«Славь Имя Господа твоего Всевышнего,

Который сотворил (все сущее) и всему придал соразмерность,

Который предопределил судьбу творений и указал путь, …»

Сура Всевышний 86:

Наши далекие предки, всматриваясь ясной ночью в звездный небосвод, созерцая его величественную картину, не могли не прийти, как сказал философ Кант, «в безмолвное изумление» и не задаться вопросом: «Из чего создано это Мироздание? Каково же оно, кто его Творец и где сейчас Он?» Да и сейчас, когда имеются мощнейшие телескопы диаметром 12 и более метров и радиотелескопы, чуть-чуть не зондирующие край Вселенной, и электронные микроскопы, и атомные ускорители, видящие электроны, не покидает человечество не только изумление, но и унижение и утомление.

Да, разумный человек во все времена, от Адама и до наших дней, хочет объять необъятное, охватить единым взором всю Вселенную, что делается только Господом Творцом миров. «...Его Престол объемлет небеса и землю, и не тяготит Его охрана (содержание) их, – поистине, Он Высочайший (во всем), Мудрый»

Сура «Корова» 2:255

А человек только стремится к познанию, все ближе приближаясь к этому, как к миражу, спотыкаясь и ошибаясь, искажая истину, и очень часто делая противоположного характера выводы.

Истории, наверно, неизвестны народы, которые бы не задумывались над этим вопросом и не пытались ответить на него. Не думаю, что ответы были одинаковы в зависимости от уровня развития науки, культуры, духовности, хотя сущность вопросов была одна и та же. По этому поводу Всевышний, Славен Он и Всемогущ, говорит:

«О чем они расспрашивают друг друга?

О Вести великой,

Относительно которой они расходятся во мнениях.

Но нет, они узнают,

И еще раз нет, они узнают!..» Сура «Весть» 78:1-5

Во все времена вопрос происхождения Вселенной оставался центральным, как на востоке, так и на западе. Главная религиозная доктрина – творение мира из ничего Творцом. Она остается также главной мишенью идейной теоретической атаки со стороны материалистически мыслящих философов, которые были далеки от истинного понимания основ божественных посланий и, не понимая основ фундаментальных наук, не были объективны в своих философских выводах.

«Возвышает Аллах тех из вас, которые уверовали; тех, кому дано знание, – до высоких степеней. Аллах сведущ в том, что вы делаете!» Сура 58:11

«Поистине вспоминают (Аллаха) только обладатели разума!» Сура 3:11

Конечно же, они в основном противопоставляют этой религиозной концепции (основанную на основе Господнего послания) аристотелевскую концепцию извечности и нетленности космоса.

Еще в начале 11-го тысячелетия, на заре развития ислама, ученый и мыслитель Абу Хамид аль Газали в своем труде «Опровержение философов», приводя доводы против тех, кто выступает против космологической доктрины исламского вероучения, пишет: «Тот, кто говорит, что мир есть последующее по отношению к Аллаху, а Аллах – предшествующее к миру, может под этим понимать только то, что Аллах предшествует миру не во времени, а, в сущности. Подобно тому, как единица предшествует двойке по природе, хотя они могут существовать и одновременно, и подобно тому, как причина предшествует действию; так, например, движение человека предшествует движению предшествующей ему тени, движение руки в воде предшествует движению воды, но одно есть причина, а другое – действие. Ведь говорится: тень движется благодаря движению человека, и вода движется благодаря движению руки, но не говорится: человек движется благодаря тени и рука движется благодаря движению воды, хотя эти движения происходят одновременно.

Если же выражение «Творец предшествует миру» означает именно это, то отсюда следует, что или они должны быть извечными, ибо невозможно, чтобы одно имело начало во времени, а другое было извечным. Если это означает, что Творец предшествует миру и времени не в сущности, а во времени, то до существования мира и времени было время, когда мир был не существующим, поскольку существование предшествовало не существованию, а Аллах предшествовал ему в течение долгого времени, которое имело конец, но не имело начала. Но в таком случае до времени имело бесконечное время, а это противоречиво.

Следовательно, утверждение, что время имело начало - нелепо. А если время, которое выражает собой меру движения, должно быть извечным, то и движение должно быть извечным. Если извечность движения есть необходимость, то необходимо и извечность движущегося, благодаря длительности движения, которого длится время...».

Вот какими простыми примерами и вытекающими из них выводами еще в те времена, на том уровне научного достижения старались понять относительность и взаимосвязанность пространства и времени те мыслители ученые, которые старались понять Послание Творца – Коран. Мы ниже постараемся разобраться, опираясь на современную теоретическую физику, вопросы относительности пространства и времени, и что говорит Господь по этому и другим вопросам.

Они понимали, что Господь может предшествовать пространству и времени в сущности, но не во времени. И вне этого пространственно-временного состояния есть другие пространственно-временные состояния, в сущности, не соответствующие нашему (земному) времени, где теряется смысл равномерного последовательного течения времени (от прошлого к будущему) в четырехмерном пространстве-времени.

Возьмем, к примеру, следующие знамения Корана, видимо, опираясь на которые, сделал вышеуказанные выводы знаменитый средневековый ученый востока Абу Ахмад ал Газали. Сура 24:35, где Господь говорит:

«Аллах нур – (свет) небес и земли {Аллаха нур- (свет) – небеса и земли}. Его свет точно ниша; в ней светильник; светильник в стекле; стекло точно жемчужная звезда. Зажигается он от дерева благословенного маслины, ни восточной, ни западной. Масло ее готово воспламениться, хотя бы его и не коснулся огонь. Свет на свете! Ведет Аллах к Своему свету, кого пожелает, и приводит Аллах притчи для людей! Аллах сведущ о всякой вещи!» Сура «Свет» 24:35

«Он Первый и Последний, Явный и Тайный, и Он о всякой вещи знающ». Сура «Железо» 57:3

Из этих знамений мы видим что, как сам Господь, так и Его нур (свет) вечны и не подлежат временному воздействию, в то же время перед Ним и начало, и завершение, и настоящее, и то, что в этом мире и в тех мирах, которые мы не можем ни видеть, ни представить. В тоже время Он – Творец этих времен и миров.

