно знамений Корана вытекают для нашей вселенной следующие фундаментальные мировые постоянные, которые дают информацию о наиболее общих, основополагающих свойствах материи нашей вселенной. К ним современная теоретическая физика относит:

1) гравитационную постоянную – присущее всем объектам Вселенной взаимодействие – тяготение;

2) скорость света – максимально возможная скорость распространения любых взаимодействий в природе; «Клянусь небом, обладателем орбит звездных!» 51:7

3) элементарный заряд – минимально возможное значение электрического заряда, существующего в природе;

4) постоянная Планка – минимальное изменение физической величины называется действием – играет роль в физике микромира.

5) масса покоя электрона – характеризует инерционные свойства стабильной легчайшей заряженной элементарной частицы.

«...Он объемлет все, что у них, и исчислил всякую вещь счетом». Сура «Джинны» 72:28

Он создал всякую вещь и размерил ее мерой». Сура 25:2

Выше указанные фундаментальные постоянные являются едиными для всех участников Вселенной и с течением времени не меняются, что подтверждают наблюдения и стандартная теория, по этой причине их называют мировыми постоянными. Некоторые комбинации мировых постоянных определяют нечто важное в структуре объектов природы, соответственно формирует характер фундаментальных теорий, и роль этих постоянных в формировании структуры и свойства Вселенной очень велика. К фундаментальным взаимодействиям постоянных относятся электромагнитное, гравитационное, сильное и слабое взаимодействия.

«Он сотворил небеса и землю истиной, дал вам образ и прекрасно устроил ваши образы. И к Нему возвращение!

Он знает то, что в небесах, и то, что на земле, и знает, что вы скрываете и что обнаруживаете. Аллах знает про то, что в (вашей) груди!». Сура «Взаимный обман» 64:3,4

«Поистине, Мы всякую вещь сотворили по мере! И приказание Наше – едино, как мгновение ока.

И погубили Мы вам подобных, но найдется ли хоть один припоминающий?

И всякая вещь, которую они сделали, в Писании,

И все малое и великое записано». Сура «Месяц» 54:49-53

«И вот, сказал твой Господь ангелам: «Я установлю на земле наместника». Сура «Корова» 2:30

«Мы сотворили человека лучшим сложением». Сура «Смоковница» 95:5

«Благословен же Аллах, лучший из творцов». Сура «Верующие» 23:14

«Аллах – Творец всех вещей, Он поручитель за всякую вещь, У Него ключи небес и земли». Сура «Толпы» 39:62

«Это вам Аллах – ваш Господь, Творец всякой вещи; нет божества кроме Него. До чего вы совращены!»

«Аллах – тот, который дал вам землю пребыванием, а небо – строением, и сформировал вас, и прекрасные сделал ваши формы, и наделил вас благами. Это вам Аллах – ваш Господь. Благословен же Аллах, Владыка миров!

Он – вечно живой, нет божества кроме Него; взывайте же к Нему, очищая пред Ним веру! Хвала Аллаху, Господу миров!» Сура «Верующий» 40:62,64,65

«Кто учредил во всем (порядок) совершенный. Он сведущ обо всем, что делаете вы». Сура «Муравьи» 27:88

«Поистине, Господь ваш – Аллах, который создал небеса и землю в шесть вселенских дней (периодов), а потом утвердился на Троне. Он закрывает ночью день, который непрестанно за ней движется... И солнце, и луна, и звезды – подчиненные Его Власти. О да! Ему принадлежит и создание, и Власть. Благословен Аллах, Господь миров!

Призывайте вашего Господа со смирением и в тайне. Поистине, Он не любит преступающих!

Не производите расстройство на земле после устроения ее. Призывайте Его со страхом и упованием; поистине милость Аллаха близка от добродеющих!»

Сура «Преграды» 7:54-56

«И установил Он из них семь небес в два вселенских дня (периода) и внушил каждому небу его дело (установил для каждой Вселенной свои законы); и разукрасили Мы ближайшее небо светильниками и для охраны. Таково установление Великого, Мудрого». Сура «Разъяснены» 41:12

Со слов посланника Аллаха (с.а.с.): «Поистине Аллах, прежде чем сотворить творение, описал (запрограммировал) все это, и это записано у Него на Арше (Троне)». Передал Муслим.

Из возможных бесконечных значений фундаментальных физических постоянных, характеризующих физические взаимодействия, и бесконечного разнообразия начальных условий, которые, возможно, существовали в очень ранней Вселенной, реализуются величины и условия, приводящие к конкретному набору особенностей, исследуемых человеком.

Исследования показывают, что Вселенная, в которой мы живем, удачно приспособлена для нашего существования. Основные свойства Вселенной объясняются значениями нескольких фундаментальных постоянных, таких как гравитационная постоянная, масса протона и электрона, заряд электрона, скорость света и других.

«Вы ли труднее для создания или небо (Вселенная)? Он его построил, Воздвиг свод его и учредил во всем (порядок) совершенный». Сура «Вырывающие» 79:28

В наблюдаемой нами Вселенной существует удивительное совпадение и согласование энергии расширения Вселенной, гравитационной энергии и сильного электромагнитного взаимодействия, имеющего значение для возникновения галактик и звезд, в том числе стабильных, в которых термоядерные реакции протекают в течение многих миллиардов лет.

«И небо (Вселенную) Он воздвиг и установил весы – (равновесие)». Сура «Милосердный» 55:7

Современная теоретическая физика указывает на то, что современная структура Вселенной очень жестко обусловлена разницей в массах нейтрона и протона и других констант, таких как электромагнитного взаимодействия, сильного и слабого взаимодействия и других.

Достаточно было бы сравнительно небольшого отклонения констант от существующих в действительности, чтобы либо галактики и звезды вообще не успели возникнуть к нашему времени, либо звезды эволюционировали слишком быстро. Если бы величина этих констант несколько отличалась от их значений, то свойства Вселенной были бы совсем другими, возможно, другие величины констант с другими параметрами есть в других мирах. Эти самые свойства являются условиями возникновения той формы жизни, которая существует на Земле.

Сущность антропного принципа в том, что жизнь является неотъемлемой частью Вселенной, естественным следствием ее эволюции. Таким образом, мы видим, что наша реальная Вселенная удивительно приспособлена для возникновения и развития в ней существующей формы жизни. Можно сказать, такие константы в этой Метагалактике установлены для возникновения такой формы жизни, поэтому мы существуем и познаем нашу Вселенную. «Для всякого предела – своя Книга (законов)». Сура «Гром» 13:38

Так наряду с такой Метагалактикой имеются многие другие с иными константами, с другой формой материи, геометрией, с другими размерностями пространства-времени, с другой жизнью и условиями, которые нам трудно представить. Первый стих первой суры Корана провозглашает:

«Хвала Аллаху, Господу миров!» Сура «Открывающая Книгу» 1:2

«И внушил Аллагь каждому небу его дело (константы, законы)».

Другие метагалактики  – это другие миры с совершенно иными константами, которые совсем непохожи на нашу Вселенную, и, как сказано в послании Всевышнего, и в них есть разумные существа.

 

Антропный космологический принцип

«И вот, сказал твой Господь ангелам: «Я установлю на земле наместника». Сура «Корова» 2:30

«Мы сотворили человека лучшим сложением». Сура «Смоковница» 95:5

«Благословен же Аллах, лучший из творцов». Сура «Верующие» 23:14

Современная теоретическая физика считает возможность согласованного изменения всего набора физических констант, параметров Вселенной, а также физических законов, что приведет к образованию других Вселенных, в которых будут необходимые условия для возникновения сложных структур. Такие расчеты сделаны, и они показывают, что значение фундаментальных постоянных в них несколько отличается от таковых в нашей Вселенной, но в них также возможно существование жизни. В ней выполняются необходимые для образования сложных структур условия. В нашей Вселенной произведена довольно точная подгонка числовых значений фундаментальных констант, необходимых для существования ее структурных основных элементов: ядер, атомов, звезд и галактик. Их устойчивость создает условия для формирования более сложных неорганических и органических структур, а, в конечном счете, жизни и человека. Сущность антропного космологического принципа состоит в том, что жизнь является неотъемлемой частью Вселенной, закономерным следствием ее развития, потому что она создана, чтобы в ней была жизнь.

Современная космология указывает, что в очень ранней нашей Вселенной реализовались величины и условия, приведшие к вполне конкретным значениям современных фундаментальных физических постоянных, характеризующих физические взаимодействия. Поэтому стало возможно наличие известной нам Вселенной, и мы имеем возможность познавать именно нашу Вселенную в «Мироздании» с его неизмеримым величием, с его сияющими отовсюду бесконечным разнообразием и красотою, которая приводит нас в безмолвное изумление.

«Но если представление обо всем этом совершенно поражает наше воображение, то, с другой стороны, разум восторгается по-иному, видя, сколько великолепия, сколько величия вытекает из одного всеобщего закона согласно «вечному и строгому порядку».

Так писал Кант, имея в виду одиссею человеческого разума, изначально нацеленного на поиски единого и общего закона его трансформации в множественное, то есть мир во всем его пышном многообразии.

Философия в странах, где распространены мировые религии, опирающиеся на послания Творца – идеалистическое миропонимание, и первооснова Вселенной представляет не материальное, а духовное, то есть начало духовное. А что касается восточных философских мыслителей, то они в дополнение к европейской философской традиции интересуются не только переходом от небытия к бытию, но и наоборот, переходом от бытия к небытию. Они не относят категорию небытия  неживым, а считают это следующим этапом развития.

Так, в трудах натурфилософской космогонии Ибн Сины Вселенная на всех уровнях своего существования изливается из чистого бытия, именуемого в восточной философии Необходимо Сущим, и в конечном счете возвращается к Нему. И здесь Необходимо Сущее считали той основой, при помощи которой можно понимать Нур (свет) – Всевышнего. В свое время Ибн Сина, также ссылаясь на Коран, отрицает пустоту как не заполненное пространство. А что касается Небытия – бестелесной субстанции (ничто) особого рода, оно хоть и не наделено какими-либо конкретными чертами или свойствами, но, тем не менее, оно – жизнь, и не уступает материальному бытию по степени существования и, может быть, даже превосходит по своим реализуемым возможностям; оно практически наделена творческим потенциалом. Учитывая, что Ибн Сина в своих трудах опирался на Коран и черпал науку из Него, явно можно трактовать ряд существенных пунктов небытия в его отношении к бытию, современную концепцию вакуума как субстанциональное начало астрономической Вселенной.

«Он изводит живое из мертвого и изводит мертвое из живого, живит землю после ее смерти. Так и вы будете изведены из могил!

Из его знамений – что Он создал вас из праха, а потом, когда вы – уже люди, вы распространяйтесь (расселяйтесь)!

Из его знамений – что Он создал для вас из вас самих супруг, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость. Поистине в этом  знамение для людей, которые размышляют!

Из его знамений – творение небес и земли, различие ваших языков и цветов. Поистине в этом – знамение для знающих!

Из Его знамений – ваш сон ночью и днем ваше искание Его милости. Поистине в этом знамение для людей, которые слушают.

Из Его знамений – Он показывает вам молнию на страх и надежду; и ниспосылает с неба воду и оживляет ею землю после ее смерти. Поистине в этом  знамение для людей, которые разумны!

Из Его знамений – что стоит небо и земля по Его повелению. Потом, когда Он призовет вас зовом из земли, – вот вы и выйдете!

Ему же, что в небесах и на земле; все Ему подчиняются!

Он – тот, кто впервые производит творение, а потом повторяет его. Это еще легче для Него. Для Него – высочайший пример в небесах и на земле. Он Великий, Мудрый!» Сура «Румы» 30:19-27

Так, хотя есть огромная дистанция между современной концепцией естествознания и древневосточными концепциями бытия, все же можно провести известные концептуальные параллели, что свидетельствует об их фундаментальности и глубине. И те философские идеалистические учения, опирающиеся на послания Господа, всегда были и остаются как бы комментариями соответственно тому уровню развития Господнего Слова.