Логика этого доказательства на сегодняшний день не потеряла своего значения, и уверенно можно сказать, что она практически соответствует некоторым философским аргументациям бесконечности Вселенной во времени, которое может течь с разной скоростью в любых направлениях: и вперед и назад, и останавливаться, и ускоряться и замедляться. Что касается проблемы нулевого момента времени и его физической трактовки в рамках эволюционирующей Вселенной, то, возможно, мы найдем спутывание одного с другим, т.е. в состоянии ли человек и его разум усвоить все это.

Невозможность творения мира из ничего в каком-то этапе времени старался доказать также великий ученый и мыслитель Средневековья, периода исламского ренессанса Абу Али Ибн Сина. Он пишет:

«Если бы это было возможно и в самом деле, то это означало бы, что Господь, как деятельная причина Вселенной, не был таковым до ее сотворения. Это значит, свойство быть деятельной причиной не есть необходимое свойство, что не соответствует абсолютной необходимости всех свойств божества: к тому же если Господь мог стать деятельной причиной, не будучи таковым, перед сотворением Вселенной это означало бы, что Он, в сущности, изменчив, но это уже противоречит идее совершенства Бога».

В одном из своих философских произведений Ибн Сина, ссылаясь на вышеуказанное знамение Корана, пишет: «Нечто не возникает из ничего, а образуется из чего-то, и притом из вещи, не родственной ему и не схожей с ним по своей природе. Нельзя считать возникшей из ничего и ее (первозданную вещь), в противном случае что сказать относительно руки и ноги, дома и мебели? Если сказать, что эти вещи образуются из ничего, то (посылка нашего рассуждения) становятся неверной. А если они образовались из какой-то вещи, то похожа ли эта вещь на них? В действительности же нельзя сказать: лицо образуется из лица, а кресло из кресла... (Более того) одна вещь возникает из другой вещи, которая не схожа с ней. Так говорят, что «кресло создано из дерева». Но как можно сказать, что предмет аналогичен тому, из чего и из какой формы он образовался, (хотя он) и образовался из чего-то, существующего до него, потерявшего (прежнею) форму и приобретшего данную форму, подобно тому, как из (деревянной) двери можно построить кресло, (они же) не похожи друг на друга?»

Данные рассуждения великого ученного исходят из знамения, где ученый, отвергая идею возникновения из ничего, рассуждает, что вещь могла бы возникнуть из другой вещи, не похожей с данной вещью и не адекватной ей (в данном случае из дерева можно сделать кресло, но нельзя никак сделать кресло из двери и из абсолютного ничего). Однако же протоматерия – Нур Аллаха – является «строительным» материалом всего сущего, но она не материальна – она есть энергия.

Как мы видим из вышеуказанных примеров, ученые исламского ренессанса никак не могли представить идею творения Мироздания из ничего и выступали против этой идеи, критикуя ее. Всеми путями, в разных вариантах доказывали они вечность круговорота протоматерии – Нура Аллаха. При этом они видели в славных Именах Творца атрибуты Его воздействия на Мироздание. У творца девяносто девять прекрасных имен, данных им Самим, учитывая Его влияние с момента сотворения Мироздания до ее уничтожения и дальнейшего повторного сотворения и развития.

«Разве тот, Кто создал небеса и землю, не в состоянии создать подобных им? Да, Он Творец, Мудрый!» Сура «Йа Син» 36:81

Опираясь на Послание Творца – Коран, восточные средневековые мыслители (Ибн Сина, Фараби и другие) выдвинули теорию эманации – истечение.

Это учение, вытекающее из знамений последнего Господнего послания, обновляло космогоническое учение древности, разработанное философами – древнегреческими неоплатониками, которое рисует объективную идеалистическую картину возникновения мира путем последовательного самоизменения из чистого бытия, которое тождественно с Творцом. В отличие от неоплатоников, эти мыслители подтверждали, что бытие не тождественно, а вытекает из Нура Творца.

Хотя атеисты в свое время всеми путями хотели сделать великого ученого и мыслителя Авиценну безбожником, тогда как все его трактаты и книги начинались с именем Творца (Во имя Аллаха Всемилостивого и Милосердного) и посвящались раскрытию сути Господнего Послания – Корана. А его слова: «Первое благо по своей сущности обнаруживает себя, проявляется перед всеми существующими вещами, Если бы Его сущность была скрыта от всех существующих вещей и не появилась перед ними, то Оно не могло бы быть познано и из Него ничего нельзя было бы получить», – говорят совершенно противоположное.

Ибн Сина и как знаток Корана, и как ученый-мыслитель считал, что Мироздание – не результат совокупного творения готовых вещей, стадиальное, ступенчатое развитие первоначала, которое к тому же не есть ничто, а есть нечто.

«Существующие вещи не созданы Всевышним Аллахом все вместе, а Он создал их в нисходящем порядке, отправляющемся от Него в виде цепи порядка», – эти слова Омара Хайяма, ученика Авиценны, мыслителя, философа и поэта не потеряли смысла и в наше время и говорят еще о том, что он глубоко знал божественную Книгу.