Итак, посмотрим, чем же вакуум в его новейшем представлении напоминает небытие в средневековом понимании восточных философов, и что говорит по этому вопросу Коран?

В первую очередь вакуум напоминает небытие своей особой космологической ролью, а именно – изначальной способностью порождать по воле Господа из себя материальное бытие, т.е. Вселенные. К признанию такой поистине вселенской функции вакуума современные науки – космология и теоретическая физика – пришли не сразу. И эти две науки, идя разными путями, неожиданно сошлись. На идейном перекрестке всех этих наук вырастает новая концепция Мироздания. Поэтому ученые пришли к выводу о необходимости изучать нашу Вселенную со всех сторон, включив в нее и космологию, и физику, и биологию, и генетику, и все другие фундаментальные науки вместе в естествознании. Так как из начальных условий развития в вакууме электронов, а далее протонов и нейтронов вытекает Мироздание с его неизмеримым величием, а в нем – человеческая жизнь.

Как уже мы выше писали, в современной физике со времен построения английским ученым Полом Дираком релятивистской теории движения электрона (1928 г.) пустота имеет совершенно другое содержание. Выводы современной квантовой теории подтверждаются опытом: если удалить, скажем, из какого либо закрытого сосуда с помощью вакуумного насоса воздух и имеющиеся там материальные частицы, сосуд вовсе не становится пустым, как это считали во времена классической физики; несмотря на то, что вакуум в сосуде не содержит частиц или даже не имеющих массу покоя фотонов, однако там находятся так называемые «полуживые», виртуальные (воображаемые) тельца. И достаточно подействовать на них электромагнитным полем, которое возникнет при внесении в него зараженных частиц, чтобы они превратились в «живые», настоящие частицы материи. Вот почему в физической литературе вакуумом принято называть не абсолютную пустоту, а лишь пространство, не содержащее свободных частиц со связанными с ними полями.

Таким образом, из всего этого вытекает, что вакуум является «вместилищем» физических полей с минимальной энергией, а существование этих полей доказано современной физикой. И эти поля в вакууме совершают нулевые колебания. Применительно к гравитационному полю здесь речь идет о нулевых колебаниях геометрических свойств пустого пространства. «Он изводит живое из мертвого и изводит мертвое из живого». Сура 30:19

«Клянусь небом, обладателем возврата.

И землей, обладательницей раскалывания». Сура «Идущие ночью» 86:11,12

Все те процессы, с которыми мы знакомились выше, протекают в «мертвом», то есть в физическом вакууме. Из Господнего сообщения мы видим, что перед тем как «ожить», Вселенная находилась в «мертвом» состоянии, то есть в состоянии вакуума с «полуживыми» виртуальными тельцами. Там нет ни элементарных частиц, или зарядов, ни квантов какого-либо конкретного поля, где средние значения напряжения электрического и магнитного полей равны нулю. Там физические поля с минимальной энергией совершают нулевые колебания. И чтобы их превратить в настоящие частицы материи или, грубо говоря, «оживить», необходимо было возбудить физический вакуум энергией.

Вспомнив аят 24:35, мы находим более глубокий смысл вышеуказанного знамения, а также упоминания о роли Господа-Творца в оживлении физического вакуума или же в «изведении живого из мертвого» и, наоборот, «мертвого из живого», когда будет протекать обратный процесс «скручивания Вселенной».

Эволюционное развитие природы и общества

Прекрасные Имена-Атрибуты Господа:

(Аль-Хафидз)Понижающий, Замедляющий, Дающий плавное течение процессам, событиям и явлениям в эволюционном развитии.

(Ар-Рафи*)Возвышающий, Поднимающий до установленного предела развития; Снимающий; Прекращающий; Прерывающий течение процесса, Делающий эволюционный скачок развития.

Какова же величина этой минимальной энергии физического вакуума? Релятивистская космология и квантовая теория поля дают определенный ответ на этот вопрос.

Все началось с попыток Эйнштейна построить релятивистскую модель статичной, то есть неизменной во времени Вселенной еще в 1917 году. Эта попытка не удалась, так как Вселенная, где господствуют силы взаимного тяготения тел, не может быть устойчивой – она начнет либо расширяться, либо сжиматься; введя в теорию новый член, так называемую космологическую постоянную, являющуюся математическим обозначением дополнительной физической силы неизвестной природы, Эйнштейн хотел уравновесить по величине силы отталкивания с силами притяжения, зависящими не от физической природы вещества, а лишь от расстояния. Таким образом была создана картина стационарной Вселенной, где силы тяготения и отталкивания, уравновешивая друг друга, сохраняли в устойчивом состоянии ее пространственно-временный «каркас».

Но через несколько лет Фридман построил нестатическую (изменяющуюся во времени) космологическую модель, а спустя еще семь лет американский ученый Хаббл, открыв закон красного смещения спектральных линий далеких галактик, подтвердил выводы о нестационарности Вселенной. Дальнейшие исследования показали, что космологическая постоянная является функцией от энергии ее зависимой от температуры. При сверхвысоких температурах господствующих на самых ранних фазах развития космической материи, находящейся в «мешке» сильно искривленного пространства-времени, космологическая постоянная была очень большой, а самое главное – по знаку положительной. Иначе говоря, в далеком прошлом вакуум мог находиться в чрезвычайно необычном физическом состоянии, характеризуемом наличием мощных сил отталкивания, именно эти силы и послужили физической причиной «Большого взрыва» и последующего быстрого раздувания Вселенной.

«И небо Мы воздвигли Мощью Нашей, и ведь Мы расширители». Сура 51:47

Обратим внимание еще на одно обстоятельство причин и последствий развития Вселенной из вакуума – так называемый фазовый переход как классическое физическое представление. В физике такое явление называют качественное превращение вещества, сопровождающееся резким переходом одного его состояния в другое.

Так, если мы обратимся к Корану, найдем такое сообщение Господа:

«Аллах – тот, кто Воздвиг небеса без опор, которые бы вы видели, потом утвердился на троне и подчинил солнце и луну (соответственно Вселенную), все течет до определенного предела. Он управляет своим делом, устанавливает ясно знамения, – может быть, вы уверитесь во встрече с вашим Господом!» Сура «Гром» 13:2;

«Разве ты не видишь, что Аллах вводит ночь в день и вводит день в ночь, и Он подчинил солнце и луну, – всякий направляется к определенному пределу, и что Аллах сведущ в том, что вы делаете!» Сура «Лукман» 31:29

«Он вводит ночь в день, а день вводит в ночь; Он подчинил солнце и луну (Вселенную) – все движется до определенного предела. Аллах – Господь ваш, Ему принадлежит Власть, а те, кого призываете вы помимо Него, не владеют и финиковой кожицей». Сура «Ангелы» 35:13

«Он сотворил небеса и землю в истине; Он обвивает ночью день и днем обвивает ночь; Он подчинил солнце и луну, – все течет до установленного предела; Он Великий Прощающий!» Сура «Толпы» 39:5

Обратим внимание на слова Творца: сначала описывает сотворение небес (Вселенных), над всеми которыми Он власть имеет (и только достижения современной науки более-менее начали описывать их пределы и границы), а потом земли, которые люди тысячелетиями представляли центром и основной обителью всех творений. А что касается введения или обвивания ночи днем и наоборот, то это косвенно указывает на вращение земли вокруг своей оси и вокруг солнца.

Есть еще вселенский день и ночь. Господь в другом знамении говорит: «Клянусь небом, обладателем возврата...» Сура 86:11. Не предупреждает ли Он о возврате Вселенной обратно в физический вакуум, то есть во вселенскую «ночь», после вселенского «дня», в которой сейчас мы находимся, тогда как переход вселенской «ночи» во вселенский «день» для нашей Вселенной уже был? А Его слова:

«От Господа – Обладателя ступеней» 70:3

«Он Первый и Последний, Явный и Тайный, и Он о всякой вещи знающ», «все течет до установленного предела» 57:3

«Для всякого предела – своя Книга (законов)». 13:38

В физическом вакууме, который кипел и в котором протекали процессы программирования, подготовки генетического кодирования будущей раздувающей Вселенной, достигнув определенного предела кипения, происходит скачок, фазовый переход – образуется вещество, не об этом ли говорят выше указанные знамения, которые повторяются в Коране неоднократно?

Используя эти знамения, «великие» отцы материализма в свое время вывели наиболее общие законы развития природы и общества, но умолчали об источнике, которым они воспользовались для выведения ниже перечисленных законов диалектического «материализма»:

1.Все течет и все движется; здесь они не использовали полностью вышеуказанный аят «все движется до определенного (установленного) предела» 13:2

2.Закон отрицания, – где происходит отрицание предыдущего состояния после определенного предела движения, вытекает из этого же знамения и из знамения

«От Господа – обладателя ступеней (фаз, периодов, уровней)».70:3

3.Закон количественного перехода в качественное, возникающее новое качественное состояние происходит после определенных количественных движений.

Как указано выше, исходным состоянием, давшим начало раздувающейся Вселенной, считается физический (гравитационный) вакуум. Так, резкие изменения, сопутствующие процессу чрезвычайно быстрого (экспоненциального космологического расширения пространства, характеризующиеся фантастическими цифрами весом 1045 тонн), отмечают ученые, возникла из единственного вакуумного пузыря размером меньше 10–35 сантиметров, и обладал массой всего-навсего одной стотысячной долей грамма. Что касается процесса ускоренного расширения, вследствие которого первоначальный зародыш Вселенной раздулся до теперешних размеров Метагалактики (28 см.), он продолжался немногим более 10 –32 секунды.

Изменение размерности пространства в ходе становления Вселенной выдвинул еще Абу Али Ибн Сина, согласно его описанию, Вселенная которая зародилась в виде точечного геометрического образования, которое вытянулось в линию, линия развернулась в плоскость, а плоскость в свою очередь превратилась в трехмерное тело.

Нельзя забывать, что талантливейший ученый-энциклопедист, философ, врач эпохи Средневековья Авиценна уже в 10 лет знал наизусть Коран и в своих исследованиях опирался на Него, и эти выводы ученого вытекают из следующего Господнего знамения в Коране:

«В тот день, когда Мы скрутим небо, как писец свертывает свитки; как Мы создали первое творение, так Мы его повторим, по обещанию от Нас. Поистине Мы всегда действуем!» Сура «Пророки» 21:104

Достижения современных наук, в первую очередь теоретической физики, открытие кваркового строения элементарных частиц (протонов, нейтронов), доказательство отсутствия массы покоя элементарных частиц, разработка единой теории фундаментальных физических взаимодействий: сильного, слабого, электромагнитного и гравитационного – в очередной раз подтверждает несотворенность Корана Благородного.

«Мы потом откроем им наше знамение в структурах (Мироздания) и об них самих» Сура «Разъяснены» 41:53

Со времен Адама и Евы, то есть с момента появления разумного человека, из поколения в поколение, начиная с мыслителей античности, средневековья и до современности, ученые занимаются исследованием возникновения и развития Вселенной, и в этих исследованиях опыт убедительно свидетельствует об относительности всего человеческого познания. Вспомним слова великого английского писателя Бернарда Шоу, сказанные в 1921 году на торжествах, устроенных в честь Эйнштейна. Особенно убедителен опыт восьмидесятилетнего развития релятивистской космологии, которая сделала огромный рывок: ею был взят не один познавательный рубеж, казавшийся ранее неопределимым. Воля Творца, создавшего разумного человека как Своего наместника на земле, которому Он дал знать о Себе через Свои послания такими выражениями, как «Знающий таинственное и явное», «Творец небес и земель» и т. д., а также в знамениях – аятах, описывающих Его Качества,таких как «Айат ал Курсию»:

«Аллах – нет божества, кроме Него, Вечно живого, Вечно сущего (Вседержателя)...» Сура 2:255; «Аллах – свет небес и земли...» Сура 24:35 и другие говорят человеку с одной стороны: «А они не постигают ничего из Его знания, кроме того, что Он пожелает» (2:255), и с другой: «Мы откроем им из наших знамений о структурных уровнях (ступенях, слоях, измерениях) и в них самих, пока не станет им ясно, что это Коран – истина. Разве не достаточно для твоего Господа, что Он о всякой вещи свидетель?»