Останавливаясь на космологической концепции Ибн Сины, мы обязаны говорить об основах религиозного вероучения, следуя его идеологическому принципу детерминизма, где основная роль в развитии природы и общества, в причинной обусловленности всех явлений и процессов принадлежит Творцу. Он построил всеохватывающую структуру причинно-следственных связей, исходящую от Всевышнего Творца.

Эманативная космогония Ибн Сины исходила также от взаимосвязанности с основами ислама в учении о трансцендентности (потусторонности) Господа по отношению к миру.

Однако большое значение для понимания божественных качеств и деяний играет концепция «творение из ничего». Коран проводит четкую границу между имманентным и трансцендентным, между миром и Аллахом. Сотворенное мироздание представляет собой нечто радикально иное, нежели ее Творец – Аллах, и хотя вселенная преисполнена знамений, свидетельствующих о единстве Творца, творение не имеет шансов отождествиться с Ним, стать с ним единым и нераздельным целым, ибо «Небеса и земли» всего лишь свет – Нур Аллаха.

С точки зрения Корана трансцендентность относительна, и она объяснима по отношению к человеку, который находится в трехмерном измерении и не в состоянии представить многомерность. Тот, Кто владеет Высшим Разумом, – Творец, о Котором говорит Коран: «Он – Аллах, Творец, Создатель, Образователь... Он Великий, Мудрый!» Сура 59:24. Он – не только понимающий, но и сотворивший Мироздание – многомерное пространство-время по отношению к своему многомерному творению, не только не находится в трансцендентальном отношении, а наоборот, как бы «присутствует» везде, что будет объяснено ниже, и о чем говорят многие знамения Корана:

(«...и Мы ближе к нему (человеку), чем его шейная артерия.» Сура «Каф» 50:16

«Он – Первый и Последний, Явный и Тайный, и Он знает о всякой вещи». Сура «Железо» 57:3

«Ему принадлежит власть над небесами и землей; Он живит и мертвит: ведь Он – мощен над всякой вещью.

Ему принадлежит власть над небесами и землей, и к Аллаху возвращаются все дела». Сура «Железо» 57:2,5

«Хвали же Имя Господа твоего Великого!

Но нет, клянусь местом заката звезд!

А ведь это – Клятва, если бы вы знали, Великая.

Поистине, ведь это Коран благородный,

Находящееся в Хранимом Писании.

Прикасаются к нему только очищенные.

Ниспослание от Господа миров.

Неужели вы не веруете в это повествование?

И свою долю обращаете в то, что объявляете Его ложью.

А когда душа подступает к горлу,

И вы смотрите на умирающего, 

А Мы ближе к этому, чем вы сами, но вы не видите.

А если бы – разве не будете судимы,

Вы бы вернули ее обратно, если вы говорите правду!

Сура «Падающие» 56:74-86

«Разве ты не видишь, что Аллах знает то, что в небесах и что на земле? Не бывает тайной беседы трех, чтобы Он не был четвертым, или пяти, чтобы Он не был шестым; и меньше, чем это, и больше, без того, чтобы Он не был с ними, где бы ни были они. Потом сообщит Он им, что они делали, – в День воскресения. Ведь Аллах о всякой вещи знающ!» Сура «Препирательство» 58:7

Процесс эманации показывает роль исламского мировоззрения в рационалистической философии Ибн Сины (Авиценны),  который, размышляя над предметом веры, говорил: «Если сферы развития материального бытия – суть «ступени» самоизлияния Необходимо Сущего, то последнее по логике вещей не может быть никоим образом чуждым им». Ибн Сина проводит аналогию, где он сравнивает Необходимо Сущего с Солнцем, а мир – с его лучами. Эта аналогия Ибн Сины из основы исламского вероучения, из послания Творца, где Он Себя и Мироздание охарактеризует: «Аллах – нур небес и земель...» – (Аллаха (нур) свет – небеса и земли). Сура «Свет» 24:35

Подобные же идеи появляются у европейских натурфилософов средневековой эпохи. К примеру, итальянский мыслитель Франческо Патрици (1529–97) в своей книге «новой, истинной и здравой философии Вселенной» прибегает к теории эманации и, подобно Ибн Сине, обращается к Творцу всякого света «чтобы из Него вывести все вещи». И начинает историю мира от света этого источника, «который озаряет все мировое и около мировое, и запредельное пространство, которое распространяется по всему, изливается через все, во все проникает и, проникая, все формирует и вызывает к существованию, все живит, все содержит в себе, все поддерживает, все собирает и соединяет, и различает. Все это существует, освещается, согревается, живет, рождает, питается, растет, совершенствуется и увеличивается. Все Он обращает к себе, а обратив, очищает, все сохраняет и не дает обратиться в ничто».

Развитие и распространение атеистического мировоззрения 17–18 веках, ее негативное влияние на человечество в большинстве своем являлось из-за наличия искажений в предшествующих Господних посланиях. Возникновение разногласий между достижениями науки и средневековой инквизицией и одновременное игнорирование последнего Послания Творца после варварских крестовых походов на мирные высококультурные страны, население которых исповедовало Ислам и которые оказались под колониальным влиянием, – все это привело к уменьшению внимания к Книге Господа.

Господне Послание не представляло Мироздание как совокупность божественных тел, совершенных и вечных. А представляло в той гармонии, взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимозависимости эволюционирующих астрономических тел и части, начиная от электромагнитного колебания и кончая всем Мирозданием, что было и остается звеньями единой цепи эволюционного развития природы и общества во всем Мироздании:

«АЛЛАХ – тот, Кто воздвиг небеса без опор, которые бы вы видели, а также утвердился на Троне и подчинил солнце и луну: все течет до определенного предела. Он управляет (Своими) делами, устанавливает ясно знамения – может быть, вы уверитесь во встрече с вашим Господом!» Сура «Гром» 13:2

«Он вводить ночь в день, а день вводит в ночь; Он подчинил солнце и луну (звезды и планеты) – все движется до определенного предела.