«О! Они ведь в сомнении о встрече с Господом! О, ведь Он объемлет всякую вещь!» Сура «Разъяснены» 41:53,54

Также описание эпизодов преклонения перед человеком как наместником Господа на земле, даже ангелов, которые служат Господу и безукоризненно выполняют Его указания. На какой высокий уровень Господь поставил человека, которому открывает из Своих таинств законы о сотворении и развитии Вселенной! Но, тем не менее, человек при каждом новом открытии начинает видеть себя выше всего, как будто он сам сотворил эти законы и установил их, хотя он даже незначительно не может их изменить, кроме как познать и воспользоваться ими для своих земных нужд. Поэтому в Коране Господь предупреждает:

«Аллаху принадлежит то, что в небесах и на земле. Поистине Аллах – богат и преславен!

Если бы все то, что на земле из деревьев, – перья, а морю, кроме него, помогли бы еще семь морей, не иссякли бы словеса Аллаха. Поистине Аллах – Всеслышащий и Всевидящий!» Сура «Лукман» 31:26,27

Сколько у Господа выборов сотворения начальных условий и генетического программирования эволюционирующих Вселенных, сосчитать ли их нам? Термины «Самавати», «миры» «Земли» многократно упоминаются в Коране. И указывается множественность их, и не только в связи с их формой множественного числа, но также в связи с их символическим цифровым обозначением – семь. Так это число использовано по всему Корану 24 раза для различных цифровых количеств. А в арабском лексиконе цифра «семь» используется часто для указания множественности. Известно, что римляне и греки так же использовали цифру семь в значениях неопределенного количества множественности. В Коране цифра «семь» упоминается по отношению к самим небесам, что само уже указывает множественность.

«Мы создали выше вас семь путей. Мы не были небрежными к тварям». Сура «Верующие» 23:17

«Который создал семь небес рядами. Ты не видишь в творении Милосердного никакой несоразмерности. Обрати свой взор, увидишь ли ты расстройство?» Сура «Власть» 67:3

«Разве вы не видите, как сотворил Аллах семь небес рядами?» Сура «Нух» 71:15

«И построили над вами семь твердей,..» Сура «Весть»78:12

Комментаторы Корана согласны с тем, что во всех этих аятах число «семь» означает нечто иное, указывающее на множественность. Следовательно, имеется много небес и земель, и это есть настоящий сюрприз для тех, кто читает Коран, – узнать, что таких небес, то есть Вселенных или же Метагалактик, и таких земель, как наша, может быть очень много: «Аллах – тот, кто сотворил семь небес и из земли столько же. Нисходит повеление между ними, чтобы вы знали, что Аллах над всем мощен и что Аллах все объемлет знанием». Сура «Развод» 65:12.

Поскольку «семь» указывает на неопределенное множество, как мы уже видели, мы можем сделать выводы, что текст Корана явственно указывает на существование более чем одной Вселенной и земель (пространство – время). То есть кроме нашей собственной Вселенной (пространство – время) и нашей земли есть другие Вселенные, и в этих Вселенных несметное количество земель – планет.

Другое наблюдение 20 века, которое может удивить человеческий разум и вновь напомнить о непостижимости познания творения Господа, – это тот факт, что в Коране упоминают три группы вещей, сотворенных на небесах, на земле, между небесами и землей. Не говорится ли в этих стихах о Метагалактиках и о параллельных мирах или измерениях с другими пространственно-временными параметрами, которые могут быть сотворены, создав другие начальные условия и другие фундаментальные постоянные. Законы эволюции этих миров, конечно, остаются за пределами современных физических законов, и нам остается только задавать вопросы, как в свое время Эйнштейн вопрошал: «Сосчитать ли нам все те бесконечные возможности выбора Господа Всевышнего при сотворении миров?» Конечно, надо знать, что Эйнштейн понимал, что какого бы прогресса ни достиг человек, космология будет не в состоянии теоретически воссоздать эти условия, не говоря о практическом моменте. И в итоге оказываются всегда правы религия и небесные послания. Вот несколько знамений о трех группах сотворенных вещей и вложенных миров.

«Ему принадлежит то, что на небесах, и что на земле, и что между ними, и что под землей!» Сура «Та Гьа» 20:6

«Аллах – тот, который сотворил небеса и землю и то, что между ними, в шесть этапов (периодов – вселенских дней), потом утвердился на троне, – нет у вас помимо Него защитника и заступника. Разве вы не вспомните? Он распределяет Свое повеление с неба на землю, потом оно восходит к Нему в некий день, протяжение которого – тысяча лет, как вы считаете. Это – Ведающий скрытое и явное, Славный, Милосердный, Который прекрасно сделал всякую вещь, которую сотворил, и начал творение человека из глины, потом сделал потомство его из капли жалкой воды, потом выровнял его и вдул в него из Своего духа и устроил вам слух, зрение и сердце. Мало вы благодарны!» Сура «Поклон» 32:4-9

«И сотворили Мы небеса и землю, и то, что между ними в шесть дней, и не коснулась Нас усталость». Сура «Каф» 50:38

Читатели, изучающие Коран постоянно, заметили, что эта Книга не дает описание сотворения Миров, т.е. небес и земель, полностью в одной Суре. Повествование о Сотворении мы находим во многих сурах этой Книги фрагментами, которые затрагивают определенные аспекты Сотворения и дают информацию о последующих событиях, обозначая их развитие с различными степенями детальности. Поэтому чтобы получить четкое представление о сотворении, нужно все части детали собирать вместе. В тоже время знамения Корана описывают события, коротко, лаконично, эти события бессмысленно было бы описывать в полном объеме, как сказано в самом Коране: «Если бы море было чернилами для слов Господа моего, то иссякло бы море раньше, чем иссякли слова Господа моего, даже если бы Мы добавили еще подобное этому». Сура «Пещера» 18:109

 

Вселенские дни

 

С другой стороны, читатель, конечно, обратил внимание на то, что процесс сотворения в откровениях Корана происходит в шестидневный срок (возможно, библейское описание сотворения мира занимает такой же срок). Однако если в большинстве своем читатель подумает о нашем земном дне, то многие могут удивиться и не поверить. В то же время вряд ли мы имеем право обвинять переводчиков, которые перевели это арабское слово (Наум) по его наиболее общему значению, как это обычно бывает выражено в переводах.