Аллах – Господь ваш; Ему принадлежит Власть, а те, кого вы призываете помимо Него, не владеют и финиковой кожицей.

Если вы зовете их, они не слышат вашего зова, а если бы и слышали, то не ответили бы вам, а в День воскресения они откажутся от вашего соучастия. Никто не даст тебе вести (о будущей жизни) так, как Знающий!» Сура «Ангелы» 35:13,14

Вплоть до 20 века космогония ограничивалась изучением развития в пределах солнечной системы о происхождении, развитии и строении планет. Звезды, звездные системы, галактики, метагалактики, а также параллельные миры находились за горизонтом теоретического анализа, и поэтому невозможно было соответственно комментировать и объяснить должным образом многие знамения  из Послания его Творца – Заключительного Завета.

Все новые и новые достижения в области космологии, распространение и расширение знаний о галактиках, метагалактиках, а, в общем, о многомерной Вселенной являются доказательством Могущественности Творца и, конечно, бесконечности и беспредельности знания и мощи Всевышнего.

Человек, который читает Послание Творца и рассуждает над ним, осмысливая Его, связывает те разбросанные и закодированные знамения по всему тексту Корана, без сомнения уверен в достоверности Господнего Послания, в правдивости высказываний Господа и не сомневается в них, и у него крепкая вера.

А еще есть те, вокруг которых крутится сатана неверия, но они разумные люди, они обязаны сравнивать Господне Послание с современной наукой и сделать для себя выводы.

А кто не интересуется и не задумывается над этим, кем бы они себя ни представляли и не считали, они останутся в невежестве и в заблуждении.

Если мы задумаемся над знамения Корана в определенной последовательности, то мы сможем понимать Его:

«И счел народ твой это ложью, в то время как оно – истина. Скажи: «Я не поручитель за вас».

У каждого сообщения (знамения Корана) – установленное место и время толкования, (то есть научного объяснения), и вы узнаете!

А когда ты увидишь тех, которые погружаются в пучину пустословия о Наших знамениях, то отвернись от них, пока они не погрузятся в какой-нибудь другой рассказ. И если сатана заставить тебя забыть, то ты после напоминания не сиди с людьми неправедными». Сура «Скот» 6:66-68

«И небо Мы воздвигли Своей Мощью, а ведь Мы – Расширители.

И землю Мы разостлали. И прекрасные устроители Мы!

И из всякой вещи Мы сотворили пару, – может быть, вы пораздумаете!

Стремитесь же к Аллаху: я от Него для вас увещатель явный

И не устраивайте с Аллахом другого божества: я для вас от Него увещатель явный.

Так ведь и к тем, кто был перед ними, не приходил посланник без того, чтобы они не сказали: «колдун или одержимый!» Сура «Рассеивающие» 51:47-52

Оставим на стороне взгляды тех, кто в различные исторические периоды комментировал знамения, связанные с возникновением и развитием нашего Мироздания (учитывая их уровень научного представления о Вселенной). Тогда представляли Мироздание либо геоцентрическим – считали, что Господь создал землю и небо вместе, а потом воздвиг небо над землей, где центром мира является земля; либо гелиоцентрическим – солнце как центр всего Мироздания.

Обратимся к достижениям современного естествознания, которое представило человечеству сведения о первотолчке, с которого начался процесс сотворения величественного многомерного Мироздания (размеры которого от предполагаемого его края до центра составляют 25 миллиардов световых лет при скорости света 300 тысяч км/сек.). Как известно, это дало начало и поныне наблюдаемому процессу расширения, и эволюционного развития.

Теория Большого взрыва, где все части Вселенной начали одновременно расширяться, как об этом сообщает Творец, и синхронное начало этого расширения – эволюционное развитие, наводит на мысль: кто установил законы развития и дал команду?

Каких только названий ни давали тому процессу, который изумил и удивил умы, – грандиозному процессу сотворения Вселенной посредством ее расширения или раздувания (с вселенской скоростью на первом этапе), который продолжается и поныне со скоростью 50–100 км в секунду. Поэтому Коранические слова «...и Мы ее Расширяющие (Расширители)» говорят о том, что процесс еще не остановился и продолжается расширение.

Об этом потом, а пока этот знамение отвечает на первый вопрос: с чего все пошло, и как это Вселенная стала такой, какой мы ее видим, и каковы были те исходные условия, которые положили началу крупномасштабному расширяющему и организующему движению Вселенной?

Теперь обратим внимание, на заданные вышеуказанные вопросы такими знамения из Корана:

«Поистине Господь Ваш – Аллах, который создал и небеса, и землю в шесть вселенских дней, а затем утвердился на троне. Он покрывает ночью день, который непрестанно за ней движется...

И солнце, и луна, и звезды, подчиненные Его власти. О да! Ему принадлежит и создание, и власть. Благословен Аллах, Господь миров!» Сура «Преграды» 7:54

«Скажи: Разве вы не веруете в того, Кто сотворил землю в два вселенских дня, и делаете Ему равных? Это – Господь миров!

И устроил Он в ней прочно стоящие сверху нее (горы) и благословил ее и распределил на ней ее пропитание в четыре дня – ровно для всех нуждающихся.

Потом утвердился Он к небесам – а они были дымом – и сказал им и земле: «Приходите по доброй воле или не вольно!» И сказали они: «Мы приходим по доброй воле».

И установил Он из них семь небес в два дня и внушил каждому небу его дело: и разукрасили Мы ближайшее небо светильниками и для охраны. Таково установление (предопределение) Могущественного, Мудрого». Сура «Разъяснены» 41:9-12

«Он – тот, который сотворил вам все, что на земле, потом обратился к небу и устроил его из семи небес. Он о всякой вещи знающ!» Сура «Корова» 2:29

«Поистине Господь ваш – Аллах, который сотворил небеса и землю в шесть (вселенских) дней, потом утвердился на Троне, управляя Своим делом. Нет заступника иначе, как после Его позволения. Это для вас Аллах, ваш Господь, поклоняйтесь же ему! Разве вы не опомнитесь!» Сура «Йунус» 10:3.

«Аллах – тот, кто воздвиг небеса без опор, которые бы вы видели, потом утвердился на троне и подчинил себе солнце и луну (звезды и планеты), все движется до определенного предела. Он управляет (своим) делом, устанавливает ясные знамения – может быть, вы уверитесь во встрече с вашим Господом!» Сура «Гром» 13:2

Во-первых, сотворение из ничего или же из Своего «Нура» – самый простой вариант перевода этого слова. «Свет» можно перевести и как «энергия» «волны» и т.д.

И поэтому, если Господь говорит в Коране «Аллах – свет небес и земли. Его свет точно ниша; в ней светильник; светильник в стекле; стекло, точно жемчужная звезда. Зажигается он от дерева благословенного  маслины, ни восточной, ни западной. Масло ее готово воспламениться, хотя бы его и не коснулся огонь. Свет на свете! Ведет Аллах к Своему свету, кого пожелает, и приводит Аллах притчи для людей! Аллах сведущ о всякой вещи!» (24:35).

Остается тайной Господа сотворение Мироздания в «пустоте» или же от «Господнего Нура» – в физическом вакууме, о котором говорится в данном знамении.

Теперь обратимся к Великому чтению. Начавшийся процесс расширения (в первое время с вселенской скоростью), продолжается и сейчас, это и дает понять Господь словами «...и Мы Расширители (расширяющие)» 51:47, то есть процесс по настоящее время продолжается и еще не остановлен.

Ответ на второй вопрос: как все космическое стало таким, каким мы его видим сейчас?

Более или менее достоверные научные ответы на второй вопрос начали появляться с середины шестидесятых годов. В настоящее время имеются четкие ответы на этот вопрос, и считается, что достаточно четкие контуры эволюции космической материи от первоначального горячего состояния (огненного шара) до образования галактик звездных систем.

Так не об этом ли говорит наш Господь в своем послании: «Затем Он утвердился к небесам – а они были дымом, и сказал им и земле: «Приходите добровольно и невольно! И сказали они: «Мы приходим добровольно». 41:11

Каким же другим словом мог выразить Господь первоначальное «горячее состояние» будущей Вселенной, кроме как «дым»? Ясное дело, что «дым» исходит от огня, но этот дым – не простой дым, который просто остывает и сядет на землю, а этот дым имеет более глубокое значение, и я надеюсь, читатель задумается над всем этим и вникнет в изучение.

Теперь по поводу третьего вопроса – какими были те исходные физические условия? Современная космологическая наука говорит о том, что космологические начальные условия были сингулярными, т.е. геометрическая сущность нулевого размера. Основоположник современной релятивисткой расширяющейся Вселенной советский ученый А. А. Фридман говорил о наличии начала космологической эволюции и ее конца. При этом потребляет еще в те времена воинствующего атеизма, коих плоды мы пожинаем и ныне, такие режущие привычный еще для многих материалистический слух выражения, как «сотворение из ничего» и «Вселенная сжимается в точку (ничто)».

Таким образом, то состояние космологической сингулярности есть исходный пункт эволюции нестационарной Вселенной... И, соответственно, в математическом смысле сингулярное состояние и в самом деле представляется как ничто – геометрическая сущность нулевого размера. С точки зрения физики же сингулярность представляет собой особое состояние, где плотность вещества и кривизна пространства-времени стянута в точку. Подобные утверждения столь необычны, что не укладываются не только в обыденное сознание, но и в здравый научный смысл.

Тем не менее, с точки зрения современной космологии, можно выделить следующие особенности этого вопроса:

В первых, , еще не известно, имеет ли начальное сингулярное состояние достаточно конкретное физическое содержание или нет, и описать это состояние современной теоретической физикой, ее уравнениями, практически невозможно. Потому что мы не живем вне этой Вселенной в многомерном Мироздании. И мы не должны забывать слова Творца этого Мироздания Господа Миров: «...а они не постигают из Его знания, кроме того, что Он пожелает...!» (2:255)

«Скажи: «Есть ли среди ваших сотоварищей тот, кто создает творение, затем воссоздает его?» Скажи: «Аллах создает творение, затем воссоздает его. До чего же вы отвращены от истины

Спроси: «Есть ли среди ваших сотоварищей тот, кто ведет к истине?» Скажи: «Аллах ведет к истине и имеет больше прав, чтобы за ним следовали, или тот, кто сам не ведет, если его не будут вести? Что с вами, как вы рассуждаете?»

И большинство их следуют за предположениями. Ведь предположение ни в чем не избавляет от истины. Поистине, Аллах знает то, что они делают!

И не мог этот Коран быть измышленным помимо Аллаха, а только – в подтверждение истинности того, что было ниспослано до него, и в изъяснение писания, – в нем нет сомнения! от Господа миров.

Может быть, они скажут: «Измыслил он его». Скажи: «Приведите же суру, подобную ему, и призывайте, кого вы можете, помимо Аллаха, если вы правдивы!»