Однако переводчики все еще продолжают переводить словом «день» (Наум) множественное число (айам). Его самый распространенный смысл – «день», но это слово имеет и другое значение, оно также переводится как «период». Во множественном числе (айами) может означать не просто «дни» но также и «долгие промежутки времени», неопределенно долгий период времени. Значение «период времени», которое содержит это слово, распространено повсюду в Коране, для различных объектов Вселенной имеет разные периоды течения времени. Так, если один день для планеты Земля равен одному обороту вокруг своей оси, то продолжительность одного дня нашей галактики, (полный оборот вокруг своего оси) равняется около 270 млн. наших лет. Теперь представьте, какое время займет один оборот вокруг своей оси Метагалактики – Мироздания. При сотворении Мироздания Господь, возможно, имеет в виду Метагалактические дни, Творцу только известно. Для примера приведем такой аят из Корана:

«От Господа, обладателя ступеней. Восходят ангелы и Дух к Нему в День, величина которого пятьдесят тысяч лет» Сура «Ступени» 70:3,4

«Аллах – тот, который сотворил небеса и землю и то, что между ними в шесть вселенских дней, потом утвердился на троне. Нет у вас помимо Него защитника и заступника. Разве вы не вспомните Его!»

Он (Господь) распределяет Свое повеление с неба на землю, потом оно восходит к Нему в некий день, протяжение которого – тысяча лет, как вы знаете(считаете)».

Сура «Поклон» 32:4,5

Поэтому в комментариях к каждому аяту, имеющему отношение к стадиям сотворения, необходимо понимание этого слова. Как бы то ни было,  по смыслу это слово в действительности означает очень долгий период, «век» или «эру». Таким образом, в случае с Сотворением мира Коран допускает долгие периоды в количестве шести таковых Вселенских или Метагалактических дней. Очевидно, что современная наука не позволяет человеку установить тот факт, что сложные стадии в процессе формирования Вселенной исчисляются именно числом «шесть», но она ясно показывает, что существовали именно долгие периоды, по сравнению с которыми «дни», как мы убедились, явно несерьезны. Один из наиболее длинных отрывков, имеющих отношение к Сотворению, описывает последнее при помощи сопоставления земных и небесных событий. Обратите внимание на следующие аяты:

«Разве вы не веруете в Того, Кто сотворил землю в два (вселенских) дня и делаете Ему равных? Это Господь миров!»

И устроил Он на ней прочно стоящие (горы) сверху ее, и благословил ее, и распределил на ней ее пропитание в четыре дня, ровно для всех просящих (которые должны появиться на земле и будут нуждаться в определенном количестве пропитания).

Потом (вместе с тем) утвердился Он к небесам – а они были дымом – и сказали им и земле: «Приходите добровольно или невольно!» И сказали они: «Мы приходим добровольно». И установил Он из них семь небес в два вселенских дня и внушил каждому небу его дело, и разукрасили Мы ближайшее небо светильниками и для охраны, Таково установление Великого Мудрого». Сура «Разъяснены» 41:9-12

В этих четырех аятах суры собрано огромное количество информации, поэтому необходимо будет нам возвращаться к ним неоднократно, и содержат они следующие моменты. Во-первых, Господь миров сообщает как бы о первом этапе сотворения земли в два вселенских дня. Если современная наука говорит о том, что возраст Вселенной с момента «Большого взрыва» около 12,5 млрд. лет, а возраст земли около 5 млрд. лет, то получается, что процесс эволюционного развития планеты земли продолжается в течение примерно двух периодов или двух вселенских дней, равных около двум миллиардам наших лет. Если к этому прибавить и четыре вселенских дня (периода) до окончательной подготовки земли – созревания на ней подземных, наземных и надземных недр, необходимых для всех творений, полезных ископаемых, растений, а далее животных, – получается, что сотворение и развитие нашей планеты происходит практически одновременно со вторым периодом звездообразования. Этот период соответствует рождению звезды, подобной Солнцу, где имеются все элементы таблицы Менделеева.

И еще сообщает Господь, что он установил на ней прочно стоящие горы. Мы более подробно остановимся на этом вопросе ниже, но пока хочется сообщить о той огромной роли, которую играют горы, соразмеряя колебания земной коры (которая колеблется как пульсирующее сердце). Далее соразмерив колебания, в более продолжительное время Господь готовит ее для жизни живых существ, о чем говорится далее в аяте. Господь сообщает в этом же аяте что «пропитание», то есть обеспечение, начиная с земных недр, всеми необходимыми, готовит в два раза более продолжительное время – в четыре периода, равное практически пяти миллиардам лет и более. Чтобы им всем хватило и недр, и леса, и посевов, и пресных вод и т. д.

Господь далее сообщает: «потом утвердился к небесам». Как же понимать это знамение Господа? Учитывая, что арабское слово «сьумма» переводится также как «сопряженно, вместе с тем», данный аят сообщает о незавершенности на небесах, то есть во Вселенной, эволюционных процессов. В настоящее время также продолжаются на небесах процессы сотворения – возникновения галактик, звезд и планет, то есть звездообразование и их гибель – затухание, образование солнечных систем и других процессов, описываемых современной космологией.