Да считают они ложью то, знания чего не объемлют и чего толкование еще не пришло к ним. Так считали ложью и бывшие до них. Смотри же, каков был конец неправедных!

Среди них есть такие, что верят в Него, и такие, что не верят в Него; Господь твой лучше знает этих нечестивцев!» Сура «Йунус» 10:34-39

«Аллах впервые производит творение, потом повторяет его, потом к Нему вы вернетесь!» Сура «Румы» 30:11

«Он – Тот, Кто впервые производит творение, а потом воссоздает его. Это еще легче для Него (исходя из вашего суждения о том, что повторить что-нибудь легче, чем создать впервые). Аллаху принадлежит в этом творении (абсолютное могущество, полнейшая мудрость и наивысшее достоинство), как высочайший пример в небесах и на земле. Он – Великий и Мудрый (в Своих делах)!» Сура «Румы» 30:27

В этом отношении ученые-философы и физики в основном трактуют состояние сингулярности как понятийную фиксацию абсолютного начала «всех вещей и событий».

Во-вторых, мы, люди, с нашим разумом, должны понимать, что нам еще не дано знать, что было до этого, то есть перед началом этого «мира, в котором мы живем». Как сказал Всевышний, «Да считают они ложью то, знание чего не объемлют», или же, выражаясь современным научным языком, мы – существа, находящиеся под законами трехмерности, не можем понимать четырехмерные, а тем более многомерные измерения.

Не понимая и не зная многих законов развития природы, традиционная физика различала две вещи, то есть два момента: необходимое, то есть логически неизбежное, предвидимое из известных законов, и случайное, еще неизвестное, то есть несущественное, непонятное или же недоказуемое. Эти моменты не входят в те законы физики, которые укладываются в трехмерные измерения, куда мы и входим.

Американский физик теоретик Вигнер, описывая суть этого великого открытия в естествознании в эпоху Ньютона, пишет: «Мир очень сложен, и человеческий разум явно не в состоянии полностью постичь его. Именно поэтому человек придумал искусственный прием – в сложной природе мира винить то, что принято называть случайным, и таким образом смог выделить область, которую можно описать с помощью простых закономерностей. Сложности получили названия начальных условий, а то, что абстрагировано от случайного, стало называться законами природы. Подобно тому, как юридические законы регулируют действия и поведение людей при некоторых заранее оговоренных условиях, но не пытаются устанавливать нормы для всех действий и любого варианта поведения, законы физики определяют поведение рассматриваемых ею тел только при вполне определенных условиях и представляют большую свободу вне этих условий. Элементы поведения, не определяемые законами природы, называются начальными условиями. Вместе с законами природы начальные условия определяют поведение настолько, насколько его вообще можно рассматривать как наложение дополнительных начальных условий».

Поговорим о начальных условиях, которые могли быть перед сотворением Вселенной, где существовали всевозможные значения фундаментальных физических постоянных, которые характеризовали всевозможными физическими взаимодействиями и вытыкающие отсюда бесконечное разнообразие начальных условий. Можно предположить, что Господь в этой ситуации создает величины, которые приводят к набору особенностей и параметров, способствующих возникновению нашей Вселенной – антропный мир, где со временем появляется высшее существо – разумный человек, кем и является каждый из нас, если допустить, что эти высшие существа не были упорядочены и не являлись компонентами Господнего Нура.

Согласно современным исследованиям естествознания, вакуум, который является предшествующим физическим состоянием Вселенной, – не пустота. В физическом вакууме, как указывают теоретические физики, происходили постоянные процессы рождения и уничтожения виртуальных (вообразимых) частиц. В этом физическом вакууме появляются, вернее, создаются Творцом те начальные условия для сотворения нашей Вселенной.

Изучая природу, окружающий мир, основной задачей считается нахождение выраженных в математической форме фундаментальных законов. Что же касается начальных условий, то мне хотелось бы вспомнить хадисы пророка Мухаммеда (благословение Аллаха и мир ему).

«Человек распознает все, кроме духа и предначертанности».

«Человек распознает все, кроме Мироздания и предначертанности».

Альберт Эйнштейн, говоря о физическом познании, писал: «Мы хотим не только знать, как устроена природа, но и иметь возможность достичь цели, цели, может быть, утопической и дерзкой на вид, – узнать, почему природа является именно такой, а не другой».

Прекрасные Имена-Атрибуты Господа

«Он – Аллах, Творец, Создатель, Образователь…. У Него самые прекрасные Имена – (Атрибуты), (открывающие Сущность Творца) Славят Его, что в небесах и на земле. Он  Великий, Мудрый!» Сура «Собрание» 59:24

У Господа девяносто девять прекрасных Имен-Атрибутов. Из них восемьдесят один указан в Господнем Слове – Коране, а восемнадцать в сунне Посланника Аллаха (с.а.с.). Эти прекрасные Имена-Атрибуты, описывающие качественные стороны Господа, – указывают также Его Сущность.

Ниже рассмотрим смысл некоторых из этих Имен.

I. АЛЬ МУБДИ – Начинающий. Тот, Кто с самого начала, без примера и прообраза сотворил все сущее.

«К Нему ваше возвращение, всех, по обетованию Аллаха истинному. Вот ОН начинает творение, потом повторяет его, чтобы воздать тем, которые уверовали и творили благое по справедливости. А те, кто не веровали, для них  питье из кипятка и наказание мучительное за то, что они не веровали». Сура «Йунус» 10:4

II. АЛЬ БАРИЙУ – Творец, Создатель. Тот, Кто создал все сущее из ничего в физическом вакууме. Сура «Собрание» 59:24

III. БАДИЙ*У» – 1.ТВОРЕЦ, Создатель, Созидатель. 2. изумительный; происходит от слова «Абда*а» – делать, творить, создавать; «Ибтада*а» – выдумывать, придумывать, изобретать, вводить новшество. В Коране используется имя Творца словом «Бадий*у» (Созидатель, вводящий новое) в следующих аятах:

«Он Творец (Первосоздатель) небес и земли, а когда Он принимает решение, то стоит Ему сказать: «Будь!» – и оно бывает».