Следующее сообщение Господа: «...а они были дымом». Мы знаем, что дым появляется от огня. Конечно, мы не должны забывать, что этот дым – не обычный дым, а результат горячего состояния, так называемой горячей модели раздувающей Вселенной перед началом образования галактик, звезд, планет, комет и т. д. (которые продолжают образовываться и по настоящее время). Следующие символичные Слова Творца: «Приходите добровольно или невольно! И сказали первобытные звездные системы и земли: «мы придем добровольно». То есть полная подчиненность законам Господа в своих движениях по заданным Господом орбитам, небосводу; протекание всех процессов развития в них по заданной Господом-Творцом программе. И возвращение к Господу по законам, установленным Творцом; завершают свой Вселенский путь «добровольно», в полном подчинении законам Господа.

Что касается следующего знамения «И установил Он из них, (то есть из дыма) семь небес в два дня», то есть Метагалактик. «И внушил каждому небу его дело», – Господь сотворил семь небес, и каждая из них развивается по тем законам, который установил Господь для каждого неба – Вселенной.

«И разукрасили Мы ближайшее небо светильниками и для охраны». Вся видимая и невидимая части нашей Метагалактики – нашей Вселенной – осыпаны светильниками – звездами, для человеческого глаза ими разукрашено ближайшее небо, то есть наша галактика осыпана звездами – светящими. Но и еще «для охраны» – это имеет другой смысл, о котором поговорим ниже. Для охраны или обеспечения жизни в окружающих их планетах, так как без звезд – солнца нет жизни».

«Таково установление Великого, Мудрого», – установил Господь – Аллах. Так рассчитал, запрограммировал развитие и эволюцию Вселенной, начиная от мельчайших частиц  – кварков – и кончая всем Мирозданием.

«И что Аллах все объемлет Знанием!» Сура 65:12

Обратите внимание: материалисты, а нынче атеисты «дарвиновской эволюции видов животных» боролись и борются против религии. А Господь, установив законы, описывает Сотворение и развитие не только растений и животных, но и эволюцию во всем. Аллах, славен Он и величествен, сотворил – запрограммировал – «Мироздание» в пустоте (в физическом вакууме). Потом создает горячий зародыш Вселенной, который, расширяясь и остывая, переходит в следующее газообразное состояние – остывший «дым». Потом из этого дыма поэтапно создает галактики, звезды, солнечные системы, планеты, кометы и все другие творения. Что же противоречит эволюции, сотворение и развитие по установленным законам Творца-Господа? Об эволюционном развитии всего того, что сотворено Творцом, говорит еще знамение Господа в Коране: «Все (всякая вещь) движется до назначенного предела».

В вышеуказанных знамениях, как в Суре 7:54, упоминает Господь о сотворении земли и небес, и как бы не указывает последовательность в создании их. В наш век, век научно-технического прогресса, только за последние несколько столетий, как стало известно о том, что земля вращается вокруг солнца со скоростью 30 км/сек.. А Солнце, в свою очередь, вместе с Землей вращается по орбите вокруг оси галактики со скоростью 200 км/сек.. Галактика, вращаясь вокруг своего ядра – оси, – движется в Метагалактике по орбите со скоростью 1000 км/сек. Поэтому мы уверенно можем сказать, что в период геоцентризма центром Вселенной считали на западе в прошлые века Землю, и люди, особенно не вникая в подробности, обращали внимание в первую очередь на сотворение Земли, а потом обращали внимание на небо. Но Господь в своем Послании все же описывает последовательность различных событий сотворения. И об этом говорится в Коране:

«Вас ли труднее для создания или небо? Он его построил; воздвиг, своди его, и устроил (сделал совершенным), омрачил ночь его и вывел зарю, и землю после этого распростер (накатав как каток яйцевидной формы), вывел из нее ее воду и пастбище, и горы – Он утвердил их, на пользу вам и вашим скотам». Сура «Вырывающие» 79:27-33

Следовательно, здесь протекают две группы явлений: небесные и земные, упомянутые как бы взаимосвязано во временном контексте. Это упоминание указывает на то, что «Он построил», то есть сотворил Вселенную в физическом вакууме, превратив энергию – Свой Нур – в материю, в сверхгорячую, сверхтяжелую и в сверхплотную массу. Потом «воздвиг его свод», то есть раздул ее как дымовой шар, «а потом устроил» – создав галактики, звезды планеты, в том числе и планету Земля. И здесь упоминание «Омрачил ночь его и вывел зарю» указывает на то, что планета земля уже существовала задолго, ибо «Он создал ее», как указывает Сура 41 аят 9, за два вселенских дня, прежде чем была «распростерта» (за четыре вселенских дня). В дальнейшем земля последовательно существовала с Вселенной, когда Всевышний продолжает творить на небесах звездные системы, планеты (Сура 2 аят 29). Период «простирания» продолжается в четыре вселенских дня (периода). Как мы уже указывали, в очень продолжительное время, в два раза большее время готовит Господь землю для живых существ, а в самом конце ее развития и для разумного человека «вывел из нее воду и пастбище» то есть создал все необходимое. «И горы – Он утвердил» соразмерив колебание земли с помощью горных хребтов, а также создав на земле пластины – «бассейны рек» – и наклонив эти пластины то в одну, то в другую сторону – чтобы реки текли в моря и озера, и был круговорот воды – «На пользу вам и вашим скотам».

Отсюда появляется понятие «сопутствования», то есть параллельного развития небесной и земной эволюции, где оба эти явления протекают одновременно и сцеплены друг с другом. Что касается основного процесса формирования Вселенной, то этот процесс синтеза явлений, составляющих основной процесс формирования Вселенной, Творец описал в двух аятах Корана:

«Разве не знают те, которые не верили, что небеса и земли были соединены, а Мы их разделили и сделали из воды всякую вещь живую? Неужели они не уверуют?» Сура «Пророки» 21:30

«Потом обратился Он к небесам – а они были дымом – и сказал им и земле: «Приходите добровольно или невольно!» И Сказали они: «Мы приходим добровольно». Сура «Разъяснены» 41:11

Как мы уже говорили, вся наблюдаемая Вселенная (общим «весом» в 1045 тонн) возникла из единственного вакуумного пузыря, вес которого был всего одна тысячная доля грамма. Процесс начался в вакууме, где непрерывно проходили процессы рождения и уничтожения виртуальных частиц. Не вникая в подробности так называемого «кипения» вакуума, можем говорить, что этот период сотворения Вселенной Аллагь, Славен Он и Величествен, как бы косвенно выражает и в суре: «Аллагь – свет небес и земли... выводит живое из мертвого и изводит мертвое из живого».

Закон сохранения энергии

Прекрасное Имя-Атрибут, одно из 99 Имен Всевышнего: (Ан-Нур) – Свет. Энергия Творца, от Которого исходят основа и структура небес и земель, на котором базируется их субстанция и существование и который определяет их закономерности. В фундаментальном значении в Коране Аллагь назван Светом – не в смысле «луч света», на который реагирует глазной нерв, а в переносном смысле. Он Один является первопричиной света – энергии во всем Мироздании. В этом смысле Аллагь является абсолютным Светом.

Современная наука пришла к выводу, что нет массы покоя вещества и нет непроходимой границы между полем и веществом, и на уровне элементарных частиц протекают процессы взаимопревращения поля и вещества. Так фотоны могут превращаться в электрон-позитронные пары, и эти пары, самоуничтожаясь при столкновении, превращаются в фотоны. Из этого вытекает, что если в прошлом рассматривались поля и материи по отдельности, то в настоящее время рассматриваются совместно. Таким образом, исчезает фактическая граница между веществом и полем и на фундаментальном уровне все грани в природе в действительности оказывается условными.

Не это ли сообщает Господь в Своем Послании:

«Аллах – Свет небес и земли. Его Свет точно ниша; в ней светильник; светильник в стекле; стекло – точно жемчужная звезда. Зажигается он от дерева благословенного – маслины, ни восточной, ни западной. Масло ее готово воспламениться, хотя бы его и не коснулся огонь. Свет на свете! Ведет Аллах к Своему свету кого пожелает и приводит Аллах притчи для людей. Аллах сведущ о всякой вещи!» Сура 24:35

«Нур» – (свет) Аллаха составляют небеса и земли. А что представляет собой «Нур», посмотрим из данных достижений современной науки.

По представлениям современной науки, вакуум – это не пустота, где ничего не присутствует. Вакуум – это физический объект, в котором непрерывно происходит рождение и уничтожение виртуальных частиц, то есть это материализация какой то порции энергии. Таким образом, получается, что вакуум – «что в стекле», не что иное, как динамическая система, которая обладает какой-то энергией, которая, как считают теоретические физики, все время перераспределяется между так называемыми виртуальными, то есть воображаемыми, частицами. Но считают, что энергия вакуума – наинизшее энергетическое состояние полей. А если имеется внешний источник энергии, в данном случае «светильник», то получится, что будут появляться не только виртуальные, но и обычные частицы и миры. Под «жемчужной звездой» «самопроизвольные» флуктуации вакуума рождают вселенные с разумным набором фундаментальных постоянных.

Если верить доводам нынешнего поколения атеистов, по их версии, в одной из таких областей случайно получился набор фундаментальных постоянных, годный для возникновения Вселенной и для последующего появления в этой Вселенной разумных существ, в том числе и человека. В ней мы и живем. А что касается других миров – Вселенных, пока мы о них ничего не знаем, только есть догадки о существовании таких миров.

А Господь говорит по-другому. Давайте подумаем, что представляет собой Нур Аллаха, который является светом небес и земли. В аяте сообщается, что «Нур Аллахаточно ниша, в которой светильник, светильник еще в стекле, а стекло как жемчужная звезда».

Резюмируя последние достижения науки, выдвинута гипотеза, согласно которой в центре Вселенной находится Разум, или Господь, или «Созидающее управляющее Ядро» – по научной терминологии. Или, как описывают Его современные средства информации, – своеобразный «Энергетический реактор», Сверхразумный и Всесильный, от которого исходят информационно-энергетические потоки. Эти потоки в соответствии с заданной программой проходят через всю Вселенную, которые, говоря простым языком, упаковываются в вещество – газ, жидкость, минерал, металл, живое существо. Как мы уже говорили выше, энергия превращается в материю, что соответствует законам физики.

Таким образом, все сущее: материя, живые существа и даже сознание – есть производные трех начал – разума Вселенной, информации и энергии. Так поразмыслим над аятом. Три составные части: «Нур» Аллаха – точно Ниша, светильник, стекло – жемчужная звезда. Удивительно закодированное выражение, где Сверхразум, Информация и неиссякаемая Энергия – Мощь, сотворив Вселенную фактически в физическом вакууме, постоянно поддерживает ее в информационно-энергетическом поле. И все это развивает и движет в определенном направлении, с заранее заданной программой. «По установлению Великого Мудрого» Сура 41:12

Конечно, мы можем познать из этого необычайного Мироздания только то, что пожелает Он – Творец Великий Мудрый. Но мы сошлемся на другое послание Господа: «Мы покажем им наши знамения по мирам «горизонтам–измерениям», и в них самих, пока не станет им ясно, что это (Книга) – Истина...». Хотим открыть глаза разумным людям: неразумная природа не самотворец и не творец разумного человека, а есть более разумный Сверхразум – Творец – Господь своего творения. Тот, Кому мы обязаны служить и от Кого зависимы.

«И знамением для вас земля мертвая; Мы оживили ее и вывели из нее зерно, которое вы едите.

Мы устроили на ней сады из пальм (деревьев) и виноградника и извели в ней источники, Чтобы они ели плоды их и то, что сделали их руки. Разве же они не возблагодарят?» Сура «Йа син» 36:33-35

Скажи: «Может быть, идет уже вслед за вами кое-что из того, с чем вы торопите.

И поистине, твой Господь – обладатель милости к людям, но большинство их неблагодарны! И поистине твой Господь знает то, что таят их сердца, и то, что обнаруживают! Нет ничего скрытого ни на небесах, ни на земле, чего не было в ясной Книге». Сура «Муравьи» 27:72-75