Сура «Корова» 2:117

«Создатель изначального (порядка) небес и земли!..»

IV. ХАЛИК – Творец, от слова «халакьа» – творить, выдумывать, создавать:

«Это для вас – АЛЛАХ, ваш Господь, нет божества кроме Него, ТВОРЕЦ (Халик) всякой вещи. Поклоняйтесь же ему! Поистине, Он – Поручитель (Попечитель и Хранитель) над каждой вещью!

Не постигает Его взор, а Он постигает взоры; Он – проницателен, Сведущий!» Сура «Скот» 6:102-103

V. ФАТИР – ТВОРЕЦ, от слова «фатара – раскалывать, создавать. От этого же слова произошли такие слова, обозначающие распухание после некоторой горячей обработки, как «футрун» – грибы; «футуратун» – пирожок; фатийрат – пышка. В данном варианте сущность атрибута указывает на то, что после сотворения зародыша горячей Вселенной ее эволюционное развитие протекает наподобие разбухания очень сильно сжатой губки.

1.Скажи: «Разве кого-нибудь другого возьму я покровителем, кроме Аллаха, (Фатир) – Творец небес и земли? Он питает, а Его не питают». Скажи: «Мне повелено быть первым из тех, кто предался. Не будьте же в числе многобожников». Сура «Скот» 6:14

2.Господи! Ты даровал мне власть и научил меня толкованию событий, Творец – (Фатир) небес и земли, Ты мой покровитель в мире здешнем и будущем. Упокой меня предавшимся Тебе и причисли к праведникам! Сура 12:101

3.Сказали их посланники: «Разве об Аллахе сомнение, Творец небес и земли?» Сура «Ибрагьим» 14:10

4.Хвала Аллаху Творцу (Фатир) небес и земли... Он увеличивает в творении, что Ему угодно, Аллах мощен над каждой вещью!» Сура «Ангелы» 35:1

5.Скажи: «О Аллах, Творец небес и земли, Ведающий сокровенное и явное: Ты судишь между Твоими рабами то, в чем они разногласят». Сура «Толпы» 39:46

6. «Творец небес и земли. Он создал вам из самих себя пары и из животных пары. Он сеет вас там; нет ничего подобного Ему. Он – Слышащий и Видящий! У него ключи небес и земли; Он уширяет удел, кому пожелает, и соразмеряет. Поистине, Он о всякой вещи сведущ!» Сура «Совет» 42:11,12

«Поистине Аллах держит небеса и землю (в строгом порядке), чтобы они (не выбились из-под Его управы) и исчезли, а если это Он не сделает, то никто не удержит (этот порядок) после Него, и исчезли бы они. Он истинно воздержан и прощающ». Сура «Ангелы» 35:41

VI. Используется слово «Бана» – строить, возводить, сооружать – в следующих аятах:

«И построили над вами семь завесой (небес самостоятельных)». Сура «Весть» 78:12

«Разве не смотрели они на небо над ними, как Мы воздвигли его и разукрасили, и нет в нем расщелин!

И землю Мы распростерли и устроили на ней прочно стоящие и произрастили на ней всякие красивые пары для созерцания и напоминания всякому рабу обращающемуся...» Сура «Каф» 50:6-8

«И небо воздвигли Мы мощью Нашей, а ведь Мы расширители!»

Сура «Рассеивающие» 51:47.

Таким образом, в Коране сотворение и эволюционное развитие Мироздания, где Вселенные расположены слоями и вложены одна в другую, описываются разными словами. Хотя в прошлом не придавали этому значения и не вникали в них, они имеют различные смыслы. Господь, предвидя, какое это будет иметь значение в будущем с развитием космологической науки, дает возможность человеку познать многие стороны развития природы, согласно аяту: «Мы раскроем им знамения о «горизонтах» и в них самих», – открывая человеку тайны строения и развития Мироздания, изложил процесс сотворения развития, закодировав разными многосмысловыми словами. Поэтому если в течение столетий, может быть, не придавали значения тем тонким оттенкам смыслов коранических Божественных слов, то нам далее необходимо обратить на это внимание.

Исторический опыт говорит о том, что физическая наука и современная теория эволюции Вселенной остается, если можно так выразиться, неполной. Поэтому приходится прибегать к так называемым начальным условиям развития космической материи и пользоваться определенными данными, которые, несмотря на свое существенное значение для дальнейшего развития Вселенной, сами по себе не вытекают из этих самих теорий, и этому, таким образом, нет логического объяснения.

Модно стало в современной космологии задаваться вопросом, имеющим практически огромное мировоззренческое и теоретическое значение: почему Вселенная имеет именно такие свойства и отношения, которые наблюдаемы нами, а не другие физические характеристики? Например, в нашей наблюдаемой Вселенной имеются лишь известные типы элементарных частиц. Еще вопрос: почему в этой Вселенной нет и невозможно «ощутить» антивещества? Почему все это развивается и расширяется по этим законам, а не по другим, и с такой скоростью и по этим параметрам? И почему космическое пространство столь однородно?

Начальные условия эволюции Вселенной породили достаточно сложные структуры во всех масштабах – от энергии и элементарных частиц до сверхскоплений галактик – с возможностью существования условий, где возникают сложные формы движения материи, жизнь и такие высокоразвитые существа, как человек.

Окружающая нас Вселенная обладает определенными физическими свойствами и закономерностями, все ли они познаваемы человеком. Здесь уместно вспомнить предупреждение Всевышнего: «И не постигают они из Его знания, кроме того, что Он пожелает». 2:255.

Как происходит эволюция Вселенной, как зарождается и эволюционирует в такой Вселенной жизнь? Что представляет собой «античастица», «антивещество», «антимир» (параллельные миры), течение времени в них, и как протекает в них жизнь?

Описывая космологические модели Вселенной в современной физике, уделяют много внимания на свойства ранней Вселенной. В ранней стадии своего развития после сотворения Вселенная развивается по модели, описанной Де Ситтером, а в последующем развитие происходит по модели Фридмана. Если во время первотолчка, после сотворения Вселенная развивается по одним законам, то через некоторый промежуток времени, как описывает современная космология, развитие проходит по другим законам.

«...все течет до определенного предела. Он управляет (Своим) делом, устанавливает ясно знамения, – может быть, вы уверитесь во встрече с вашим Господом!»

Сура «Гром» 13:2

«Клянусь вырывающими с силой,

Извлекающими стремительно,

Плавающими плавно,

Опережающими быстро,

И распределяющими приказ!»

Сура «Вырывающие» 79:1-5

Из вышеуказанных знамений мы видим: ангелы, которые по воле Аллагьа осуществляют эволюционное развитие Вселенной по Господним законам, развивают сотворение и развитие Вселенной сначала бурно, стремительно, а в последующем протекает плавное расширение ее, это подтверждают достижения современной науки.

«Поистине, Мы всякую вещь сотворили по мере (предопределению)! И приказание Наше – едино, как мгновение ока». 54:49

Раздувающаяся Деситтеровская стадия роста размеров Вселенной, по данным современной космологии, длится примерно 10–35 секунды. В это время Вселенная быстро расширяется, заполняющий ее вакуум как бы растягивается без изменений своих свойств. И эта Вселенная была в первое время крайне неустойчива, энергетически напряженна. Возникновение малейшей неоднородности в образовавшейся Вселенной, возможно, способствовало переходу в другое состояние, с выделением колоссальной энергии за счет разности его начального и конечного состояния и появлением реальных частиц, из которых со временем образовалось вещество нашей Вселенной.

Согласно современным концепциям физики, вакуум – не пустота, и в этом вакууме протекают процессы рождения и уничтожения виртуальных (воображаемых) частиц. В результате взаимодействия этих частиц в вакууме появляется некоторая плотность энергии и возникает отрицательное давление. Энергия вакуумоподобного состояния переходит в энергию обычной материи, гравитационное отталкивание сменяется обычной гравитацией, что приводит к замедлению расширения. И с этого момента, согласно концепции современного естествознания, Вселенная начинается развиваться по известной стандартной космологической модели эволюции.

Согласно современным данным, горячая модель Вселенной исходит из наблюдаемого в настоящее время факта ее расширения и объясняет три достоверно установленных факта: наличие барионной асимметрии Вселенной, космическое отношение числа фотонов к числу барионов – 109; однородность и изотропность реликтового излучения.

Теория большого Взрыва, расширяющейся Вселенной считается общепринятой. Согласно этой теории, наша Вселенная развивалась из первоначального состояния, которое можно представить в виде сгустка сверхплотной раскаленной материи, возникшей в физическом вакууме. Излучения и вещество в нем находились в тепловом равновесии. В этом зародыше ранней Вселенной фотоны эффективно взаимодействовали с веществом, число частиц было равно числу античастиц.

«Слава тому, Кто создал все пары из тех, что выращивает земля, и из них самих, и из того, чего они не знают!» Сура «Йа Син» 36:36

По мере расширения и остывания рождаются кварки и антикварки, с некоторым перевесом первых, при этом сохраняется асимметрия, которая не зависит от начальных условий, родившиеся в результате распада лептокварков антикварки и кварки аннигилируются (уничтожаются), небольшой же избыток кварков выживает и является материалом, из которого строится вещество Вселенной. Нейтроны и протоны – основные строительные элементы нашего вещества – появляются через 10 секунд после Большого Взрыва.

«Аллах – Творец всякой вещи, Он поручитель за всякую вещь». Сура «Толпы» 39:62

До времени t = 10 секунд подавляющая часть энергии сгустка заключена в излучении, после этого момента в связи с образованием протонов в веществе, по мере расширения и остывания Вселенной в момент времени t = 3 мин. 44 сек. начинается образование стабильных ядер легких элементов –эра космологического нуклеосинтеза. Эта эра длится всего полчаса. Рассчитана по этой модели концентрация гелия во Вселенной (около 25% по массе), совпадает по данным астрофизических наблюдений.

После эры образования ядер космологического нуклеосинтеза Вселенная тихо остывает. Ее температура опускается настолько, что электроны начинают соединяться с ядрами, образуя атомы. Энергии фотонов не хватает для их разрушения, с этого момента излучение отрывается от вещества. Дальнейшая эволюция излучения происходит в полном соответствии с законами теплового излучения.

Теоретическое значение температуры этого реликтового излучения, дожившего до наших дней, соответствует экспериментальным данным. Таким образом, только водород и гелий образуются собственно в большом взрыве, а тяжелые элементы образуются в недрах звезд и рассеиваются в пространстве благодаря звездным взрывам.

Для дальнейшего развития наиболее важным представляется то, что в первые мгновения образования нашей Вселенной сформировался весь тот набор физических закономерностей и фундаментальных постоянных, которые и обусловили ход последующей эволюции Вселенной.